Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.05.2006 | Анатолий Цыганок

России не хватает пространств

Слово «пространство» как нельзя лучше подходит для обсуждения проблемы, связанной с наследием парада суверенитетов 90-х годов. Сегодня концепции развития регионального и местного самоуправления нуждаются в переоценке. И не только потому, что таковы веяния в Кремле или на Старой площади. Думается, стремление сохранить нынешнее status quo без затрагивания интересов федеральных министерств и якобы лояльных лидеров республик, с использованием только бюрократических инициатив (укрупнения регионов, «губернизация», и т.п.) не решает проблемы, а только замедляют процессы преобразований.

Механическое закрепление границ федерального округа не устранило разрывы единого политического, правового, образовательного, юридического российского пространства. Формальное объединение нескольких республик, краев и областей в одно юридически размытое формирование (федеральный округ) или простое переименование республик в губернию, без радикальных изменений и создания единых форм правового, политического, юридического, образовательного, медицинского, правоохранительного пространства не дадут практических результатов.

«Парад суверенитетов» способствовал развитию и автономизации различных национальных групп, от чукчей и эскимосов до татар и ингушей, и вместо формирования единой российской гражданской нации на основе единого государственного языка, единой культурной общности, приоритетным стало развитие отдельных наций в составе Российской Федерации.

Самодеятельность, «местничество» региональных вождей, областных и краевых лидеров представляет не меньшую опасность и вызов для единого государства и единой российской гражданской нации, чем чеченский или аварский сепаратизм. Не меньшую опасность для единения России являют собой и нынешние учебники истории, в которых «прародителем всех наций в России» объявляются – в зависимости от этнической принадлежности авторов учебника - татары, башкиры или горские народы Кавказа, предки которых якобы «приплыли из Древней Эллады». И это лишь один из примеров региональной «вольницы». Но есть и другие, свидетельствующие о серьезных разрывах в едином правовом, гуманитарном и т.д. пространстве РФ.

Заявленная президентом России в недавнем послании Федеральному собранию борьба с коррупцией напоминает аналогичную борьбу с коррупционным «беспределом» во Франции двести лет назад. Поскольку российская конституция близка по духу французской, почему бы не последовать рецепту императора Наполеона, предпринявшему ряд мер, позволивших действительно снизить уровень коррупции во Франции? Двести лет назад уровень коррупционных связей, а также угрозы сепаратизма в этой стране были не меньшими, чем в современной России.

Собственно говоря, способов борьбы с коррупцией к настоящему времени выработано всего три.Первый – полная ликвидация коррупционной структуры. Примеры этого дали Грузия и Украина, где ликвидировали дорожную полицию. При этом коррупция и безопасность на дорогах от этого не уменьшились. Второй вариант - замена 100% сотрудников коррупционной структуры, что практически нереально. Третий вариант – максимальное ослабление коррупционных связей. Примером этого и служит со времен Наполеона Франция, где границы судебных, полицейских, образовательных, медицинских округов не совпадают с границами муниципальных округов и где глава муниципалитета не контролирует эти структуры, однако пользуется максимальной самостоятельностью в принятии социально–хозяйственных решений.

Аналогично для преодоления юридически–правового, образовательного местничества, прекращения политики кумовства и клановости, для преодоления разрывов во всех пространствах возможно образование общенациональных округов, имеющих общенациональное значение. Я солидарен с Сергеем Маркедоновым и его предложением создать в России судебные, образовательные округа, а также округа по управлению федеральным имуществом. Можно расширить список, образовав округа медицинские, правоохранительные, региональной и муниципальной безопасности.

Границы округов не должны совпадать как с существующими административными границами, так и между собой. При этом посты руководителей аналогичных структур в республиках, краях, областях ликвидируются, а их имущество и дела передаются в ведение новых руководителей округов, подчиненных главе федерального округа. Отбор кандидатур на должность руководителя того или иного округа должен осуществляться по определенным критериям. Во-первых, они не должны иметь в течение определенного времени (например, 5 последних лет) связей с территорией своей будущей службы. Во- вторых пребывание на данной должности не может превышать пяти лет. Для преодоления последствий «парада суверенитетов» целесообразно исключить из законодательных актов республик в составе РФ такие понятия, как «титульная нация», «коренное население», «коренной народ». Одновременно следует исключить из республиканских основных законов положения о том, что они «являются результатом политического самоопределения на этнической основе» и лишить национальные образования в составе России льгот и привилегий, связанных со статусом национальной республики» (Сергей Маркедонов. Тезисы по российской национальной политике. М. ИПВА. 2004. С.17). При этом важно организовать государственную поддержку (посредством грантов) объединениям регионального сотрудничества, функционирующим не на этнической основе. К ним можно отнести проекты Российского гражданского национализма (сибирские, уральские, волжские, беломорские, дальневосточные, забайкальские, южнороссийские, северные, прибалтийские). Все перечисленные предложения должны быть направлены на преодоление региональной исключительности и раздробленности и на разделение политического и национального начала. При этом развитие национальной культуры и самобытности должно рассматриваться как первоочередное право российского гражданина.

