Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

25.09.2006

Олег Репс, учредитель Группы Компаний «Форекс Клуб»: «Мы не можем прогнозировать возможные действия нашего государства»

…Я родился в маленьком поселке в Приморском крае, его на карте не обозначают - там всего около 10 жителей. Несмотря на то, что он находится на широте Сочи, его приравнивают к районам Крайнего Севера. Отец мой был старшим механиком на корабле, а мать - простой рабочей. В своем поселке я закончил среднюю школу и поехал поступать в Дальневосточный институт. Поступил, учился, получил диплом по специальности «Радиоинженер».

Работать начал со второго курса, сначала - сортировщиком на Полиграфкомбинате. Трудился по ночам, как и положено студентам. Торговал, чем придется - это был конец 80-х годов, тогда все что-то продавали. Одновременно учиться и работать было сложно, но мне это каким-то образом удавалось. Некоторый период времени после окончания института я был частным предпринимателем - занимался торговлей До тех пор, пока меня не пригласили работать в банк. Это было первое более или менее регулярное место работы, маленькая и очень «злая» структура под названием «Первый приморский банк».

Начинал я там дилером, закончил - начальником валютного департамента. Там был широкий спектр операций, но в основном мы занимались наличной валютой, осуществляли различные сделки с конвертируемой валютой. Отдел, в котором работал я и мой нынешний партнер Вячеслав Таран, приносил нашему банку почти 80 процентов дохода. Кроме того, в Первом приморском банке мы создали дилинговый центр по предоставлению услуг на рынке … (?) Это был первый наш опыт и один из самых первых дилинговых центров в России.

Через полтора года из-за того, что обороты по продаже наличной валюты достигли серьезных величин, у нашего основного партнера в Москве - МДМ-банка - родилась идея создать свой филиал на Дальнем Востоке. И мы с моим партнером, которому было предложено возглавить этот филиал, плавно перешли в МДМ-банк. Это была солидная структура с большим спектром услуг, но очень большая, громоздкая. Если в Первом приморском банке я управлял фактически всеми денежными потоками хоть и небольшого, но целого предприятия, то в МДМ я попал в совершенно не интересную, не творческую среду. И еще до наступления кризиса я оттуда уволился, несмотря на то, что денег мне там платили больше, чем на прежнем месте работы.

В результате в МДМ я проработал еще меньше - мы загорелись новой идеей: в 1997 году с моим партнером создали во Владивостоке дилинговый центр под торговой маркой «Форекс Клуб». Тогда такого рода бизнес был довольно новым, поэтому очень много средств не потребовалось - мы вложили в дело все деньги, которые были отложены у нас от зарплаты…

О голодных волках и зайце-партнере. Многие коллеги-предприниматели говорят, что в бизнесе на партнера надеяться нельзя, потому что он может обмануть, «кинуть», и лучше самому все контролировать и держать руках. Когда мне задают вопрос: «Как вы относитесь к партнерству в бизнесе?», я вспоминаю один анекдот. Встречаются ранней весной два голодных, одичавших волка. И вдруг к ним под ноги вываливается заяц. Они хватают зайца и собираются съесть, а он, трясясь от страха, их просит: «Не ешьте меня, а я вам за это скажу, где пасется совершенно бесхозная отара овец». Подумали волки и отвечают: «Ну ладно, рассказывай, куда идти!» «По направлению к кривой сосне, к оврагу, через речку», - выпалил заяц. Волки выслушали зайца и - сразу его съели. Приходят к сосне - а там действительно отара овец. Наелись волки до отвала, и в полудреме один говорит другому: «Нехорошо как-то с зайцем получилось. Давай хоть какие-то последние почести отдадим». Собрали заячьи косточки, похоронили, насыпали холмик. Осталось табличку прибить. «Что писать будем? - спрашивает один волк другого. «Пиши: «Нашему серому другу» - отвечает его приятель. «Слушай, с друзьями так не поступают, мы же его сожрали!» - «Ну, тогда давай напишем: «Нашему заклятому врагу». - «Но ведь он по-честному сказал нам, где пасутся овцы. Спас от голодной смерти!». Впали они в задумчивость… Наконец один придумал: «Напишем: «Нашему партнеру».

