Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.08.2006 | Татьяна Становая

Новое правительство Украины

Поздно вечером 4 августа Верховная рада утвердила лидера Партии регионов Виктора Януковича на пост премьер-министра Украины. Сразу после этого было утверждено и новое правительство. При этом расклад сил в украинской политике серьезно поменялся. Правящей «коалицией» становится вынужденный союз президента Украины Виктора Ющенко и премьер-министра Виктора Януковича. «Наша Украина» становится полуоппозиционной силой (большинство депутатов не стали поддерживать Януковича), БЮТ уходит в радикальную оппозицию. Более или менее все устраивает Соцпартию. Не совсем органично смотрится в коалиции КПУ – и это порождает одну из самых интересных интриг вокруг сложившейся коалиции.

Напомним, что в ночь с 3 на 4 августа президент Украины Виктор Ющенко и лидер Партии регионов Виктор Янукович договорились о создании «широкой коалиции» и внесении кандидатуры Януковича на пост премьер-министра Украины. На тот момент было только известно о том, что Ющенко не решился на роспуск Верховной рады, и ему придется работать с правительством своего главного конкурента. Согласовывать все спорные вопросы и формат объединения пришлось в «пожарном режиме», что в течение дня не раз ставило союз Ющенко и Януковича на грань развала.

Противоречия стали быстро развиваться как между Ющенко и Януковичем, так и между участниками коалиции. Главным условием голосования по кандидатуре Януковича Виктор Ющенко поставил утверждение судей КС. Напомним, что в течение полутора лет Ющенко не мог добиться этого от Верховной рады. КС фактически был недееспособен, что затрудняло президенту решение одной из стратегических задач – пересмотр политической реформы. Однако неожиданно Партия регионов выдвинула законопроект, который запрещает пересмотр реформы. Президент отказался его подписывать, после чего Партия регионов сорвала голосование по одному из судей КС. В ответ на это Ющенко пригрозил отозвать кандидатуру Януковича. Тем не менее, ему пришлось пойти на уступку и законопроект подписать. После этого и Партия регионов исправила «техническую проблему», проголосовав за судью КС.

Непросто складывались отношения и внутри коалиции: Янукович легко мог просто не набрать нужного числа голосов. Депутаты от «Нашей Украины» не хотели голосовать за Януковича, полагая, что таким образом не сорвут союз Ющенко и Януковича и одновременно «сохранят лицо», то есть «оранжевую идентичность» и дистанцию от правительства лидера Партии регионов. Однако этот план оказался нереальным. Потому что протестовать начали уже участники «антикризисной коалиции». КПУ заявила, что против союза с «нашей Украиной», а социалисты оказались недовольны «самовольной» правкой текста коалиционного соглашения. Из него исчез пункт о запрете на продажу земли. Кроме того, пришлось срочно вносить изменения в регламент и позволить поименное вхождение народных депутатов в коалицию. Наконец, участники коалиции были лишены права вето на решения коалиции. Это было важным преимуществом «малых» участников коалиции.

Надо сказать, что в действительности главными условиями устойчивости союза Ющенко и Януковича является их личные отношения. Противоречия между участниками коалиции гораздо менее важны. Социалисты в любом случае будут держаться за «коалицию» в связи с риском потерять место спикера – их главное завоевание, доставшееся с заметным репутационным ущербом лично Александра Мороза. Участие в коалиции также выгодно и КПУ: так они получают хотя бы какое-то влияние, политическую площадку, на которой смогут доказывать собственную политическую дееспособность.

