Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.05.2006 | Татьяна Становая
Таможня в центре борьбы «питерцев»
11 мая президент России Владимир Путин подписал указ «Вопросы Федеральной таможенной службы». В соответствии с ним ФТС выведена из-под МЭРТ и переподчинена непосредственно главе правительства. 12 мая премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о снятии с должности главы ФТС Александра Жерихова и назначении на этот пост Андрея Бельянинова, ранее возглавлявшего Рособоронзаказ.
ФСТ была подчинена МЭРТу весной 2004 года, когда было назначено новое правительство и проведена административная реформа. Тогда получение контроля МЭРТ над таможней было расценено как большая аппаратная победа Германа Грефа. Однако за два года таможня оставалась де-факто автономной структурой, и влияние МЭРТ на ее оперативную деятельность было недостаточно. Более того, МЭРТ не сумел пролоббировать назначение на должность главы ФТС своего человека. Сам факт того, что глава ФТС (сначала ГТК) Александр Жерихов был назначен на пост гораздо позднее большинства глав ведомств исполнительной власти, свидетельствовало о непростой борьбе вокруг таможни. Жерихов известен тем, что работал вместе с Владимиром Путиным в разведке на германском направлении - в посольствах СССР в ГДР и ФРГ. В 1991 году он перешел на таможенную службу. После прихода Путина в Кремль Жерихов получил ряд важных назначений. Вначале он возглавил Центральное таможенное управление (одно из наиболее значимых в ведомстве), а в конце 2003 года стал заместителем председателя ГТК.ФТС всегда была объектом интереса «силовиков», поскольку ее деятельность сопряжена с вопросами безопасности и борьбы с контрабандой. Сам факт подчинения таможни «либералам» во главе с Германом Грефом при назначении на пост главы ФТС «силовика» закладывало конфликт в механизм управления таможней. Более того, это резко повышало уязвимость МЭРТа в случае неприятностей на таможне.
С начала этого года борьба за контроль над таможней развернулась уже в открытой стадии. Аресты крупных партий сотовых телефонов, подозрения в коррупции сотрудников таможни, судя по всему, было частью этой борьбы. В нее активно вступила и Генеральная прокуратура, которая возбудила десятники уголовных дел в отношении сотрудников таможен, подозреваемых в коррупции. Затем последовало сообщение о задержании прокуратурой чиновников МЭРТа - их обвиняли в незаконном распределении импортных квот на мясо. Преследованию подверглись, прежде всего, люди, пришедшие в таможню по линии МЭРТ. Генеральная прокуратура России провела обыск в центральном офисе Федеральной таможенной службы России в Москве по квотному делу.
Таким образом, Генпрокуратура начала кампанию в первую очередь против МЭРТа, отвечающего за таможню. Как заявил источник в МЭРТе в интервью газете «Ведомости», «безусловно, вся эта кампания (по поимке таможенников) имела именно эту цель (вывести таможню из ведения Минэкономразвития). Но если такова плата за то, чтобы невинные люди, например, начальник Дальневосточной таможни, вышли из тюрьмы, то министерство согласно». Напомним, что две недели назад были арестованы начальник Дальневосточного таможенного управления Эрнест Бахшецян (считающийся человеком Грефа) и его заместитель Александр Воробьев – эта акция может быть частью кампании по давлению на министерство.МЭРТ в данной ситуации оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, оно не обладало достаточными реальными рычагами влияния на работу таможни. С другой стороны, оно было ответственно за все то, что происходит в ФТС. Объяснения МЭРТ, что уголовные дела против сотрудников министерства возбуждаются на основе результатов собственных расследований, были дезавуированы Генеральной прокуратурой.
Ситуация вокруг таможни стала мощным аргументом в пользу вывода ФТС из-под контроля МЭРТа. Среди конкурентов МЭРТа в борьбе за контроль над таможней уже традиционно называют Генеральную прокуратуру и ФСБ. Так, МВД, которое проводило акции по аресту «контрафакта» на таможне, находится в зоне влияния главы ФСБ Николая Патрушева. А уголовные дела, связанные с коррупцией, исходят от Генеральной прокуратуры.
В апреле этого года в ситуацию вокруг таможни вмешался и президент. На совещании с членами правительства он потребовал от министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и бизнес-структур. «Когда мы на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?» - спросил Путин, обращаясь к главе Минэкономразвития Герману Грефу.
Очевидно, что президента не устраивает ни сам факт борьбы вокруг таможни, ни эффективность работы таможенной службы. Для Владимира Путина важно, чтобы на тех участках ответственности, которые доверены чиновникам, было более или менее стабильно. По опыту уже известно, что президент реагирует не на саму борьбу за административные ресурсы и ведомства, а на способность чиновников «выстоять» в этой борьбе. Если этого не происходит, то президент, как правило, принимает решение по принципу «ни нашим, ни вашим», как отметил источник газеты «Ведомости» в правительстве.