Главной целью российской политики в области безопасности должно стать введение «пространства безопасности» на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При делении единого пространства Российского государства на региональные и муниципальные округа безопасности и определении границ округов в первую очередь необходимо учесть несколько факторов: пространство безопасности региона и муниципалитета не являются равнозначным, а имеют существенные различия: по количеству населения, масштабам и количеству транспортных узлов и объектов, большеразмерных трубопроводных систем, гидротехнических сооружений или объектов повышенной опасности, имеющихся на территории, а следовательно, предполагают и различные, по сути, принципы организации системы безопасности.

В этой связи главным вопросом создания округов региональной и муниципальной безопасности должна стать общность взглядов на определение основных угроз безопасности для региона и муниципалитета, снижению уровня которых и будут способствовать структуры и организации региона или муниципалитета. Очень важная цель создания округов безопасности – поднятие авторитета и улучшение имиджа руководителей регионов и муниципальных образований в глазах населения.

На федеральном уровне возможно принятие федерального закона «О единой системе обеспечения безопасности пространства». Вернуться к выполнению федеральной программы по сплошной очистке от взрывоопасных предметов европейской части Российской Федерации, оставшихся со времен Второй мировой войны, в первую очередь – на маршрутах прохождения трасс трубопроводных систем, в районах транспортных узлов, сложных гидротехнических сооружений и особо опасных объектов. Ужесточить требования к безопасности энергетических и трубопроводных систем.

Обеспечить создание и использование частных военных организаций – аналог существующих в Северной Америке или на Ближнем Востоке - для охранных протяженных объектов (трубопроводных и энергетических систем, путей сообщений, акваторий портов и гидросооружений). Следующая мера – создание института профессиональных судей (юристов), занимающихся исключительно различными аспектами феномена терроризма, политического и религиозного экстремизма для беспристрастного расследования преступления, квалифицируемого как акт терроризма. Разрешить проблему, связанную с неумелым руководством и смешением юрисдикций (при объединении функций милиции и спецслужб в рамках одного ведомства реакция на события запаздывает, разделение функций по сбору разведывательной информации и правоприменительной деятельности способствует «предупреждению» терроризма).В рамках федерального центра создать централизованную федеральную базу данных по именам, адресам и местам работы и жительства трудовых мигрантов.

В региональных округах необходимо создать Центры безопасности и информации, взаимодействующие со СМИ и спецслужбами, МВД, силовыми структурами, службами спасения, для работы с местным населением. Главная их цель - приподнять завесу тайны, традиционно окружающую спецслужбы, завоевать доверие общества и изменить имидж спецслужб, полиции и милиции, пользующихся у населения дурной репутацией и не считающихся с законом.

Другими целями могут быть разработка программ, проясняющих характер и цели работы спецслужб, МВД, других силовых структур под лозунгом «предупреждать об опасности, а не паниковать». Проведение разъяснительных бесед с местным населением. Организация теле- и радиопередач, изготовление и рассылка информационных буклетов о работе спецслужб, мерах предосторожности при столкновении с террористической опасностью. Создание сети «номеров опасности» с использованием телефонов, радиосредств, телесредств со встроенным автоматическим номером «опасности». Разработка программ защиты от террористических угроз объектов «легкой добычи» - школ, детских садов, интернатов, общественных мест, учебных заведений путем размещение вблизи них оперативных частей МВД и организации постоянного наблюдения. Разработка аналогичных программы в отношении воздушного и морского транспорта (особенно малоразмерного - «москитного»), железнодорожных станций и метро, морских и речных портов и пристаней, городского транспорта общественного пользования.

В муниципальных округах и крупных городах в рамках создания «округа безопасности» разработать систему обеспечения безопасности, по аналогу Москвы и Санкт-Петербурга. В подчинении одного из заместителей, курирующих силовые и правоохранительные структуры, управление по ЧС, военкомат, ввести структурное подразделение, в задачу которого может быть вменена разработка программы «городская безопасность». Для ее выполнения привлечь федеральные, региональные, муниципальные и общественные структуры, охранно-сыскные предприятия, частные охранные предприятия, объединения граждан для снижения уровня опасности жителей города и улучшения имиджа правоохранительных структур, оказания содействия в создании центров безопасности. Необходимо организовать заблаговременную подготовку специалистов, способных практически организовать в городах действующую государственно-общественную структуру правоохранительной направленности, и частных специалистов под руководством исполнительной власти. Организовать обучение в центрах безопасности заместителей глав муниципальных подразделений, курирующих силовые и правоохранительные структуры и лиц, предполагающихся к назначению на должность руководителей государственно-общественных формирований городов и руководителей структурных подразделений этих формирований. Возможно обучение в центрах сотрудников муниципальной милиции и сотрудников транспортных организаций, предназначенных для организации взаимодействия с формированиями правоохранительной направленности.

Только в совокупности этих организационных и практических мероприятий возможно создать действующую систему безопасного пространства в региональных и муниципальных округах, в которой максимально будут задействованы по единому плану разнородные структуры безопасности федерального, регионального, муниципального уровня и общественного и частного порядка, в настоящее время действующие разрозненно.

Анатолий Цыганок - кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net