Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.05.2006 | Татьяна Становая
Владимир Путин послал правительство в 2004 год
Сегодня президент России Владимир Путина направил председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову, а также спикерам верхней и нижней палат парламента РФ Бюджетное послание «О бюджетной политике в 2007 году». В нем есть как новации, которые касаются интересов нефтяников и региональных властей, так и традиционные вещи, повторяющиеся из послания в послание. Нынешний документ, по большому счету, является выражением поддержки проводимой правительственной политике в финансовой сфере. Президент тем самым одобрил работу как главы кабинета министров Михаила Фрадкова, так и главы Минфина Алексея Кудрина. Традиционно бюджетное послание является одним из самых значимых документов для Минфина: именно благодаря ему Алексею Кудрину часто удается отстаивать принципиальные позиции при формировании бюджета.
Как заявил Владимир Путин, «проводимая бюджетная политика соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием» в 2006 году. Иными словами, президент сходу дает понять, что концептуально доволен политикой правительства.
В то же время есть и критика, хотя она касается, прежде всего, сроков принятия решений и неточности в подготовке к реализации принятых решений. Скорее можно говорить о том, что Путин «пожурил» кабинет министров за ряд неточностей, в целом оставшись довольным. Президент недоволен высокими темпами инфляции: он призвал правительство бороться не с «всплесками», а с ее причинами. Также Путин напомнил о просчетах в реализации национальных проектов, указал на медлительность в подготовке нормативно-правовых актов в сфере госзакупок и концессий.
Сквозь все послание красной нитью проходила критика правительства за медлительность в реализации бюджетной реформы. Напомним, что она инициирована Минфином, предусматривает переход на финансирование по результату и повышение прозрачности, открытости бюджетной системы и ее эффективности. Владимир Путин признал, что многое уже сделано, но отметил недостаточный «акцент на оценке эффективности осуществляемых бюджетных расходов», а также указал на сбои при принятии трехлетних финансовых планов. Кстати, Владимир Путин призвал ввести в Бюджетный кодекс изменения, позволяющие законодательно утверждать финансовые планы на три года.
Одной из задач бюджетной политики в рамках проведения бюджетной реформы Владимир Путин назвал повышение результативности бюджетных расходов. «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом». Он также призвал к скорейшему переходу к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг, повысить прозрачность и объективность финансовой поддержки субъектов РФ (главное, по его мнению, стимулирование налоговой самостоятельности регионов). В очередной раз президент призвал и к повышению прозрачности, эффективности госзакупок, совершенствованию управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе и приватизации унитарных предприятий в целях структурных изменений в экономике.
Одной из главных тем послания стала налоговая политика. Здесь Владимир Путин предстал как либеральный политик, поддержавший дальнейшее снижение налоговой нагрузки и скорейшее принятие закона о налоговом администрировании (уже почти год находится на рассмотрении в Госдуме). Он призвал оценивать деятельность налоговых и таможенных органов не на основе выполнения ими плана, а на основе выполнения обязанностей по контролю за соблюдением законодательства. Президент также отметил недопустимость практики издания нормативно-правовых актов в сфере налогового законодательства после начала налогового периода – очень важное для бизнеса замечание. Заступился президент за бизнес и в одном из самых неприятных вопросов: в вопросе о выкупе земли. Он призвал правительство как можно скорее урегулировать проблему со снижением выкупной цены земельных участков под объектами, находящимися в частной собственности. Президент также упрекнул правительство за недостаточную эффективность в выведении зарплат малых и средних компаний из «тени».
Однако главными объектами налоговой и бюджетной политики, по его мнению, должны стать компании, занимающиеся инвестиционными и инновационными проектами. Так, президент призвал ввести нулевую ставку НДПИ для вновь вводимых нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на континентальном шельфе, а также установить понижающие коэффициенты к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Владимир Путин заявил, что механизмы инвестиционных институтов должны использоваться для поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов. При этом спор внутри правительства о пользе государственных инвестиций (или вреде, учитывая, что госинвестиции могут вытеснять частные) разрешил весьма интересным способом, заявив, что госинвестиции должны способствовать расширению частных инвестиций. «Использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в сфере высоких технологий [должно быть] в целях расширения частных инвестиций», - заявил президент в своем послании.
Президент однозначно поддержал Минфин в его борьбе с ростом непроцентных расходов. Так, в этом году он оказался рекордным и составил 24%. В послании Владимир Путин указал, что прирост непроцентных расходов необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики. Как известно, сейчас у нас рост экономики составляет около 6%. Однако в вопросе Стабфонда президент поддержал компромиссную позицию, к которой буквально недавно пришло правительство. Пожалуй, это главная новость в бюджетной политике в этом году.
Владимир Путин призвал создать фонд будущих поколений. «Необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема («фонд будущих поколений»). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП».
