Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.07.2006 | Татьяна Становая
Ольмерт между двух огней
13 июля Израиль начал массированную наземную операцию на юге Ливана под названием «Достойное возмездие». Колонны израильской бронетехники подошли к границе с Ливаном. Израиль ввел полную воздушную и морскую блокаду Ливана. Полностью разрушен аэропорт Бейрута. В воскресенье утром боевики «Хезболлах» начали обстреливать реактивными снарядами Хайфу - крупнейший порт и промышленный центр Израиля, где находятся десятки крупных химических и оборонных предприятий.
Операция началась в связи с нападением боевиков «Хезболлах» на армейский джип вблизи границы, захватом двоих солдат и ракетно-минометным обстрелом израильских военных и гражданских объектов вблизи границы. В результате были ранены 11 человек. Нападение было организована в связи с вторжением израильской армии в сектор Газа, где она пыталась освободить захваченного израильского капрала. Однако в действительности причины активизации «Хезбаллах» гораздо шире и могут быть связаны с общим усилением поддержки радикалов в арабском мире. Достаточно привести в пример победы «Хамас» в Палестине на выборах в начале этого года, а также а также результаты парламентских выборов в Ливане в мае 2005 года – там «Хезболлах» получил значительную поддержку шиитского населения. На все это накладывается и смена власти в Израиле: вместо авторитетного тяжеловеса Ариэля Шарона пост премьер-министра занял менее харизматичный Эхуд Ольмерт. Победа «Хамас» на выборах в Палестине фактически предрешила взрыв ситуации в регионе: за провалом переговорного процесса между Израилем и Палестиной пошла «цепная реакция» - теракты, вхождение Израиля в сектор Газа, эффект «второго фронта».
Премьер-министр Эхуд Ольмерт заявил, что рассматривает нападение «Хезболлах» на ливанской границе как военную акцию, а не как простой теракт. «Это нападение на суверенное государство, предпринятое с суверенной территории, и реакция будет соответствующей и с долгосрочными последствиями», - сказал он. В ответ «Хезболлах» начала бомбардировки северных районов Израиля. В то же время израильские военные сообщают, что в террористической группировке началась «паника». В то же время радикалы ужесточают свои требования: если сначала представитель «Хезболлах» настаивал на возвращении из израильских тюрем заключенных-ливанцев, то спустя несколько часов представитель ХАМАСа в Ливане говорил уже об освобождении всех без исключения арабов, отбывающих сроки в Израиле.Правительство Ливана относительно долго держало паузу: было непонятно, по какому пути оно пойдет.
Часть ливанской элиты настроена антисирийски и выступает за разоружение движения. Пришедшая к власти в результате «кедровой революции» весной прошлого года коалиция «14 марта» хотела бы оставаться в стороне для того, чтобы при помощи Израиля максимально ослабить своих политических противников. Однако президент Ливана Эмиль Лахуд и глава христианского «Свободного демократического движения» генерал Мишель Аун выступают как политические союзники «Хезболлах» и занимают более радикальную позицию, выступая против разоружения движения. Впрочем, как такового раскола не произошло: после того как Израиль начал широкомасштабную военную кампанию, ни одна политическая сила в Ливане не может «стоять в стороне». Населению будет невозможно объяснить, почему власть не защищает его от военной агрессии. Поэтому министр внутренних дел Ливана Ахмед Фатфат назвал бомбардировку бейрутского аэропорта «актом войны».
Израиль не стал объявлять «войну» только движению «Хезболлах». Израильтяне возложили ответственность за похищение солдат и на правительство Ливана. Тем самым, они подтолкнули ливанскую элиту к более антиизраильской позиции. Существует опасность дальнейшего расширения конфликта. Иерусалим обвинил Сирию в поддержке радикального движения «Хезболлах», так как ракеты, которыми Ливан обстрелял израильский город Хайфу, возможно, были произведены в Сирии. В ответ Сирия заявила, что даст «решительный отпор на любую израильскую провокацию». А президент Ирана, которого также обвиняют в поддержке «Хезболлах», заявил, что «если сторонники израильского режима не пересмотрят свое отношение к нему, то вслед за этим последует взрыв, который не ограничится лишь одним регионом».
И Израиль, и Ливан апеллируют к мировому сообществу. Израиль требует разоружения движения «Хезболлах», а также призывает правительство Ливана взять под свой контроль юг страны и особенно границу с Израилем. Бейрут в свою очередь инициировал немедленный созыв СБ ООН. Однако США наложили вето на резолюцию с призывом к Израилю немедленно прекратить военные действия.
Великобритания и ЕС призвали страны, имеющие влияние на движения «Хезболлах» и «Хамас», повлиять на ситуацию, а также обратились к ливанским боевикам с требованием прекратить обстрел израильских территорий. Джордж Буш заявил, что «Израиль имеет полное право на самозащиту». «Наш сигнал к Израилю состоит в следующем: защищайте себя, но думайте о последствиях, поэтому мы призываем проявлять сдержанность», - сказал 16 июля глава Белого дома.
