Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

10.08.2006 | Георгий Мирский

Проигрывает ли Израиль вторую ливанскую войну?

Со всех сторон на Эхуда Ольмерта и его правительство сыплются обвинения. Имеются в виду не только и не столько вполне естественные проклятия, которые бросают в его адрес арабы и вообще мусульмане всего мира, но и упреки со стороны тех, кто симпатизируют Израилю и признают, что он не мог оставить без ответа провокацию «Хизбаллы» захватившей двух его солдат. Ключевой элемент этих упреков связан именно со словом "провокация": по мнению многих, израильское руководство элементарно дало себя спровоцировать, т.е. совершить как раз то, на что рассчитывала противная сторона.

Американский публицист Пол Крагмэн пишет на страницах "Интернэшенел гералд трибюн": «Хизбалла» приобрела героический статус, в то время как Израиль нанес ущерб своей репутации и сделал себя злодеем в глазах всего мира". Ему вторит израильский аналитик Михаэл Орен из Центра Шалем: "Израиль в начале настоящего кризиса имел самые благоприятные дипломатические позиции за всю свою историю, и в течение трех недель правительство Ольмерта умудрилось разбазарить это преимущество". Подчеркивается, что израильтяне подвели и своего единственного союзника. В передовой статье лондонской газеты "Файнэншел таймс" отмечается, что "Израиль находится на пути к провалу тех целей, которые он перед собой поставил; он также извалял в ливанской грязи и без того запачканную репутацию своего американского союзника". Видный вашинтонский политолог Энтони Кордесман полагает, что каждая израильская акция против арабов "подпитывает арабский гнев, направленный против Соединенных Штатов".

Действительно, сегодня все выглядит так, что п о л и т и ч е с к и «Хизбалла» выигрывает войну. Все мировые телевизионные каналы, начиная с Си-Эн-Эн, ежедневно и ежечасно показывают жуткие картины: разрушенные ливанские дома, погибшие мирные жители. Конечно, показывают и столь же мирных жителей Израиля, оглохших от звуков сирен и спасающихся в убежищах, но поскольку масштаб разрушений несравним, а число убитых ливанцев на порядок превышает числоубитых израильтян, сочувствие к Ливану во всем мире неизмеримо больше. Не случайно и американцы вынуждены были изменить тональность своих высказываний, и Кондолиза Райс перешла от формулировки "срочное прекращение огня" к другой: "немедленное прекращение военных действий", что и было зафиксировано в проекте резолюции Совета Безопасности ООН.

Ошибаются те, кто полагают, что «Хизбалла», организуя нападение на израильских солдат, не рассчитывала, что Израиль ответит столь свирепым и широкомасштабным нападением на Ливан. Наоборот, именно это и было нужно шиитским экстремистам и стоящему за их спиной Ирану. Чем больше жертв, тем ярче полыхает пламя гнева в арабском мире и в мусульманском сообществе, тем больше накал антиизраильских и антиамериканских страстей, а соответственно растет и авторитет тех, кто находится на переднем крае борьбы против сионистов и Америки. Это как раз то, что нужно «Хизбалле» и вообще всем исламистским экстремистам, как шиитским, так и суннитским - в этом плане межконфессиональные противоречия уходят в тень, уступают место солидарности перед лицом общего врага. И вот мы видим, что согласно последним опросам общественного мнения в Ливане «Хизбалла» пользуется поддержкой 87% населения, в том числе 80% христиан - разве можно было себе представить что-либо подобное еще месяц тому назад? А в столицах арабских стран бушуют многотысячные демонстрации, массы скандируют: "Смерть Израилю, смерть Америке!", в Ираке шииты (объективно являющиеся партнерами американцев в процессе создания новой государственности) исступленно выкрикивают антиамериканские лозунги, среди манифестантов-мусульман в Лондоне видны люди с плакатами "Мы все - Хизбалла!".