Я же думаю, что есть люди командные, а есть - некомандные. Я отношусь к людям, у которых КПД при работе в одиночку падает до нуля. Просто физически не могу работать в одиночку. Я сталкивался с людьми, которые не умеют по своим природным качествам делиться - обязанностями и вообще чем угодно. Они - одиночки по натуре. И то, и другое в бизнесе приемлемо, и то, и другое в бизнесе оправдано. Но я в одиночку себя чувствую очень плохо.

Трудно быть пионером. Начиная бизнес, нужно было правильно распределить обязанности. «Пионерский» этап - это особая фаза развития бизнеса, и на начальном этапе отношения между членами команды были более неформальными, неструктурированными. Обязанности мы поделили по принципу: что у кого лучше получается, тот то и делает.

Мое сильное качество, как мне кажется - трезвый расчет. Я хорошо просчитываю какие-то идеи, варианты, которые рождают будущие проекты. И время от времени мне выпадает неблагодарная роль некоего «тормоза» для особо «горячечных» идей. Такой человек необходим в любой компании, иначе могут быть предприняты шаги, которые заведут совсем не в том направлении, куда хотелось бы придти.

Поначалу наша компания насчитывала шесть сотрудников. Это было скорее «сборище» единомышленников, чем некая организация. К тому же через год после появления первого клиента нас раскидало географически на тысячи километров: бизнес рос, и мы открыли «брэнч» компании в Москве, где и остался главный мой партнер, а я поехал «покорять» Хабаровск. Но это совершенно не ухудшило уровня наших контактов и взаимодействия.

Сегодня ситуация иная. Мы уже достаточно давно отошли от оперативного управления, поскольку бизнес перерос масштабы наших менеджерских возможностей. Это был довольно мучительный, но осознанный шаг. Но нам стало абсолютно очевидно, что надо нанимать настоящего менеджера, который будет заниматься регулярным, оперативным управлением компанией. Наша же роль теперь состоит в стратегическом планировании бизнеса. При том, что наш бизнес не стал сегодня более спокойным. Разве что только в том смысле, что я более отстранен от того, что происходит внутри компании. Но что касается его динамики развития - он становится все интереснее и интереснее.

Вообще для начинающих предпринимателей очень опасен кризис несовпадения ожиданий с результатами. Ведь самое трудное на старте - правильно оценить то, что ты получишь на выходе. Когда начинаешь, все выглядит достаточно просто. К примеру, я произвожу продукт «А» - посчитал себестоимость: она составляет 10 рублей. Я походил по рынку - на рынке продукт стоит 20 рублей, и у меня тут же включается в голове калькулятор. Считаю - получается, что с каждой единицы проданного продукта «А» могу получить 10 рублей. Умножаю их на какое-то количество тысяч и понимаю, что через полгода я - миллионер.

Запускаю продукт в производство и выясняется, что я не учел целый ряд факторов: экологические проблемы, инерционность мышления потребителя, сложности взаимодействия с государственными структурами, юридические тонкости… Более того - ты не можешь оценить степень эмоциональной перегрузки, когда сталкиваешься с какими-то неувязками. То есть проблема связана не с тем, что новоиспеченный предприниматель неправильно производит товар, а в том, что ожидания легкости пути завышены и быстро наступает разочарование. Есть еще категория людей, которые ставят все на кон - но это уже истории из разряда «экстрима».

Стоит отметить, что каждый исторический период для вхождения в бизнес сложен по-своему. При желании начать что-то делать можно в любой момент, всегда и везде. В это я твердо верю и в этом убежден. Меняются обстоятельства, ситуации, какие-то входящие и исходящие данные, но при наличии желания, идеи и одержимости одинаково легко начать бизнес в любое время. Правда, раньше было больше ниш для предпринимательства, но абсолютно ни у кого не было опыта. Сегодня ниш стало меньше, но зато в бизнес приходят хорошо обученные, подготовленные люди.