В итоге ФТС выведена из-под контроля МЭРТ и переподчинена премьер-министру, ей переданы функции министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Одновременно «чистки» прошли во всех силовых органах, участвовавших в событиях вокруг таможни и МЭРТ. В пятницу распоряжениями президента, премьер-министра, приказами генпрокурора и министра внутренних дел отправлены в отставку и уволены со службы ряд высокопоставленных сотрудников ФСБ, таможни, прокуратуры и МВД.
Распоряжением президента отправлены в отставку и уволены с военной службы первый замначальника оперативно-розыскного управления Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ генерал-майор Евгений Колесников, замначальника оперативно-розыскного управления той же службы генерал-майор А.П.Плотников, замруководителя службы - начальник управления по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков службы экономической безопасности ФСБ генерал-лейтенант С.И.Фоменко. Приказом генпрокурора отправлены в отставку и уволены из органов прокуратуры первый зампрокурора Москвы советник юстиции М.Е.Никонов, первый заместитель начальника главного управления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФКСН, ФТС и юстиции генпрокуратуры Д.А.Полищук. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов внес представление о досрочном прекращении полномочий членов Совета федерации: от Ямало-Ненецкого АО - Бориса Гутина (бывший заместитель председателя ГТК России), от Приморского края - Игоря Иванова (бывший вице-губернатор Приморского края, отвечавший, в том числе и за таможню), от Хакасии - Аркадия Саркисяна (человек Олега Дерипаски), от администрации Ненецкого АО - Александра Сабадаша («водочный король»). Распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова также освобождены от занимаемых должностей заместители руководителя Федеральной таможенной службы Юрий Азаров и Леонид Лозбенко.Всех этих людей объединяет причастность к делам, связанным с таможней. Такие скоординированные, «повальные» отставки указывают на то, что было дано личное указание президента уволить всех, кто причастен к таможенному скандалу. При этом в данном случае источник «легитимации власти» не играет роли, ведь фактически «уволены» и сенаторы, которые получают полномочия от региональных властей. Недовольство президента, видимо, достигло своего предела.
Удары нанесены, прежде всего, по МВД и ФСБ. Генеральная прокуратура «пострадала» в меньшей степени. Мощнейший удар нанесен и по бизнесу, который был встроен в органы власти. Не исключено, что в Кремле «силовая» часть окружения президента воспользовалась таможенным скандалом для нанесения удара, прежде всего, по ФСБ и МВД (как близким друг к другу с клановой точки зрения). Генеральный прокурор же Владимир Устинов в последние годы считался человеком, очень близким к Игорю Сечину (по данным СМИ, они стали родственниками после брака их детей).
ФТС возглавил Андрей Бельянинов, ранее руководивший Федеральной службой по оборонному заказу. Бельянинов принадлежит к числу близких к президенту людей, проработавших с Владимиром Путиным в разведке, затем был топ-менеджером в банковской сфере. С ноября 2000 года был генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт». Тогда его заместителем являлся Сергей Чемезов – нынешний глава «Рособоронэкспорта», который работал вместе с ним в ГДР. Реально Чемезов изначально играл более значительную роль в этой компании, чем его формальный начальник. После того, как лидирующая роль Чемезова была официально оформлена, Бельянинов возглавил Федеральную службу по оборонному заказу (ФСОЗ) Министерства обороны РФ. Однако его связи с Чемезовым не прекратились: так, Бельянинов присутствовал на недавнем собрании членов Российского союза машиностроителей, на котором было принято решение об избрании Чемезова руководителем бюро этой организации.
Приход Бельянинова на таможню может быть истолкован как усиление позиций Чемезова – вслед за его экспансией на «АвтоВАЗ» (где его союзником является бывший вице-премьер, а ныне глава агентства по промышленности Борис Алешин). В то же время частично «разводятся» интересы Чемезова и Сергея Иванова, которые выглядели конкурентами в вопросе о контроле над ВПК. Теперь министр обороны получает возможность провести на пост главы ФСОЗ своего человека. Из этого следует, что в окружении президента формируется новая группа влияния Чемезова-Бельянинова, институционализированная через контроль над «АвтоВАЗом» и усиленная административными возможностями в исполнительной власти.