Мог ли Израиль дать ответ хизбаллаховским провокаторам иным способом, без уничтожения жилых кварталов Бейрута, мостов, дорог, электростанций? Вероятно, мог. Если бы было решено ограничиться сухопутной операцией на юге Ливана с тем, чтобы отогнать «Хизбаллу» к северу, хотя бы за реку Литани, т.е. овладеть той территорией, с которой главным образом и запускают на города северного Израиля ракеты "Катюша", не произошло бы того, что сейчас называют разрушением страны, уничтожением всей инфрастуктуры государства, и несравненно меньше было бы количество жертв среди мирного населения. Почему был избран жесткий вариант ответа? Во-первых, надо учесть личностный момент: Эхуд Ольмерт, человек невоенный, лишенный шароновского авторитета и харизмы, просто не мог себе позволить удержаться от того, чтобы ударить "на всю катушку", иначе он мог бы выглядеть "слабаком". Во-вторых, израильский генералитет давно мечтал о том, чтобы разгромить «Хизбаллу», висевшую годами над Израилем подобно дамоклову мечу, и решил воспользоваться случаем, чтобы раз и навсегда покончить с этим врагом. В-третьих, хотя сейчас очевидно, что израильские военные недооценивали потенциал «Хизбаллы» (способность достичь ракетами Хайфы, например, оказалась неприятным сюрпризом), все же было известно, что шиитские экстремисты в течение шести лет, после вывода израильских войск из южных районов Ливана, энергичнейшим образом создавали там мощный укрепрайон с минными полями и глубоко эшелонированной системой обороны, что означало риск больших потерь в живой силе и технике при попытке пехотно-танкового удара. Вместо этого решено было начать "воздушную войну", уничтожить главную базу «Хизбаллы» в южном Бейруте и все коммуникации, при помощи которых из Сирии доставлялись иранские ракеты.

Получился явный просчет. «Хизбалла», видимо, потеряла сотни бойцов, но их осталось достаточно, чтобы вести партизанскую войну - самое неприятное для израильских войск, не раз доказывавших свою способность разбить наголову любую регулярную арабскую армию, но гораздо менее подготовленных для войны афганского, чеченского или иракского типа. До сих пор израильские войска топчутся недалеко от границы, беспрерывно в сообщениях с фронта мелькает одно и то же название - Бинт Джубайиль, городок, из которого хизбаллаховцев выбивают, а они возникают снова. Приходится двигаться черепашьим шагом, занимая господствующие высоты вокруг населенных пунктов, а затем, не входя в них, чтобы избежать уличных боев, уничтожать их огнем артиллерии и авиации. Но ракеты все равно летят на израильские города; видимо, «Хизбалла» действительно не теряла даром шесть лет, все продумано и подготовлено, а боевой дух ее бойцов чрезвычайно высок, равно как и их профессиональная подготовка. Израильтяне убеждаются теперь, до чего трудно воевать с противником, который нисколько не боится смерти, а, напротив, считает гибель в бою высшей честью, даже счастьем. Точно так же хизбаллаховцы относятся и к чужой жизни, даже жизни своих же соотечественников, которых они используют в качестве живого щита, устанавливая ракеты и гранатометы прямо в домах, во дворах и сараях. Избежать в таких условиях жертв среди мирного населения практически невозможно. Кроме того, хизбаллаховцы посылают ракеты с грузовиков, которые немедленно после залпа меняют позиции, и засечь их крайне трудно.

Этим объясняются медленные темпы израильского продвижения, которое пока что не в состоянии покончить с градом ракет, летящих на израильские города. Конечно, израильское население, на 90 % поддержавшее военную операцию, начинает проявлять недовольство ее недостаточной эффективностью, но это лишь служит для руководства страны стимулом к продолжению боевых действий до тех пор, пока не прекратятся ракетные обстрелы. Поэтому прекратить эти действия в соответствии с резолюцией Совета Безопасности для Израиля сейчас невозможно - это означало бы признать катастрофическое, унизительное поражение: восстановить против себя все мировое общественное мнение и при этом не добиться поставленной цели - что может быть хуже? И война будет продолжаться. Поскольку же резолюция не требует немедленного вывода израильских войск из Ливана (именно поэтому и Ливан, и весь арабский мир единодушно ее отвергают), израильское руководство не выражает недовольства в связи с ее вероятным принятием, тем более что в тексте резолюции фактически содержится ведь и требование прекращения пребывания вооруженных сил «Хизбаллы» на юге Ливана и замены их ливанской армией и международными силами. Но до этого еще далеко - какая страна пошлет в Ливан войска в разгар войны? А ливанская армия справиться с «Хизбаллой» не может, да сейчас и не хочет: кто посмеет выступить против "героев, в одиночку защищающих страну от агрессора"? И тем временем Израиль, даже рискуя несколько испортить (временно) отношения с Вашингтоном, будет стараться найти военный выход из тяжелого положения - опять же, выход временный, ибо где гарантии, что «Хизбалла», даже отброшенная на север Ливана, не сможет обстреливать израильские города новыми, еще более совершенными и "дальнобойными" ракетами, которые ей будет через Сирию поставлять Иран, единственное государство в мире, которое может быть полностью довольным возникшей ситуацией?

Георгий Мирский - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net