«Дефолт» ужасен, да здравствует «дефолт»! Если обратиться к «эпохе первоначального накопления капитала» - началу и середине 90-х годов - то нужно признать, что тогда в бизнес шло очень много случайных людей.

Предпринимательство возникало в основном там, где можно было что-то где-то добыть или урвать. Это было наследие «красного пояса», «красных директоров», проявление порожденного той эпохой принципа: «что охраняешь, то и имеешь». Среди «первопроходцев» было достаточно много случайных людей, наделенных некой эйфорией и «романтическими» идеалами, поскольку изменения в стране шли такими темпами, что казалось, будто теперь наступили времена, когда все будет иначе - просто и легко. Было достаточно много людей, которые испытывали иллюзии, что можно стать успешным бизнесменом буквально на пустом месте. Был, правда, и другой слой «первопроходцев», каких, кстати, сейчас уже много - это люди, которые готовы делать что-то конкретное и которые ставят перед собой амбициозные цели.

Что касается меня, то если бы мне кто-то сказал, через что придется пройти, затевая бизнес, я, возможно, остался бы работать в банке и, по большому счету, жил бы себе спокойно. Ведь один только «дефолт» 1998 года чего стоил! Я в одночасье оказался должен столько денег, сколько одновременно даже не видел. То есть, конечно, я видел много денег, когда работал в банке, но не мог их представить как свои. Тяжело было жить в долг длительное время. Многие тогда разорились.

Но все же можно считать, что «дефолт» 1998 года повлиял на нас… положительно. Вообще на всех, кто выжил, он не мог не повлиять положительно - для многих он стал толчком для нового витка развития, хотя все эти «катаклизмы» всероссийского масштаба закончились для нас большой потерей денег. К тому же кризис заставил нас так мобилизоваться и напрячься, что последствия этого напряжения сказываются до сих пор. Безусловно, это была хорошая встряска - болезненная для экономики, но очень правильная для бизнеса на тот момент. Потому что экономика тогда развивалась по паразитическому принципу: основные доходы были завязаны на воровстве бюджета. И это ни для кого не было секретом. Все, кто занимался чем-нибудь другим, настолько сильно проигрывали в рентабельности, что еле-еле сводили концы с концами. Безусловно, «встряхнуть» бизнес можно было добиться менее болезненным способом, не столь трагическим для многих, но все равно положительный эффект от «дефолта» был.

Бизнес-государство-общество: кто кого? Странно, что до сих обществом не усвоена простая мысль: частный бизнес - это, прежде всего, двигатель экономики, это налоги в копилку государства, рабочие места… Но в народе до сих пор бытует мнение, что бизнесмен - это тот, кто что-то хапнул, оттяпал жирный кусок собственности. А то, что этот человек работает с утра до ночи, практически без выходных, многие не понимают и не хотят понимать. Думаю, что корни такого общественного мнения упираются в традиции православия. Я, к сожалению, не знаю, как в этом смысле обстоит дело у мусульман, но то, что протестантизм и православие кардинально различаются в вопросе отношения к богатству - факт. Богатым в России было быть зазорно еще в царские времена. Такой менталитет сознательно культивировали, и мы сейчас пожинаем плоды этой долгой культивации. Хотя, безусловно, бизнесменов 90-х годов ни в коей мере нельзя назвать агнцами Божьими.

Сегодня бизнес становится более цивилизованным, несмотря на сложности во взаимоотношениях с государством. «Местечковых» предпринимателей, локальных бизнесменов практически не остается - сейчас даже кофейни испытывают натиск транснациональных компаний. Российский бизнес меняется, мыслит все более широко, но этот процесс не может быть быстрым, это - эволюционный путь.