22 мая вице-премьер правительства РФ Александр Жуков заявил, что в правительстве обсуждается возможность создания в рамках Стабфонда Фонда будущих поколений. По словам Жукова, средства Фонда будущих поколений планируется направлять на развитие пенсионной системы, образования. Фонд будет находиться в управлении Центробанка, как и весь Стабфонд. Вице-премьер сообщил, что на 1 января размер Стабфонда составлял 1,2 трлн. рублей, ожидается, что к началу 2007 года он достигнет 2 трлн. Последует и дальнейший рост размера Стабфонда - при условии сохранения мировых цен на нефть. «Когда говорят о сохранении Стабилизационного фонда, надо посмотреть на мировой опыт. Например, в Норвегии одна часть фонда существует на случай мировых кризисов. Другая часть вкладывается в ликвидные ценные бумаги, в том числе, в акции частных компаний, чтобы эти средства прирастали для будущих поколений. Такая практика есть в Казахстане», - отметил Жуков. По его словам, правительство РФ рассматривает возможность вложения части стабфонда в акции частных иностранных компаний, так как они дают больший прирост. Что касается размера Фонда будущих поколений, то этот вопрос на стадии обсуждения, подчеркнул Жуков. «Начнем с малого, может быть с 10 процентов», - уточнил он.Таким образом, если на конец этого года размер Стабфонда составит около 2 трлн. рублей, то размер Фонда будущих поколений может составить около 200 млрд. рублей. При этом средства смогут размещаться, в том числе и в ценные бумаги иностранных компаний, против чего выступал Алесей Кудрин. Однако, судя по высказываниям Жукова, договоренность с Кудриным в этом вопросе достигнута. Не исключено, что именно из фонда будущих поколений будет финансироваться выделение средств на рождение второго ребенка (250 тыс. рублей). Об этом заявил Борис Грызлов сразу после обнародования Бюджетного послания президента.
Одновременно президент поддержал «золотое правило» стабфонда: средства Стабилизационного фонда сверх базового объема (500 млрд.) «должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и/или досрочное погашение государственного внешнего долга», - подчеркивает президент в бюджетном послании.
В то же время именно социальные расходы остаются главными приоритетами бюджетной политики. В послании говорится о необходимости выполнять решения по повышению заработной платы бюджетникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов. Особое внимание президент уделил пенсионерам. «В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера», - говорится в послании. В целом же приоритеты бюджетной политики укладываются в приоритеты национальных проектов.Говоря о межбюджетных отношениях, Владимир Путин, с одной стороны, поддержал региональные власти. Он призвал правительство заранее принимать законы, которые могут оказать влияние на поступления региональных налогов (не позднее чем за месяц до внесения проекта федерального бюджета в Госдуму). Однако, с другой стороны, выступил против роста иждивенческих настроений. Президент дважды в своем послании призвал создавать для регионов стимулы к повышению налоговой самостоятельности, привязав федеральные дотации к успехам региона в данной сфере (давняя идея министра регионального развития Владимира Яковлева и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина). Владимир Путин предложил также оказывать регионам помощь для финансирования социальной и инженерной инфраструктуры. Все средства, которые идут регионам в виде софинансирования, президент предложил объединить в Федеральный фонд софинансирования расходов, «установив единые и прозрачные принципы его распределении, в первую очередь, учитывая бюджетную обеспеченность регионов». Наконец, Владимир Путин заявил, что регионам, добившимся прогресса в повышении прозрачности своих финансов и качестве управления ими, надо выдавать бюджетные гранты.
Послание президента оказалось традиционным: в нем он не встает на сторону конфликтующих группировок в правительстве, предпочитая задавать лишь некие общие рамки и не вдаваться в конкретику. Начиная с 2004 года, когда правительство стало «своим» (после отставки «семейного» Касьянова) Бюджетные послания превратились в рутину. Под каждым президентским словом мог бы подписаться любой министр, в то время как основные интриги всегда были скрыты в мелочах. Кроме того, президент не хочет вдаваться и в концептуальные споры, которые уже не первый год идут в правительстве: что важнее, борьба с инфляцией или удвоение ВВП. Лишь косвенно можно полагать, что президент более важной считает борьбу с инфляцией, хотя, опять же, удвоение ВВП с повестки дня никто не снимал». Что же касается бюджетной реформы, то президент повторил почти все тезисы, которые были обозначены в послании 2004 года, когда реформа была в самом разгаре. Иными словами, он был вынужден вернуться к ней, поскольку она идет неэффективно. В целом нынешнее послание было очень похоже по своему характеру на послание 2004 года - в 2005-м интригой были сбои в монетизации льгот и «похороны» удвоения ВВП.
Ссылки по теме:
Путин озадачил правительство на среднесрочную перспективу
Предпоследнее послание: старый жанр, новый дискурс
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.