Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.12.2005 | Лариса Юрасова
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ВНУТРИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
28 ноября председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о распределении полномочий между своими заместителями и руководителем аппарата правительства РФ.
Постановление правительства, на первый взгляд значительно усиливает позиции самого Михаила Фрадкова. Однако в действительности речь скорее всего идет о намерении Фрадкова избежать потери управляемости кабинета министров с приходом в правительство сильных замов.
Стоит напомнить, что 21 ноября президент России объявил о назначении бывшего руководителя администрации президента Дмитрия Медведева на пост первого вице-премьера, а министра обороны Сергея Иванова - на пост вице-премьера правительства. При этом президент оговорился, что Медведев будет заниматься реализацией национальных проектов, а Иванов - управлением ВПК. Это дало основание говорить о подготовке к президентским выборам 2008 года: национальные проекты имеют большое электоральное значение, и, видимо, Медведев будет заниматься ими для повышения собственной узнаваемости и популяризации в обществе. Иванов же, скорее всего, является "запасным" преемником.
При этом Михаил Фрадков, который и до этого считался самым слабым премьер-министром в современной России, оказывался еще более оттесненным новыми фигурами, которые имеют прямой выход на президента и большое влияние в Кремле. Фактически кабинет министров раздваивался на основную составляющую - правительство непопулярных реформ и оперативного управления экономикой и социальной сферой во главе с Фрадковым и "предвыборную" составляющую, которая должна будет заниматься имиджево выигрышными вопросами. В этих условиях председателю правительства было важно сохранить основные рычаги управления кабинетом, не допуская резкого падения управляемости кабинетом.
Как заявил источник в правительстве РФ, который пояснял для журналистов смысл подписанного постановления, Фрадков будет председателем комиссии по экономической интеграции, совета по предпринимательству и конкурентоспособности, бюджетной комиссии, комиссию по взаимодействию федерального центра и регионов. Он также будет председателем создаваемой комиссии по вопросам развития минерально-сырьевой базы и ТЭК, военно-промышленной комиссии, комиссии по работе с регионами и консультативного совета по иностранным инвестициям.
Как видно, премьер "взял" себе наиболее важные комиссии: бюджетную и новую по ТЭКу. По словам источника, комиссия по ТЭКу будет осуществлять координацию действий министерств и ведомств в данной сфере. Однако различные сферы ТЭК будут курировать и два вице-премьера, и руководитель аппарата правительства. В ведении Дмитрия Медведева будут находиться вопросы проведения государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ведении вице-премьера Александра Жукова - проведение государственной политики в области деятельности естественных монополий, а также тарифная политика. Руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин будет осуществлять курирование вопросов, связанных с осуществлением государственной политики в области развития промышленности.
Постановление правительства значительно усиливает руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина. Теперь он будет заниматься обеспечением межведомственного согласования, что является одной из самых острых проблем Фрадкова: многие министры не в состоянии договориться между собой по наиболее важным вопросам государственной политики, а Фрадков не имеет достаточного авторитета и влияния на разрешение межведомственных разногласий. Замыкание этой функций на аппарат, которым руководит близкий президенту человек, выглядит вполне разумно. Напомним, что Нарышкин - кадровый разведчик, работавший под прикрытием должности сотрудника аппарата экономического советника советского посольства в Бельгии. В начале 1990-х он работал под руководством Владимира Путина и Алексея Кудрина в петербургской мэрии.
Кроме того, руководитель аппарата по указанию председателя правительства РФ дает поручения федеральным органам исполнительной власти по вопросам: проведения административной реформы; государственной службы; выработки и осуществления государственной политики в области развития промышленности, связи, науки и инновационной деятельности; экологического, технологического и атомного надзора; управления федеральной собственности; государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; государственной политики в сфере международных отношений РФ; развития туризма.
Тем временем новые вице-премьеры получили всего по одной комиссии: Дмитрий Медведев - комиссию по интеллектуальной собственности, а Сергей Иванов - Морскую комиссию. Две комиссии достались вице-премьеру Александру Жукову: по ВТО и транспортная. Медведев также будет курировать в правительстве реализацию национальных проектов и отвечать за обеспечение единства экономического пространства и свободу экономической деятельности; развитие конкуренции и антимонопольной политики; проведение государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды; развитие массовых коммуникаций; взаимодействия с органами судебной власти и прокуратуры; проведения государственной политики в сфере юстиции.
За Жуковым остаются те функции, которые он выполнял и ранее: курировать работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации законопроектной деятельности, экономического развития РФ; проведения единой государственной демографической и миграционной политики; государственной политики в области деятельности субъектов естественных монополий; государственной тарифной политики; единой финансовой, кредитной и денежной политики; управления государственным долгом и финансовыми активами РФ; государственного финансового планирования; разработки и исполнения федерального бюджета; повышения результативности бюджетных расходов и совершенствования бюджетной системы; государственного регулирования финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности; реализации государственной политики в области транспорта и осуществления государственного регулирования в сфере аэронавигации, государственной статистической деятельности; развития культуры, физической культуры и спорта.
Однако самой большой интригой нового распределения полномочий стал отказ Фрадкова предоставить Сергею Иванову руководство военно-промышленной комиссией. Ранее и сам Иванов, и источники в правительстве говорили, что вопрос о передаче ему этой комиссии практически решен. В качестве возможной альтернативы называли создание агентства, которое управляло бы предприятиями ВПК. Однако Фрадков заявил, что агентство создано не будет. При этом он сам практически всю неделю занимался проблемами ВПК: 29 ноября он прилетел в Удмуртию, где посетил ПО "Воткинский завод". Именно в Ижевске он заявил, что не видит необходимости в создании специального агентства для управления отраслью. Вернувшись в Москву, Фрадков провел заседание военно-промышленной комиссии, на котором были распределены средства гособоронзаказа на 2006-й год. Таким образом, Фрадков, передав, как и обещал президенту, Иванову курирование ВПК, реальные рычаги управления в виде комиссии оставил за собой. В публичном пространстве это выглядело аппаратным поражением Иванова.
Михаил Фрадков, несмотря на постоянные слухи о возможной отставке, не только остается главой правительства, но и вынужден постоянно бороться за собственную дееспособность, поскольку в любом случае вся ответственность за работу правительства окажется на нем. Судя по всему, президент дал Фрадкову "добро" на внутренние аппаратные решения даже в отношении "преемников" (конечно, при условии их совместимости с проектом "преемник"). В противном случае дезорганизация правительства может негативно сказаться на президенте, который в 2004 году де-факто сформировал "свое" правительство - правительство должно быть хотя бы минимально работоспособным. Однако при этом речь идет о феномене "пересекающихся компетенций" в рамках кабинета министров, который ослабляет позиции Фрадкова.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.