«О «МакДоналдсе» и «русских пирожковых». Западные предприниматели отличаются от отечественных многим. Прежде всего, они более свободны в силу исторических факторов - люди в Европе и Америке избавились от рабства несколько веков назад. А в России, по моему мнению, рабство закончилось в 1953 году, после смерти Сталина. Соответственно, западные предприниматели менее зашорены и закомплексованы, больше чувствуют перспективу и у них есть больше возможностей. Но и среди них встречаются абсолютно «безбашенные» личности.

Российские предприниматели живут в более агрессивной среде, на менее «плодородных почвах». Но зато, научившись здесь, легко можно процветать и там. Хотя каждый опыт ценен с учетом места приложения: можно быть удачным предпринимателем во Вьетнаме, но вряд можно привнести этот опыт в Китай. В то же время есть много западных бизнесменов, которые приходят в Китай, и у них все получается удачно: используют дешевую рабочую силу и ресурсы, производят достаточно качественные товары и продают их на Западе.

А в принципе никто нигде не ждет никого на своих рынках. Как мы не хотим видеть «МакДоналдс» в России, так в своей стране никто не хочет иметь, к примеру, «Русских пирожковых». И это естественно. И функция любого государства - охранять свои границы от вторжения.

Бизнес как хобби. Банальный вопрос: кто такие бизнесмены? Это люди, которые пытаются создать собственное дело и мыслят перспективно, масштабами достаточно длинных периодов времени. Это те, кто четко осознает ответственность за все, что делает - перед клиентами, сотрудниками, коллегами… И, пока живо их предприятие, от этой ответственности им никуда не деться. Не случайно сегодня охотнее идут в менеджеры, чем в собственники, потому что сейчас менеджеры, особенно крупных компаний, имеют доход, который гораздо больше, чем у собственника маленькой компании. Собственник и менеджер - это абсолютно разные роли и, соответственно, разный стиль жизни. Быть наемным менеджером на порядок легче - он избавлен от тотальной ответственности, у него всегда есть возможность поменять работу.

Что касается меня, то вынужден признать: я не обладаю теми качествами, которые необходимы, чтобы быть топ-менеджером в крупной отраслевой компании. Я просто не гожусь на эту роль. Мой бизнес существует уже много лет, и мы с моим партнером Вячеславом Тараном недавно вынуждены были с удивлением констатировать, что у нас, оказывается, даже нет никакого хобби, потому что для нас не существует ничего более интересного и увлекательного, чем заниматься бизнесом. По большому счету, это есть и работа, хобби.

Бизнес-сообщество: какие цели? Если говорить о бизнес-сообществе, то его, извините за выражение, «поголовье» растет. Но если говорить об общих целях, которое якобы объединяет эту общность, то их попросту нет. Я плохо понимаю значение таких объединений. Те проблемы, которые они поднимают, либо слишком общие, либо вовсе мне не понятны. Но это мое частное мнение. Возможно, я ошибаюсь.

Для бизнеса, как мне кажется, актуальны не общие фразы, а конкретные вопросы: как наладить нормальное взаимодействие операторов нашего рынка, как исключить методы недобросовестной конкуренции, нечестных способов ведения бизнеса дилингового центра и клиента. Для этих целей мы вместе с еще несколькими компаниями создали Комиссию по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР) - специальную организацию, которая занялась бы этими вопросами. Бьемся уже достаточно долго, но процесс оказался небыстрый. Ведь отрасль еще молодая, и мы еще болеем типичными болезнями роста, когда кажется, что все это ни к чему, что в одиночку проще, чем объединяться, что все мы - конкуренты… Но истина одна: если мы объединимся - станем мощнее.

Основная задача бизнесмена - думать. Сколько времени бизнесмен должен проводить на работе, чтобы его компания была успешной? Существуют противоположные мнения: одни считают, что надо все делать до 18-00, иначе ты - плохой руководитель. А другие - что надо сидеть без сна и отдыха, потому бизнес - это работа нон-стоп. Мне кажется, что каждый за себя отвечает сам. Что касается меня, то я работаю до 19-00, поскольку, как уже пояснил выше, не занимаюсь сегодня ведением оперативных дел компании. Но были времена, когда приходилось работать круглосуточно. Моя основная сегодняшняя задача - думать, а для этого не обязательно находиться исключительно на рабочем месте.

