Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
16.08.2006 | Алексей Рощин
Война в Ливане глазами Старого Пиарщика
Общепризнанно, что современные войны давно уже превратились в войны «на публику», «пиар-войны», «войны для мировой телеаудитории». Это раньше было все просто: захватить города неприятеля, вывезти все ценное, мужчин убить или взять в плен, женщин изнасиловать… Потом уже – или обложить данью выживших, или заселить территории своими подданными. Нынче не так.
Локальные войны все больше напоминают гладиаторские бои: стороны, сражаясь, думают не только и даже порой не столько о том, как увернуться от удара или нанести наибольший ущерб противнику – сколько о том, как они ВЫГЛЯДЯТ в глазах сторонних зрителей, того самого «мирового сообщества». Потому что понимают: в конечном итоге исход войны будет зависеть не столько от личных усилий бойцов, сколько от того, в какую сторону укажет большой палец большинства «зрителей» в этом грандиозном Колизее. «Вниз» - врага можно будет добить, а на победителя посыпятся знаки благосклонности, гуманитарная и всякая иная помощь; «вверх» - и совсем уж поверженного врага придется чуть ли не самолично поднимать, лечить ему раны, каяться в грехах – и все это под улюлюканье, санкции и гнилые помидоры, отовсюду летящие в несчастного «победителя».
Яркий пример вот такой «пиар-войны» мы наблюдаем сегодня в Ливане. Рвутся вполне реальные бомбы, ползут настоящие танки, гибнут совершенно всерьез мирные жители и солдаты, боевики и даже случайно попавшие под руку миротворцы ООН… Тем не менее вся нынешняя ливано-израильская катастрофа и началась, и продолжается прежде всего по законам пиара. Анализ показывает, что, как ни странно, на этот раз гораздо лучшее понимание правил «пиар-войны» продемонстрировали не израильтяне, а их противники из ливанской «Хизбаллах».
Для того чтобы это понять, рассмотрим ситуацию беспристрастно и внимательно. Итак, 13 июля Израиль начал масштабную войну с бомбардировки ряда объектов в Ливане, включая Бейрутский международный аэропорт. Затем Израиль перешел к последовательному уничтожению всей инфраструктуры Южного Ливана – дорог, мостов, электростанций и т.п. Это объясняется официальными представителями Израиля как шаги, направленные на то, чтобы группировки «Хизбаллах» в Южном Ливане не могли получать подкрепления и боеприпасы с севера – от Сирии и Ирана.
18 июля «Хизбаллах» проводит первый массированный ракетный обстрел израильской территории. К удивлению как иностранных наблюдателей, так и, похоже, самого Израиля, оказывается, что «Хизбаллах» располагает ракетами и пусковыми установками большого радиуса действия – такими, которые способны достигать крупного портового города Хайфы.
На протяжении последующего месяца интенсивных боевых действий Израиль продолжает активно бомбардировать различные объекты в Ливане, заявляя о том, что он стремится в первую очередь уничтожить пусковые установки ракет, обстреливающих его территорию. Тем не менее, все чаще израильские бомбы и снаряды по ошибке попадают в мирных жителей Ливана: кадры убитых женщин и детей обходят мировые СМИ, в мире нарастает недовольство израильской агрессией. Сам Израиль в глазах множества телезрителей всего мира понемногу обретает черты безжалостного хищника, терзающего мирную страну, невзирая на жертвы.
Показательно, что все это время, несмотря на противодействие, «Хизбаллах» наращивает собственные ракетные обстрелы Израиля. В Израиле тоже растут разрушения, гибнут мирные жители. Израиль пытается привлечь внимание мирового сообщества к собственным жертвам, однако успех минимален: мировому сообществу ясно, что «Хизбаллах» ОТВЕЧАЕТ на агрессивные бомбежки, которые Израиль начал ПЕРВЫМ, начал МАССИРОВАННО. Изменить эту точку зрения израильским пропагандистам крайне трудно – все события свежи в памяти и широко освещались в мировой прессе.
Общее мнение экспертов однозначно: Израиль проигрывает информационную войну. «Большой палец» мирового сообщества показывает «вверх»: уже ясно, что, как бы ни сложилась собственно война, добить «Хизбаллах» Израилю не дадут…
Теперь вернемся к началу войны, в 12 июля. Каковы были исходные позиции «Хизбаллах» в канун начала боевых действий?
