Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2006 | Татьяна Становая
Чайка пошел на снижение Генпрокуратуры
23 июня Совет Федерации утвердил в должности нового генерального прокурора Юрия Чайку, занимавшего до этого пост министра юстиции РФ. Из кадрового решения Владимира Путина можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, президент решил не отдавать контроль над генеральной прокуратурой ни одной из своих групп влияния. Юрий Чайка пока не был засвечен в связях с теми или иными группировками в Кремле.
При этом изначально и Чайка, и Устинов были «чуждыми» для новой команды Владимира Путина, пришедшей к власти в 2000 году. Оба достались в «наследство» от ельцинского времени. Оба изначально выполняли чисто инструментальную роль и были техническими фигурами. Однако существовало два серьезных различия в их очень схожей карьере. Первое – Устинов занимал пост, который играл одну из ключевых ролей в построении режима Владимира Путина, в антиолигархической кампании, которая стала ключевым звеном новой системы отношений Кремля с контрагентами и политическими силами. В то же время Минюст на протяжении шести лет сохранял за собой лишь инструментальную роль. Даже те политические задачи, которые ставились перед Минюстом (например, более жесткий контроль над партиями или НКО), не способствовали сближению с теми или иными группами влияния в Кремле, так как были консенсусными, в отличие от антиолигархической кампании, сблизившей Устинова с «силовиками». Второе – субъективные факторы. Если Устинова отличала идеологическая «силовая» идентичность, амбициозность, претензии на более активную роль прокуратуры, то Чайку характеризуют как безынициативную фигуру, лишенную четко выраженной идеологии или собственного видения «должного» в его сфере ведения.
Во-вторых, генеральная прокуратура становится более зависимой и более подконтрольной президенту. С одной стороны, надо отметить, что Владимир Путин не стал назначать своего земляка или коллегу по прошлой деятельности, что свидетельствует о нежелании в некотором роде противопоставлять прокуратуру уже сформировавшимся группам влияния в своем окружении. Однако, с другой стороны, очевидно желание президента сделать прокуратуру более автономной от этого окружения и более инструментальной.
В-третьих, действия прокуратуры будут гораздо в меньшей степени носить политический характер с точки зрения участия в реализации интересов различных кланов. А это значит, что в целом роль прокуратуры в политической жизни страны снизится. Чайка, выступая на заседании СФ, заявил, что прокуратура не должна быть инструментом корпоративных войн. Он также высказался против «массовых зачисток» в прокуратуре. Главным же приоритетом он назвал «сопровождение национальных проектов».Назначение министра юстиции Юрия Чайки на пост генерального прокурора сразу же вызвало споры о возможной реформе прокуратуры. Речь идет о слиянии прокуратуры и Минюста РФ по американской модели. Это распространенная схема, при которой заместитель министра юстиции возглавляет и прокуратуру. Российская система органов прокуратуры, объединяющих следствие, надзор и поддержку обвинения, не имеет аналогов на Западе - в США прокуратура входит в Министерство юстиции и занимается только поддержкой обвинения, в то время как надзор в западных странах осуществляется другими органами, чаще всего судами. Скажем, надзор за следствием во Франции осуществляют суды, поддержку обвинения - Минюст.
Реформа генеральной прокуратуры обсуждается постоянно. В 2000 году планировалось вывести из нее следствие – эту идею отстаивал тогда Дмитрий Козак. В 2003 году Михаил Касьянов предложил подчинить прокуратуру Минюсту: тогда Касьянов имел свои проблемы в отношениях с прокуратурой. В июле прошлого года в газете «Ведомости» также появилась информация о том, что готовится реформа Генеральной прокуратуры. Как заявил газете кремлевской источник, прокуратуре следует все же расстаться со следственным аппаратом, поскольку один и тот же орган не может вести следствие и надзирать за ним. Выведенные из прокуратуры следственные органы можно было бы передать Минюсту или подчинить прямо президенту. То же самое хотел сделать в 2002 году Дмитрий Козак (в то время — замруководителя президентской администрации), но в тот раз ему не удалось преодолеть сопротивление генпрокурора Владимира Устинова. Сотрудник органов прокуратуры лишь сказал газете, «что корпоративность с выведением от нас следователей никуда не денется, поэтому придется еще и выделить новые помещения и поставить новое руководство. Скорее всего, и в этот раз эти планы не пройдут».
Другой высокопоставленный кремлевский чиновник заявил «Ведомостям», что новую реформу правоохранительных органов будет готовить все тот же Дмитрий Козак с учетом наработок трехлетней давности. Более того, президент уже дал ему устное поручение, но попросил минимизировать реорганизации и ограничиться минимумом поправок в законы. Однако, как видно, за год никаких изменений так и не произошло.
В то же время сам Юрий Чайка фактически выступил против серьезной реформы генеральной прокуратуры. «Прокуратура, безусловно, должна реформироваться, по многим направлениям она уже реформирована. Но к любому реформированию нужно подходить очень бережно и взвешенно», - заявил Чайка на заседании комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам. Он подчеркнул, что имеющаяся у Генпрокуратуры функция общего надзора «сегодня как никогда нужна и необходима, так как законы далеко не всегда выполняются». Чайка также высказался против «преждевременного» выведения из прокуратуры следствия. Он не исключил, что в перспективе возможно создание следственного комитета, но дал понять, что пока говорить об этом рано. «Прокуратура должна отслеживать прохождение нацпроектов с точки зрения выполнения законов, с точки зрения продвижения нацпроектов вперед», - заявил Чайка. Спикер СФ России Сергей Миронов также высказался против слияния Генпрокуратуры и Минюста. «Минюст и Генпрокуратура не могут слиться в одно единое ведомство по определению, я не вижу в них каких-либо дублирующих функций. У Минюста огромный и важнейший пласт работы. У прокуратуры есть своя структура. Начнем с того, что Минюст - это одно из подразделений правительства, это министерство. Генпрокуратура же имеет особый статус. Как вы знаете, она не входит ни в одну из ветвей власти: ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную. Это такой уникальный институт, по крайней мере, в России», - заявил Миронов.
С одной стороны, реформирование генеральной прокуратуры «назрело», особенно учитывая, что ее возглавил «технический» генеральный прокурор, который не будет препятствовать ее институциональному ослаблению. Кроме того, в ослаблении прокуратуры заинтересованы группы влияния, не контролирующие ее. Однако, с другой стороны, есть факторы, которые препятствуют реформированию. Во-первых, в российской Конституции утверждение прокурора закреплено за СФ, что мешает слиянию органа с Минюстом. Во-вторых, прокуратура в нынешнем виде является президентским ресурсом, и как главный антикоррупционный инструмент она выгодна Путину, в том числе, и для «надзора» за элитами. В то же время с назначением Устинова на пост министра юстиции возможно некоторое перераспределение функций в пользу Минюста и ослабление прокуратуры.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.