Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

25.05.2006

ГУАМ Россию не заменит

В минувшие вторник и среду в Киеве состоялась встреча глав государств-участников ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия). На встрече была подписана декларация о создании "Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ". О намерении стать учредителями организации заявили также Польша, Болгария и Румыния. В рамках новой организации надеются решить проблему территориальной целостности стран-участниц – в трех из четырех стран ГУАМ сталкиваются с серьезными территориальными проблемами. Также на саммите был подписан протокол о создании зоны свободной торговли и поставлен вопрос об энергетической безопасности. На вопросы "Политком.Ру" отвечает директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала «Вестник аналитики» Вагиф Гусейнов:

- На нынешнем саммите ГУАМ стал полноценной международной организацией, а в числе ее приоритетных партнеров - Европейский союз и НАТО. Что это значит для России?

- Последний саммит ГУАМ не поставил перед Россией совсем уж новых вызовов – планам по превращению этой аморфной структуры в организацию уже несколько лет, а внешнеполитическая ориентация стран, входящих в эту структуру, не очень сильно изменилась за последнее время. В то же время это событие отражает очень неприятную для России тенденцию – сплочение и координация политики стран, старающихся иметь с Россией как можно меньше связей – культурных, экономических, политических. Некоторое исключение здесь составляет Азербайджан, который старается поддерживать хорошие отношения с Россией при активизации военного сотрудничества с США (НАТО) и экономического – с ЕС.

Нельзя не отметить слабую экономическую составляющую этого блока: торговый оборот большинства этих стран с Россией больше, чем со всеми остальными государствами, входящими в ГУАМ. Более того, торговля, например, Азербайджана с этими государствами в последние годы стабильно уменьшалась. На этом фоне разговоры о создании свободной экономической зоны в рамках ГУАМ, которые идут уже несколько лет, выглядят, по крайней мере, странными. Единственно, что более или менее связывает эти государства – транспортные маршруты, развитие которых и интересует Европу и США. Речь, прежде всего, идет, разумеется, о поставках энергоресурсов из Каспийского региона.

При этом моральную и материальную поддержку ГУАМу с момента его основания оказывали США, поэтому дальнейшие успехи этой структуры во многом зависят от того, насколько серьезно Вашингтон решил заняться «блокостроительством» на границе России. Пока особых успехов в этом проекте, начатом в 1997 году, не видно.

- На первый план на саммите ГУАМ вышла тема энергетического сотрудничества стран-участниц организации. Насколько эти планы реалистичны, экономически обоснованы? Насколько они смогут ограничить влияние России, составить ей конкуренцию на этом пространстве или повлиять на ценообразование в энергетической области? Сможет ли газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум заменить Европе Россию как поставщика газа? Не могут ли они еще больше обострить противоречия между Россией и странами ГУАМ, особенно в том случае, если затронут старую проблему Каспия?

- То обстоятельство, что тема энергообеспечения стала одной из главных на саммите ГУАМ, не неожиданность. Для всех участников организации энергетические вопросы являются проблемами национальной экономической безопасности. Причем если Грузия, Украина и Молдавия являются потребителями энергоресурсов, то Азербайджан в этой связке фактически выступает в роли единственного гаранта энергетической безопасности нового формирования, одна из основных целей которого – ослабление от влияния России в сфере поставок углеводородов.

На саммите ГУАМ было предложено создать в рамках организации топливно-энергетический совет, который займется вопросами ТЭК. Однако планы создать на базе ГУАМ «энергетический щит» против российской энергетической экспансии выглядят малореалистичными. Причиной тому служат во многом разные цели, которые преследуют страны в этой организации. Тогда как Азербайджан, единственный среди членов ГУАМ обладающий необходимым энергетическим потенциалом, пытается использовать это преимущество для увеличения влияния на Западе, его коллеги по союзу пытаются в первую очередь решить свои энергетические и политические проблемы, основу которых составляет переход на рыночные рельсы в торговле углеводородами с Россией. Недаром президент Азербайджана был крайне скуп на комментарии относительно конкретных проектов в рамках ГУАМ. Несомненно, Баку не хочет делить политические преференции от энергодиалога с Западом с другими участниками организации. Об этом, в частности, говорит продолжающаяся уже много лет эпопея с поисками Украиной нефти для заполнения собственного европейски-ориентированного трубопровода Одесса-Броды. Нежелание прикаспийских государств (в том числе Азербайджана) усиливать геополитическое влияние Украины за счет приобретения ею статуса крупного транзитера каспийской нефти в Европу оставило трубопровод «сухим», что в свою очередь привело к изменению направления движения нефти на Одессу и использованию этого маршрута российскими компаниями.