Уже сейчас ясно, что «Хизбаллах» к войне с Израилем подготовилась очень серьезно. Прежде всего – «Хизбаллах» к 12 июля накопила поистине ОГРОМНЫЙ арсенал ракет высокой дальности; ракет, способных достигать больших, густонаселенных городов Израиля. Эксперты называют цифры от пяти до 10 тысяч ракет. Подчеркнем: уже 12 июля все ракеты были уже ТАМ, в Южном Ливане, укрытые очень надежно и замаскированные так, что никакие израильские и американские спутники и средства слежения не могли их зафиксировать. Об этом говорит то, что в течение месяца непрерывных бомбардировок и разрушения ВСЕХ путей подвоза «Хизбаллах» нисколько не утратила способности вести обстрелы Хайфы раз в 2-3 дня. Или так, или придется признать, что израильский «контроль» над дорогами в Южном Ливане – фикция. Последнее – едва ли.
Что же из этого следует? А это означает, что шейх Насралла уже 12 июля имел возможность нанести МАССИРОВАННЕЙШИЙ ракетный удар по ничего не подозревающим израильтянам в той же Хайфе! У него для этого все было «под рукой». Нет никаких сомнений, что такой удар был бы для Израиля гораздо более сокрушительным, чем все обстрелы, случившиеся позже: очевидно, что осуществлять пуски гораздо проще в условиях практического мира – чем тогда, когда над головой «висят» день и ночь израильские бомбардировщики, а по территории «лупит» израильская крупнокалиберная артиллерия…То есть: если исходить из того, что Насралла – террорист, и его цель – нанести Израилю наибольший ущерб, убив как можно больше ничего не подозревающих мирных жителей – возникает вопрос: почему же он не ударил тогда, 12 июля?
Ответ очевиден: Насралла – политик пиар-войны. Он просто смог просчитать реакцию «мирового сообщества». Если бы в ночь на 13 (к примеру) июля, «ни с того, ни с сего» через границу мирного Израиля вдруг полетели бы сотни ракет со стороны Южного Ливана, неся смерть и разрушения сотням мирно спящих жителей – что сказали бы наутро миллиарды телезрителей? В этом случае ДЛЯ ВСЕХ в мире Израиль стал бы невинной жертвой грубой и неспровоцированной агрессии! И виновник был бы обнаружен немедленно – «Хизбаллах»!
В таком случае Израиль смог бы хоть сровнять с землей весь Южный Ливан – едва ли кто-то осмелился бы поднять голос в защиту. Дела «Хизбаллах» были бы совсем плохи…И поэтому 12 июля «Хизбаллах», несмотря на полную ВОЕННУЮ готовность, отнюдь не наносит ракетный удар по Хайфе. Ракеты остаются в укрытиях. Вместо этого, как все мы помним, происходит совсем другое: боевики «Хизбаллах» «всего лишь» нападают на израильский блокпост и похищают двух солдат Армии Израиля.
Казалось бы, сущая мелочь по сравнению с накопленным арсеналом в 10 тысяч ракет, только и ждущих команды «пуск». Однако все было рассчитано четко. Похищение двух солдат – мелочь для мирового сообщества; аналитики «Хизбаллах» (или Ирана, неважно), имели все основания полагать, что такое происшествие даже не попадет в «топы» мировых выпусков новостей…Так и случилось.
А вот для Израиля похищение солдат – это вовсе не мелочь! Особенно – для «штатского» правительства и для «штатского» министра обороны Израиля. Солдат в израильской армии принято выручать, если «шпаки» захотели бы, паче чаяния, проявить сдержанность – они бы подчеркнули в глазах армии свою полную чужеродность всему «боевому братству»…
И Правительство отдало приказ о бомбовом ударе по Бейрутскому международному аэропорту и т.п. Вот ЭТИ новости, конечно же, сразу же с пометкой «Срочно!» были переданы по всем мировым телеканалам. Израиль стал агрессором…
Но и тут, заметим, «Хизбаллах» не стала торопиться. Имидж Израиля как агрессора для всего мира надо было закрепить как следует.
«Хизбаллах», хотя и МОГЛА, не ударила в ответ ни 14-го, ни 15-го, ни 16-го июля. Свой первый ракетный удар по Хайфе «Хизбаллах» наносит 18 (!) июля. Тогда, когда все ярлыки уже не только повешены, но и успели основательно прирасти.
Война еще продолжается, но главная – пиар-война – уже, похоже, завершена. Завершена РАЗГРОМОМ.
Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.