Тем временем, Россия заняла несколько иную позицию. Владимир Путин на встрече с «молодежной восьмеркой» заявил, что «все стороны, которые вовлечены в конфликт, должны немедленно прекратить боевые действия. Это должно быть отправной точкой решения всех других проблем». Позднее Путин высказался еще более критично в отношении израильтян: «У нас впечатление, что кроме возвращения похищенных военнослужащих Израиль преследует и другие цели более широкого плана».
Позиция России объясняется тем, что она традиционно обладает выстроенными связями с арабским миром, наработанными еще с советских времен. США, напротив, считаются покровителями Израиля, и поэтому любые его действия администрация Буша осуждать не станет. Более сложное положение у Франции. Франция вместе с США способствовала приходу к власти коалиции «14 марта». Она также исторически ближе к арабам, но не может выглядеть страной, солидаризирующейся с радикалами. То же самое относится и к России. Тем не менее, на саммите стало понятно, что расхождения в позициях не являются стратегическими.
Несмотря на разницу приоритетов, лидеры «большой восьмерки» приняли совместное заявление с осуждением действий «Хезболлах». Лидеры «восьмерки» призвали экстремистов немедленно прекратить свои нападения. «Нельзя допустить, чтобы эти экстремистские элементы и те, кто их поддерживает, ввергли Ближний Восток в хаос и спровоцировали более широкий конфликт», - говорится в заявлении. В то же время в тексте есть и рекомендации в отношении Израиля, выдержанные, правда, в достаточно мягких тонах: «Мы призываем Израиль проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам, а также воздерживаться от любых действий, способных дестабилизировать ливанское правительство». Проект заявления готовился США. Позиция России, которая после выборов в Палестине протянула руку движению «Хамас», сейчас стала значительно ближе к позиции США. Сергея Лавров в ходе саммита G8 заявил, что «похищение военнослужащих Израиля было, конечно же, провокацией, в том числе направленной на срыв внутриливанского диалога». Корректируется и позиция США. Джордж Буш заявил: «Наш сигнал Израилю состоит в следующем: защищайте себя, но думайте о последствиях, поэтому мы призываем проявлять сдержанность».
Позиция США вполне понятна. Помимо того, что администрация Буша выступает как союзник Израиля, ей важно не подорвать приемлемые отношения ливанского правительства с Западом. В Ливане предстоит смена президента: сейчас этот пост занимает просирийский политик, и США очень важно не допустить роста просирийских настроений в Ливане. Ливан всегда был конфедерацией, где власть строилась на сложном балансе между конфессиями и балансе влияния внешних сил. Нынешний кризис может значительно усилить сирийское влияние, что взорвет ситуацию в самом Ливане.
Позиция Европы находится между позициями США и России. Официальные представители Евросоюза считают недопустимой бомбардировку Израилем гражданских объектов Ливана, но в то же время осуждают ливанские террористические группы. Исключение составляет лишь Франция: эта страна всегда имела большие исторические связи с Ливаном и способствовала победе «кедровой революции». Неслучайно, президент Франции Жак Ширак подписался под итоговой декорацией саммита, осуждающей действия «Хезболлах», в то время как премьер-министр Доминик де Вильпен вылетел в Бейрут.Разошлись позиции и арабских стран. Лига арабских государств (ЛАГ) не сумела выработать единую позицию по кризисной ситуации вокруг Ливана. Глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал назвал похищение солдат «неожиданным, неприемлемым и безответственным актом». Его поддержали коллеги из Бахрейна, Египта, Иордании, Ирака, Кувейта и ОАЭ, а также представитель главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса. Однако глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что «Хезбаллах» осуществляет «законные действия, нацеленные на сопротивление агрессии и соответствующие резолюциям и Уставу ООН». На стороне Муаллема выступили представители Алжира, Йемена, Ливана и Катара. В то же время стороны пришли к единому мнению о том, что усилия «квартета» по ближневосточному урегулированию окончились полным провалом.
Что же касается действий Израиля, то наблюдатели очень скептически оценивают перспективы военных действий в отношении Ливана. Более того, здесь появляется много минусов: неизбежно произойдет сближение Ливана с Сирией, вырастет солидарность с Палестиной (не случайно, что ливанская армия встала на сторону «Хезболлах»). В то же время Израиль рассчитывает выиграть время и на несколько лет обеспечить себе гарантии ненападения с юга Ливана. Действия премьера Израиля продиктованы и внутриполитическими аспектами. Общество требует освобождения захваченных израильтян.
В итоге Эхуд Ольмерт оказался между двух огней: правые требуют решительных действий, а левые склоняются к уступкам арабам. В такой ситуации военные действия способны на время прекратить политические распри и дать Ольмерту дополнительное время. Однако главный вывод из ситуации – это обрушение перспектив мирного урегулирования арабо-изральского конфликта. Теперь вернуться к мирному процессу будет крайне трудно.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.