Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.06.2006 | Анатолий Цыганок

Как бы ни реформировать, лишь бы не реформировать

Армия не может пожаловаться на отсутствие внимания к ней: во всем мире ее проблемы постоянно у всех на слуху. Россия не исключение. Ни в одной области государственного строительства у нас не было столько вариантов реформ, как в военном вопросе. Но слова «военная реформа» и «реформирование Вооруженных сил» в различных слоях российского общества понимаются по-разному, в зависимости от того, кем они используются. Хотя Государственная Дума и приняла в 1999 году закон о военной реформе, где четко разграничила эти понятия, часто они смешиваются, отождествляются.

На самом деле второе понятие часть первого, поскольку военная реформа включает в себя факторы, хотя и способствующие реформе Вооруженных сил (правовые, социальные, экономические), но, по сути, значительно превосходящие ее рамки. В широком смысле слова военная реформа – это приведение всей оборонной деятельности государства в соответствии с политическими, социальными и экономическими изменениями в обществе с учетом состояния общества, экономики, военно-промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества. Военная реформа - составная часть комплексного реформирования государства, общества и их структур.

В то же время реформа Вооруженных сил предполагает принятие военной доктрины и определение стратегических задач, определение структуры и состава, уровня вооруженных сил и их переоснащения.Военные, а также представители политических партий и движений видят и трактуют понятие «реформа Вооруженных сил» очень широко, подчас вкладывают в эти слова диаметрально противоположный смысл. Многие не учитывают объективные предпосылки истории развития военного строительства на территории бывшего СССР. Неглубоко вникают в сущность существующих и перспективных угроз; понимая сущность реформирования самой структуры армии, преднамеренно затягивают вопросы реформирования для сохранения собственных постов и корпоративной солидарности. Другие преднамеренно, только с целью получения голосов в ходе выборов, уводят общество в сторону от главных вопросов военной реформы, отвлекая внимание, пусть на весьма важный, но совсем не единственный вопрос комплектования.Не только широкие слои общества, но и солидные ученые путаются в вопросах истории современного армейского строительства в Российской Федерации. Чаще всего путаница начинается с периода осени 1991-го до лета 1992 года. Например, в Российском энциклопедическом словаре этот период подан так: « В 1992 г. на основе большей части Сов. Армии создана Р.а. (Российская армия А.Ц.) Рос. Федерации.» В действительности же основой для ныне существующей Российской армии явилась большая часть Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств. А начало формирования положило распоряжение президента Российской Федерации «О государственной комиссии по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской федерации» от 4 апреля 1992 г. № 158 – рп. Практически растаскивание бывшей армии союза по новым государствам заключалось в правовом оформлении передачи под юрисдикцию той части группировки войск Советской армии, которая практически дислоцировалась на территории той или иной союзной республики.

Необходимо честно признать, что были объективные причины, которые тормозят и военную реформу, и реформу армии. Так называемое реформирование российской армии начиналось не на самом лучшем материале. В советские времена лучшими соединениями и частями были группировки войск в Германии, Польше, Венгрии и Чехословакии, укомплектованные наиболее современным оружием, лучшим командным составом. Чуть похуже были войска Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Закавказского и Туркестанского военных округов. Внутренние военные округа – Ленинградский, Московский, Приволжский, Уральский и Сибирские – были "тыловыми", и этим все сказано.

В результате «братского раздела» в Белоруссии осталась автоматизированная система оперативного управления «Маневр» (российская армии до сих пор не имеет ее аналога) и отдельный радиотехнический узел «Волга» в Ганцевичах. На территории Украины - судостроитель авианосных кораблей, поэтому к имеющемуся в Российском ВМФ единственному авианосцу еще долго не добавится аналогичный собрат. На Украине осталось производство самых крупных транспортных самолетов «Руслан» - головная боль для российской военной транспортной авиации. Там же находятся два отдельных радиотехнических узла «Днепр» в Берегово и Севастополе. На территории Азербайджана остался отдельный радиотехнический узел «Дарьял» (Габала). Аналогичные узлы типа «Окно» под Нуреком в Таджикистане и «Днепр» под Сары–Шаганом в Казахстане. В сущности, космические войска, имея восемь отдельных радиотехнических узлов на территории России, а пять на территориях соседних стран, на треть являются заложниками ситуации в соседних странах.

Другой причиной неудач в военной реформе и реформировании армии была частая смена высших должностных лиц, ответственных за разработку программ проводимых реформ. Все сменившиеся за пятнадцать лет первые лица российского министерства обороны – от Константина Кобеца до Сергея Иванова, – определяя основные военные угрозы, исходили и исходят из предпосылки, что для России был, остается и будет один враг – НАТО и США. Хотя фактически сегодня эта угроза больше политическая, нежели военная. Еще одна причина в том, что Генеральный штаб и архаичная структура военных округов исполняют не свойственные им функции: финансирование, снабжение, техническое обеспечение, закупки техники и вооружения, комплектования.