Ситуация вокруг российской таможни интересна с точки зрения расстановки сил внутри правительства. Давний конфликт между либералами и премьер-министром, связанный с идеологическими, управленческими и конкурентными факторами, проявился и в борьбе за таможню. За два года с момента прихода в правительство Михаила Фрадкова соотношение сил постоянно менялось в пользу премьера, который до сих пор продолжает набирать вес. При этом Герман Греф за последнее время удостоился двух критических замечаний со стороны президента: первый раз это касалось вопросов экспорта необработанной древесины, второй раз – таможни. Сам Фрадков пытается выстроить отношения с Грефом на свой лад: с одной стороны, он приподнимает его роль в правительстве (не так давно Фрадков призвал Грефа стать куратором всей внешнеэкономической деятельности правительства и главным либералом), но, с другой, тем самым встраивает в собственную иерархию, повышая управляемость кабинета министров.
Показательно, что президент России также уже на протяжении двух лет с момента назначения Фрадкова, избегает его критики и не раз даже вставал на его защиту на фоне критики деятельности правительства и регулярных слухов о вероятности отставки премьера. При этом очевидно, что правительство в его нынешнем виде недостаточно эффективно и поводов для его критики со стороны президента предостаточно. Ожидалось, что тема неэффективности правительства будет затронута в ежегодном Послании президента Федеральному Собранию. Однако Владимир Путин еще ни разу не поднимал ее. Понятно, что критика правительства – это, в первую очередь, критика ее руководителя и провоцирование слухов о вероятной отставке Фрадкова.
Отсутствие критики правительства в Послании, передача Фрадкову контроля на ФТС свидетельствуют об укреплении роли премьера, а также о том, что Владимир Путин в ряде вопросов начинает доверять ему больше, чем «приближенным» к себе правительственным либералам. Более того, судя по тому, как разрешился конфликт вокруг таможни, президент оценивает эффективность Фрадкова выше, чем эффективность Грефа. Это связано как с растущим влиянием и аппаратным весом премьер-министра, так и с его близостью к «силовикам».
Сразу после обнародования решения о передаче ФТС Фрадкову, из правительства последовал анонимный сигнал в сторону МЭРТа. Источник в аппарате правительства в интервью агентству «Интерфакс» особо обратил внимание на то, что уголовные дела, возбужденные по квотам на мясо, инициированы МЭРТом. Эти материалы были своевременно переданы МЭРТом в правоохранительные органы и стали основой для дальнейших расследований, заявил источник. Он также отметил, что в таможенной службе обнаружились застарелые проблемы системного характера, а опыт Фрадкова в этой сфере и его аппаратные возможности помогут в краткие сроки разобраться с проблемами, существующими в таможенных органах.
Высокопоставленный источник в Кремле также вроде бы публично попытался реабилитировать МЭРТ, отметив, что решение о передаче таможенной службы в ведение премьера, не означает никакого недоверия к руководству МЭРТа. «Речь, напротив, идет о другом - о необходимости разгрузить ведомство, возглавляемое Германом Грефом, от непрофильного направления, с тем чтобы МЭРТ сосредоточился на выполнении основных, даже основополагающих задач, о которых президент говорил в Послании Федеральному Собранию - формировании и реализации крупных инвестиционных программ, развитии и внедрении инновационной системы экономики».
Однако очевидно, что такая «защита» МЭРТа больше похожа на «медвежью услугу». Сфера влияния либералов внутри органов власти постепенно сужается, и это касается, в том числе, и правительственных либералов. Фактически сейчас Фрадков готовит Грефу ограниченную нишу идеолога-либерала экономической и промышленной политики, не имеющего существенного административного веса. Известно, что Греф всегда отличался своей аппаратной слабостью, что вместе с либеральной идеологизированностью и близостью к президенту создавало определенные неудобства для главы правительства. Поэтому Фрадков заинтересован в укреплении Грефа таким образом, чтобы аппаратно он был более дееспособен и менее опасен, а также ограничен идеологически.
По данным газеты «Ведомости», в МЭРТе в ближайшее время появится два новых департамента, один из которых будет заниматься промышленной политикой, а второй – бюджетированием по результатам, одним из ключевых направлений бюджетной реформы. Курировать эти департаменты будет Андрей Белоусов – заместитель Грефа, а ранее - советник Фрадкова. Стоит напомнить, что в президентском Послании Владимир Путин назвал основные направления промышленной политики: «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение». Тем самым Греф действительно вписывается в то распределение ролей, которое кажется Фрадкову наиболее оптимальным и с идеологической точки зрения (уравновесить либеральную политику активной промышленной), и с аппаратной (усиление Грефа для сдерживания главы Минфина Алексей Кудрина). Таким образом, правительство становится более управляемым и менее противоречивым, но одновременно и более «силовым» по аппаратному влиянию, и более «дирижистским» по идеологии.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.