Сюжет с коммунистами в действительности становится одним из наиболее важных для будущего кабинета Януковича. Дело в том, что именно они обеспечивают Партии регионов относительное большинство и без «Нашей Украины». Иными словами, присутствие коммунистов позволяет потенциально существовать двум коалициям – «широкой», с участием Партии регионов и «Нашей Украины», и «антикризисной». При этом пока новое правительство сформировано именно на основе второй. Формирование «широкой коалиции» будет юридически оформляться лишь в сентябре, после начала осенней сессии Верховной рады. Тот факт, что этого не удалось сделать 4 августа, также указывает на то, что в «Нашей Украине» крайней негативно относятся к формату своего участие в «союзе» Ющенко и Януковича.Неслучайно из «Нашей Украины» за кандидатуру Янковича проголосовало всего 30 депутатов из 80. Всего Янукович получил 271 голос: 186 из Партии регионов, 6 – БЮТ (все они были исключены из фракции), 30 – соцпартия, 21 – КПУ.

После утверждения Виктора Януковича практически сразу депутаты утвердили и новый состав кабинета министров. В нем практически все те фигуры, которые работали при прежних правительствах: Януковиче, Тимошенко, Еханурове. Примечательно, что за кабинет голосовали «пакетом»: это гарантировало от возможных «сюрпризов». Все это напоминает попытки развалившейся «оранжевой коалиции» вынести на рассмотрение Верховной рады пакетное голосование за Юлию Тимошенко на пост премьера и Петра Порошенко на пост спикера ВР. Как и тогда, сейчас участники коалиции не доверяют друг другу.

Виктор Янукович вернул в правительство все ключевые фигуры, с которым он работал до 2005 года. Первым вице-премьером и министром финансов стал Николай Азаров – одна из самых спорных и противоречивых фигур. С 1997 по 2002 гг. он руководил государственной налоговой администрацией, которая со временем приобрела образ репрессивного органа власти, а в ход пошел даже такой термин как «азаровщина». Николай Азаров выступал с антиолигархическими заявлениями. Работая в 2001 году при правительстве Виктора Ющенко, он заявил, что ни одно предприятие Украины не выплачивает налоги полностью.

Николай Азаров также является одним из ключевых участников кассетного скандала. Именно с ним велись значительная часть разговоров на пленках Мельниченко. «Наша Украина» в 2004 году обвиняла Азарова в воровстве бюджетных средств (якобы он «спрятал» в бюджете около 10 млрд. гривен). Николай Азаров всегда считался близким к «донецкому клану», однако имел репутацию независимого и автономного от кланов. Азаров был близок лично к Леониду Кучме.Интересно, что после победы «оранжевой революции» Николая Азарова видели на Майдане. В начале 2005 года ходили активные слухи о том, что он может войти в правительство. Тогда это рассматривалось как одно из свидетельств достижения компромисса между Ющенко и Леонидом Кучмой. Сейчас же он становится одной из ключевых фигур в исполнительной власти и правой рукой Виктора Януковича в правительстве.

Партия регионов также будет контролировать практически весь экономический блок правительства. Вице-премьером по ТЭКу назначен Андрей Клюев, ранее работавший замом Януковича в правительстве 2004 года. В прежней Верховной раде он руководил комитетом по ТЭКу. Клюев, по данным СМИ, является представителем «донецкого» клана (в свое время работал замглавы обладминистрации Донецкой области), человеком, близким к Януковичу. Осенью 2004 фактически руководил избирательной кампанией Януковича, не раз обвинялся в предвыборных фальсификациях.

На пост вице-премьера по гуманитарным вопросам вернулся Дмитрий Табачник (этот пост он уже занимал при Януковиче). На пост вице-премьера и министра строительства, архитектуры и ЖКХ назначен Владимир Рыбак – глава политисполкома Партии регионов. Представитель «донецких», один из «старейшин» Партии регионов, человек, близкий к Януковичу.

Также вернулись в правительство работавшие при Януковиче министр труда и социальной политики Михаил Папиев (работал по квоте СДПУ (о)), министр угольной промышленности Сергей Тулуб. На пост министра топлива и энергетики назначен Юрий Бойко – бывший глава «Нафтогаз Украины». Именно при нем в газовых отношениях между Россией и Украиной появилась компания «РосУкрЭнерго», получившая монополию на поставку среднеазиатского газа. Министром по связям с ВР стал Иван Ткаленко. По данным СМИ, он был назначен по протекции Владимира Рыбака. Министром кабинета министров стал Анатолий Толстоухов, ранее работавший в правительствах Леонида Кучмы. Считается одним из самых опытных аппаратчиков.

