Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.09.2006 | Алексей Рощин
Главный обвиняемый
Процесс по делу "Андрей Сычев против Александра Сивякова" как-то на глазах приобрел неприлично фарсовый оттенок. Серьезные люди под неослабным (хотя и постоянно ослабевающим) присмотром пишущих журналистов и телекамер вот уже который месяц выясняют следующее.
- Заставлял сержант Сивяков "салагу" Сычева сидеть на корточках - или он сам сидел.
- Вредно это для здоровья – или не вредно.
- Убирал он туалет в тапочках - или все ж в сапогах.
- Бывают такие «наследственные болезни», из-за которых у вполне здоровых 19-летних парней вдруг скоропостижно отмирают ноги и половые органы – или таких болезней не бывает.
- Заставляли прокуроры путем издевательств над «дедушкой» Сивяковым давать ложные показания - или не заставляли, а все было «по Уставу»... то есть, тьфу, извините – по Уголовно-Процессуальному Кодексу?
Зевающая публика неделями наблюдает ожесточенную перебранку между врачами, различающимися погонами: у одних есть – у других нет. Одни врачи (подчиненные Минобороны) говорят одно, другие (гражданские) другое. А факт остается фактом: сержанту Сивякову "корячатся" 6 лет строгого режима, которые, впрочем, могут дать «условно», а могут скостить «по амнистии». Бывшему же рядовому Сычеву никакая амнистия не светит: он пожизненно - без ног и других важных органов.
Меж тем общественные настроения понемногу, как это ни парадоксально, склоняются в пользу обвиняемого - сержанта Сивякова; не исключено, что в этом и состоит «хитрый план» чиновников Минобороны, безбожно затягивающих процесс. Дело, конечно, не в том, что «этот «дедушка» правильно воспитывал молодняк, а как еще с салагами?» и т.п. Люди просто чувствуют, что их, грубо говоря, надули. Как-то невзначай громоздкая машина наших «оборонцев» извернулась – и представила недалекого 20-летнего оболтуса с сержантскими лычками, Сивякова, чуть ли не в качестве «того самого» Корня Зла, которого «выдернуть» - и с Системой Дедовщины в нашей армии будет покончено. Нашли «главного ответчика»!
А как еще прикажете думать, господа генералы, если, собственно говоря, никаких других обвиняемых нет? Несколько месяцев вся страна буквально стояла на ушах, все главные телеканалы работали на полную мощь, вываливая все новые ужасающие факты насилия, издевательств, доведений до самоубийств, изнасилований и т.п., царящих, «оказывается», в нашей некогда «непобедимой и легендарной», «от Москвы до самых до окраин». Андрей Сычев превратился для всех нас в своего рода Символ и Знак Беды, этакое ПОКА живое предупреждение – «смотри, это может случиться и с тобой (твоим сыном)!»
Даже депутаты настолько «раздухарились», что осмелились вызвать «на ковер» в Госдуму САМОГО Министра Обороны… Дальше, правда, запал пропал, Друга Самого ласково поспрашивали в духе «чего изволите» и отпустили, сами смертельно убоявшись собственной смелости.
И чем же все завершилось? А по-нашему, по-российски, как еще Щедрин писал: «Чижика съели». Не съели пока, правда, но скоро уже. Сивяков фамилия. Вот он, негодяй! Вот кто «дедовщину» в казармах развел! Да мы его за это…
И теперь остатки «неравнодушной общественности» с замиранием сердца следят: «впаяют» Сивякову срок «на полную катушку» – или нет? Если да – то уф, «моральная победа», «слово правозащитников что-то значит», можно расслабиться, «справедливость восторжествовала». Если нет – караул, «неужели Зло победит?!» и т.п.
Масштабы ожиданий как-то совсем уж несообразны с фигурой полуграмотного деревенского парня, которого, уверен, еще год-полтора назад его «деды» «дрючили» наверняка немногим слабее, чем он Сычева... А меж тем министр обороны пошел «по результатам» скандала с Сычевым на повышение – стал вице-премьером; Главный Военный прокурор, возбудивший дело Сычева, как-то незаметно лишился поста; а новый военный прокурор уже успел бодро отрапортовать, что буквально за полгода число случаев «дедовщины» в войсках неким волшебным образом сократилось вдвое…
Вопрос: можно ли было сделать процесс в каком-то другом, не фарсовом режиме? Безусловно. В другой стране так бы и было. Просто процесс должен был быть не против Сивякова, точнее - совсем не ТОЛЬКО против него. Подсудимый в этом процессе должен быть соответствующий. Ведь это вовсе не Сивяков отправил ЗДОРОВОГО Андрея Сычева «на службу Родине», не спрашивая его согласия; не один Сивяков был всецело в ответе за жизнь и здоровье Андрея Сычева в НЕБОЕВОЙ обстановке. Сивяков – всего лишь один из винтиков той самой машины, которая поглотила и перемолола в конечном итоге их обоих: и рядового, и сержанта. И не они отвечали за ее правильное функционирование!
Действующий суд не даст ответа на главный вопрос: кто создал условия, в которых стало возможным многочасовое издевательство Сивякова над Сычевым? Ведь армия – не «гражданка». Если к человеку "на гражданке" пристают хулиганы на улице, человек может от хулиганов попросту убежать или позвать милиционера. Однако в армии «хулиганы» живут с тобой в одной казарме, а «бегство» от них называется «дезертирство», никаких милиционеров поблизости нет, да и ход им на территорию в/ч запрещен, военной полиции тоже нет… По мнению министра обороны, неоднократно им озвученному, никакая военная полиция в армии не нужна. Что ж, в таком случае, очевидно, само Минобороны полностью берет на себя функцию охраны здоровья, чести и достоинства своих солдат внутри казармы.
И кто ж, в таком случае, должен отвечать, если МО с этой функцией не справляется? Сержант Сивяков?
У нас – то есть у Гражданского Общества России – был шанс запустить настоящий судебный процесс: «Андрей Сычев против Министерства Обороны РФ». Искалеченный человек, известный всей стране – против государства. Был шанс добиться, чтобы чиновники всех уровней МО осознали, наконец: каждое убийство, доведение до самоубийства, «тяжкие телесные» в казармах Российской Армии, каждое серьезное происшествие с нашими детьми – это ЧП! И ЧП не в том смысле, что об этом некоторое время пишут газеты – а в том смысле, что после этого летят головы. На всех уровнях.
И, конечно, «квартирка» семье Сычева должна была быть не в форме «подачки» от «доброго Президента» и не менее «доброго Губернатора». Сычевым дали, а сколько таких же семей получили только большую дулю – и не от президента, конечно, а от третьеразрядного чинуши районного уровня? «Сын погиб? Ерунда – у нас в армии «дедовщины» нет!» В нормальной стране за увечья, причиненные по вине государства, государство платит. Платит сполна, по суду.
Независимый суд – орудие гражданского общества. Пока у нас, увы, нет ни того, ни другого. И, возможно, пока вы читаете эти строки, в какой-то казарме очередной «дедушка Сивяков» уже начал свою «воспитательную серию» с очередным «салабоном Сычевым». Хирургам, до хрипоты спорящим между собой в Челябинском военном суде, будет работа…
Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.