Меня спрашивают: «Считаю ли я себя успешным предпринимателем?». Вполне считаю. Но все равно есть идеи и проекты, которые хотелось бы воплотить в жизнь. В частности, сейчас мы занимаемся реализацией проекта под названием «Money Mania». Это он-лайновая игра, в которой мы пытаемся моделировать все экономические процессы, которые происходят в реальном мире. Любой игрок может войти и попробовать себя в роли предпринимателя или руководителя, попытаться создать, к примеру, магазин и конкурировать на рынке. Игра ориентирована на всех желающих испытать свои потенциальные возможности. Сейчас в ней постоянно присутствуют 5 тысяч человек, которые пытаются зарабатывать виртуальные деньги.

Интересно, что в виртуальной жизни все происходит, как в реальной: есть конкурентная среда, таможенные барьеры, трудовые ресурсы, обладающие разной квалификацией и разной стоимостью, уже появились свои олигархи… Я тоже попытался играть и оказалось, что это, как в жизни - очень трудно: занялся сельским хозяйством, а у меня все свиньи сдохли. Игра позволяет оценить всю многомерность бизнеса как такового, и сейчас мы намерены развить этот проект и внедрить его в обучение и бизнес-тренинги.

СПРАВКА

В настоящее время Группа Компаний «Форекс Клуб» - безусловный лидер российского Forex, деятельность которого позволяет клиентам в комфортных и надежных условиях работать на международном валютном рынке и во многом определяет развитие российского Forex.

Началось все 4 ноября 1997 года, когда было принято решение о создании Некоммерческого Партнерства «Форекс Клуб».

В апреле 1998 года состоялось открытие первого дилингового центра под вывеской «Форекс Клуб». А менее чем через год, в марте 1999-го, началось создание сети филиалов по всей стране. В декабре 1999 года технические специалисты «Форекс Клуба» выпустили первую рабочую версию собственной программы для Интернет-торговли. С этого момента начинается период глобального развития компании.

В настоящее время филиалы Группы Компаний «Форекс Клуб» располагаются в 29 крупнейших городах России, а также в странах СНГ и дальнем зарубежье – Нью-Йорке и Пекине. В дальнейшем этот рост продолжится – идет подготовка к открытию ряда новых филиалов, в том числе за рубежом.

В 2003 году была создана Международная Академия Биржевой Торговли «Форекс Клуб» - первое в России специализированное учебное заведение для трейдеров, получившее свидетельство о высоком качестве предоставляемых услуг - государственную лицензию. Академия готовит специалистов, обучая их по программе «Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами», прошедшей процедуру лицензирования. Выпускники Академии, в зависимости от вида обучения, получают документы, удостоверяющие их знания, – Диплом о дополнительном образовании (дистанционная форма) или Сертификат (очная форма).

В декабре 2004 года Академия представила "Курс обучения биржевой торговле" – новейшую разработку, включившую в себя наиболее эффективные методики обучения валютному дилингу.

Также Группа Компаний «Форекс Клуб» уделяет повышенное внимание чистоте и прозрачности российского рынка Forex. В марте 2003 года ГК «Форекс Клуб» стала одним из первых сертифицированных членов Комиссии по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР).

16 апреля 2004 Финансовая Компания «Форекс Клуб» стала первым лауреатом национальной премии «Финансовый Олимп» в номинации «Лучший российский брокер на рынке Forex».

В настоящее время в Группу Компаний «Форекс Клуб» входят: Международная Академия Биржевой Торговли «Форекс Клуб», ООО «Компания «Форекс Клуб», HП СДУМФР «Форекс Клуб», ООО «Дилинговая Компания», АКБ «Хлебобанк».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net