Министром экономики назначен Владимир Макуха, ранее посол Украины в Японии. С июля 2004 года по апрель 2005 года Макуха занимал должность заместителя министра иностранных дел Украины. В МИДе до получения поста заместителя министра Макуха возглавлял управление экономического сотрудничества. Министром охраны окружающей среды стал бывший первый заместитель губернатора Донецкой области Василий Джарты.

Пропрезидентский блок «Наша Украина» «возвращает» на свои посты Романа Зварыча – министр юстиции, и Виктора Балога – главы МЧС. Однако что самое важное – Виктору Ющенко удалось отстоять своих «ястребов» - министра обороны Анатолия Гриценко и министра иностранных дел Бориса Тарасюка. В правительстве также останется на своем посту министр образования и науки, социалист Станислав Николаенко, министр здравоохранения Юрий Поляченко, министр культуры и туризма Игорь Лиховой, министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко.

От предыдущего правительства Юрия Еханурова также «сохранились» Юрий Мельник, занимавший пост вице-премьера по АПК, а сейчас пониженный до министра агропромышленного комплекса. Как пишет «Коммерсант», лишенный этого портфеля Александр Баранивский посетовал, что господина Мельника протолкнули коммунисты, несмотря на его членство в правой националистической Украинской народной партии.

Социалисты провели в правительство помимо министра образования и науки Станислава Николаенко министра транспорта и связи Николая Рудьковского - одного из лидеров Социалистической партии, близкого к Александру Морозу. Кроме того, к социалистам можно отнести и министра внутренних дел Юрия Луценко. Правда, сам Луценко вышел из партии в знак протеста против политики Соцпартии: он обвинил ее в «предательстве» за союз с Януковичем. Сам Янукович провел недавно встречу с ним и заявил, что все вопросы урегулированы. Напомним, что именно Луценко был автором «политического преследования» представителей Партии регионов.

По квоте коммунистов в правительство прошел министр промышленности, бывший первый заместитель главы администрации Запорожской области Анатолий Головко.

Новое правительство фактически является «винегретом» из бывших членов кабинета министров. При этом оно явно не будет «одной командой», как того хочет Янукович. Противоречий заложено очень много. Во-первых, часть министров может так и не принять своего назначения. Например, Юрий Луценко, находящийся в больнице, пока публично не давал своего согласия на вхождение в кабинет министров под руководством своего политического противника. Намекает на возможный уход и Роман Зварыч. Адаптироваться к новому руководству придется именно представителям «оранжевой» элиты.

В целом можно назвать целый ряд проблем, которые так или иначе будут влиять на устойчивость коалиции. Проблема первая связана с «Нашей Украиной». Вопрос о том, как она впишется в новое правительство при условии, что подавляющее большинство фракции находится фактически в оппозиции Януковичу, остается открытым. Более того, президент Украины не смог отстоять схему «противовеса» Януковичу внутри кабинета министров. На пост первого вице-премьера не удалось провести Петра Порошенко. Представительство «Нашей Украины» было значительно ослаблено в ходе формирования кабинета. А это может привести к неоднократным попыткам восстановления баланса.

Проблема вторая – коммунисты. Именно они сейчас обеспечивают прочные позиции Партии регионов в коалиции. Однако их присутствие в коалиции весьма проблемно. КПУ, практически не получив ощутимых властных дивидендов от участия в коалиции, будет вынуждена поддерживать политику, далекую от настроений ее избирателей. Не исключено, что вопрос о выходе коммунистов будет постоянно находиться в повестке дня. В случае же выхода позиции Партии регионов могут значительно ослабнуть, а инициатива вновь вернутся к «Нашей Украине», которая захочет перераспределить сферы влияния в свою пользу. Это также способно поставить коалицию на грань развала.