Разрабатываемые программы всех министров обороны зависели от политической конъюнктуры. По большому счету, начиная с начала перестройки и до последнего времени речь идет не о военной реформе, а об удешевлении Вооруженных сил. Начиная с апрельского (1985) года пленума ЦК КПСС, объявившего перестройку, до предпоследнего обращения Президента России к Федеральному собранию (в последнем о военной реформе не сказано ни строчки), объявленные военные реформы носили лишь декларативный характер и практически не могли быть выполнены, несмотря на все заявления «об успехах» или «завершении» их проведения.

В Российской Федерации в результате так называемых «военных реформ», не меняя структуры, принципов управления, принципов комплектования, сократив непосредственно армию с 2,8 млн. человек до 1,135 млн., создали несколько ведомственных армий. Сложилась странная ситуация - в одном государстве сознательно сформированы четыре крупные войсковые группировки. Российская армия, Внутренние войска МВД, части МЧС, Пограничных войска ФСБ. Причем все эти армии либо готовятся к прошедшим войнам, либо к будущим конфликтам в обществе и реально не занимаются перспективными угрозами нынешнего столетия.

Для всех партий постсоветской России вопрос об отношении к реформе армии был одним из главных при разработке партийной идеологии. Однако парадоксальным образом реформы, предлагаемые «Демократической Россией», НДР, "Яблоком", СПС, ЛДПР, КПРФ, «Отечеством» и «Единством» в содержательном плане почти не различались. Сегодня ситуация не изменилась. В сущности, большинство российских партий в своих программных документах, говоря о реформе армии, все своей внимание отдают только одному вопросу - комплектование ВС рядовым составом. Все споры между партиями идут только в одном ключе: какой характер комплектования лучше, призывной или контрактный. Если какие-то партии настаивают на контрактной армии, то между ними спор уже идет об окладах и метрах жилой площади.

Для сравнения можно привести следующие данные. Принцип формирования по предложению Министерства обороны – сокращение срока службы после 2008 года. СПС предлагает за два года укомплектовать части постоянной готовности, затем сократить срок службы до 6 месяцев. В этом случае армию можно подразделить на зимнюю и летнюю, со всеми вытекающими последствиями. ЛДПР предлагает поэтапную отмену призыва и создание добровольческой армии. Срок перевода на контрактную основу власть определяет в 8-10 лет, КПРФ – в 10-12 лет, СПС – в 4 года, «Единая Россия» - в 6 лет. За сохранение системы призыва до 2010 года выступают правительство и КПРФ, «Единая Россия» выступает за сокращения срока службы до 1 года с 2008 года. Размер денежного содержания солдата контрактника колеблется от 6,2 тыс. рублей – предложение СПС , 7 тыс. – «Единая Россия» и 9 тыс. - Минобороны и КПРФ. По предложению ЛДПР, денежное содержание контрактника должно быть на 30% больше, чем у государственных служащих. Размер денежного содержания командира взвода колеблется от 10 тыс. рублей (Мин. обороны и СПС) до 11 тыс. – «Единая Россия», 15 тыс. - ЛДПР и КПРФ. Жилищные условия для контрактника – служебные квартиры для семейных и общежития для холостых предлагают Минобороны, КПРФ и «Единая Россия». Наем жилья для женатых и казармы для холостых – предложение СПС. Общежитие для холостых контрактников и наем жилья для женатых – предложение ЛДПР. Социальные гарантии: Министерство обороны предлагает льготы на образование и гражданство лицам из стран СНГ, а СПС – водительские права, ссуды на жилье, лицензию на работу в частном охранном предприятии (ЧОП), льготу в системе государственной службы и образование.

В сущности, ни одна из партий не затрагивает сути реформирования армии – реформа ее военной доктрины, теоретических положений военного искусства, стратегии, тактики, состава, структуры, требования к перспективной боевой технике, проблемы подбора и обучения офицерских и сержантских кадров, прохождение службы офицерским составом и сержантами-контрактниками, в соответствии с существующими и перспективными угрозами.

Партиям нужны голоса на выборах. У населения свой подход – «найти лазейку, чтобы в армии служил кто-то другой, а не мой сын». Поэтому оказывается, что всех, в общем-то, устраивает нынешнее положение. А копья в спорах между партиями ломаются только по третьестепенным вопросам – комплектование, сроки службы, жилищные условия для контрактника. Хотя вопросы эти для национальной безопасности отнюдь не самые главные.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net