Между тем у Азербайджана также существуют определенные проблемы с реализацией трубопроводных проектов в Европе.

Так, до сих пор не начал работу нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), несмотря на то, что его торжественное открытие состоялось почти год назад. Аналитики объясняют это не столько техническими проблемами, сколько отсутствием в Азербайджане достаточного количества нефти, чтобы обеспечить рентабельность проекта. Даже по официальным прогнозам ВР Azerbaijan, добычу максимальных 50 млн. тонн нефти в год добывающий проект АЧГ (группа месторождений Азери-Чираг-Гюнешли) сможет обеспечить лишь в период 2010-2016 гг. Затем добыча нефти на АЧГ начнет снижаться, а к 2025 г. должны закончиться запасы нефти на блоке.

С учетом этого как Азербайджан, так и основные лоббисты реализации трубопроводных проектов на Каспии - США и Евросоюз – заинтересованы в присоединении Казахстана к БТД и БТЭ. Так, президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер во время состоявшегося в апреле визита в Азербайджан заявил, что ЕБРР готов вложить дополнительные средства для организации доставки нефти из Казахстана до Баку для нефтепровода Баку - Джейхан. А состоявшийся 5 мая с.г. визит в Казахстан главного лоббиста нефтяных интересов США вице-президента Чейни лишний раз подчеркивает целеустремленность американской дипломатии, которая прикладывает значительные усилия для продвижения своей политики в Каспийском регионе. Однако затянувшиеся переговоры с Казахстаном о присоединении последнего к трубопроводным проектам откладывают сроки их реализации. Подписание документов по этому вопросу постоянно переносится.

В свою очередь, трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ) заменить Европе Россию как поставщика газа не сможет хотя бы по той причине, что на фоне растущих энергетических аппетитов Европы реализация этого трубопроводного проекта не приведет к коренному изменению ситуации на рынке. Пропускная способность БТЭ - всего 20 млрд. м3 в год, тогда как только «Газпром» в 2005 г. поставил в страны Западной Европы более 110 млрд. м3 газа. Кроме того, перспективы реализации этого газового проекта связаны в первую очередь с поисками рынка сбыта каспийского газа в Южной Европе, где он будет конкурировать с российским, предположительно более дешевым газом, который планируется поставлять как с использованием традиционных схем, так и расширяя объемы газа через «Голубой поток» с перспективами выхода на рынки Греции. Недаром эти планы российского концерна вызвали острую реакцию со стороны США, которые, выбрав наиболее подходящий с тактической точки зрения момент, когда Европа реально осознала свою зависимость от поставок российских углеводородов, усиливают свое давление на Турцию и Грецию с тем, чтобы они отказались от сотрудничества с «Газпромом».

Таким образом, перспективы энергетической составляющей ГУАМ просматриваются крайне туманно.

- Какие шаги должна предпринимать в ответ Россия? Являются ли организации ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС противовесом прозападно настроенным странам на постсоветском пространстве?

- Естественно, в сложившихся условиях России необходимо предпринять усилия для противодействия политике ее «окружения». Как представляется, «слабым звеном» в ГУАМ является Азербайджан, который в большей степени, чем Грузия, Молдавия и Украина, демонстрирует готовность развивать контакты с Москвой (подобный прецедент уже имел место в случае с Узбекистаном).

Кроме того, России необходимо и дальше укреплять свои позиции на постсоветском пространстве, с тем, чтобы не допустить в дальнейшем разрыва отношений с бывшими союзными республиками (как это случилось с Грузией, Украиной и Молдавией). В этой связи Москва должна и дальше следовать курсом на отказ от политического доминирования на постсоветском пространстве и укреплять взаимовыгодные экономические и гуманитарные контакты с другими членами СНГ (при этом не стоит забывать, что и члены ГУАМ все еще серьезно зависимы от России в экономическом отношении).

Как представляется, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС в контексте изменения политики России на постсоветском пространстве являются наиболее эффективными инструментами проведения здесь наших национальных интересов. Отчасти они, безусловно, являются противовесом ГУАМ, однако не это было ключевой целью их создания, которая, как это уже говорилось выше, заключалась в наращивания взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами СНГ.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net