Проблема третья – министры обороны и иностранных дел. Против них выступает практически вся «антикризисная коалиция». Ющенко сумел их отстоять, однако как долго они смогут работать в правительстве, где весь экономический блок контролируется их политическими противниками – большой вопрос. Наконец, еще одной проблемой может статья борьба за пост министра внутренних дел в случае отказа Луценко от своего поста.

И тем не менее. Именно такое правительство из всех иных возможных вариантов пока выглядит наиболее стабильным. Оно действительно способно проработать достаточно долго, а все изменения будут касаться лишь отдельных фигур. Фактически устойчивость коалиции и правительства будет зависеть от степени договороспособности Ющенко и Януковича. Если между ними не возникнет принципиальных разногласий, то все спорные моменты будут достаточно быстро урегулироваться.

Тем не менее, проблемы могут возникать и между ними. Ющенко как лидер «оранжевой революции» и человек, которому придется конкурировать с ушедшей в радикальную оппозицию Юлией Тимошенко, будет вынужден сохранять дистанцию в отношении Януковича. Он попытается не позволить Тимошенко «монополизировать» «оранжевые настроения». Виктор Янукович в свою очередь, напротив, будет стремиться к автономии, и «дистанция» между ним и президентом может постепенно расти. Одновременно уже сейчас можно видеть конкуренцию между Ющенко и Януковичем за роль «объединителя нации». Янукович всячески подчеркивает, что именно его усилиями удалось объединить Запад и Восток. Эта роль, которая до сих пор монопольно принадлежала Ющенко, может постепенно становится также предметом политической борьбы. Тем не менее, желание «выжить» и сохранить стабильность, а также высокая степень адаптивности украинских политиков пока будет позволять президенту и премьеру находить общий язык.

Что же касается курса нового правительства, то пока Виктор Янукович всячески подчеркивает преемственность курса Юрия Еханурова. Неслучайно он дал своему предшественнику весьма положительную оценку. В экономике возможно усиление регулятивных функцией государства. Ожидается проведение налоговой, административной реформ и реформы местного самоуправления. Напомним, что Янукович выступает за большую финансовую самостоятельн6ость местных администраций.

Во внешней политике также не стоит ждать серьезных изменений. Янукович, который считался пророссийским политиком, с приходом на пост премьер, скорее, станет немного «оранжевым». Он и ранее поддерживал курс на евроинтеграции и продолжит его сейчас. В то же время, скорее всего, ослабнет прозападная риторика, а также станет менее актуальной задача вступления в НАТО. В отношениях с Россией также не стоит ждать большого прорыва. Янукович заявил, что будет проводить «проукраинскую политику», тем самым, давая понять, что не является пророссийским. Примечательно, что 4 августа Янукович высказал сомнения, состоится ли его первый визит в Россию или в США. Тот же «оранжевый» Виктор Ющенко первый визит без всяких сомнений нанес в Москву.

Правда, тогда для него, после «оранжевой революции» это действительно было оправдано. Отношения между Украиной и Россией переживали кризис, и украинскому президенту необходимо было сделать некий жест примирения, коим и стал визит в Москву. У Януковича задача сложнее. Он имеет далеко не самую лучшую репутацию на Западе, в то время как его отношения с российскими политиками уже имеют давнюю историю. Поэтому не исключено, что все-таки первый визит он нанесет Джорджу Бушу.

Что касается интересов России, то для нее важно, чтобы в Украине сложилась более или менее дееспособная власть, с которой можно вести переговоры и которая будет иметь устойчивую опору в парламенте. В газовых отношениях также ждать каких-либо неприятностей не стоит: сейчас Россия сама заинтересована в стабильности. Однако в перспективе не исключено, что непростые отношения между двумя странами вернутся, и фигура Януковича здесь уже не станет стабилизирующим фактором: Москва давно разочарована в лидере Партии регионов, и никаких иллюзий относительно его «пророссийский» направленности нет.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net