Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.09.2006 | Татьяна Становая
Бороться с коррупцией будут все
Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных и политически модных тем. Как сообщают «Ведомости», компартия призвала левую и правую оппозицию подписать 3 октября в Госдуме антикоррупционный пакт. Бороться с коррупцией коммунисты будут при помощи гласности: при выявлении очага коррупции обратятся в ведомство, в котором работает чиновник, правоохранительные органы и СМИ с требованием сообщить о партийной принадлежности разоблаченных чиновников, разъяснил секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Главной мишенью здесь оказывается «Единая Россия». Тема борьбы с коррупцией осваивается не только властью, но и оппозицией. Недавно эти проблемы подняла и партия СПС.
Борьба с коррупцией всегда была политически выигрышной. Однако в этом году она приобретает особую значимость. Это связано с несколькими причинными. Во-первых, в России растет армия чиновников, а международные организации отмечают существенный рост коррупции в России. По данным опубликованного 18 октября 2005 г. ежегодного исследования, проведенного организацией Transparency International, Россия по размаху коррупции упала на еще более негативное, 126-е место среди 159 государств, оказавшись на уровне Нигера. Коррупция становится одной из самых острых тем и для бизнеса, и для рядовых граждан. По оценкам фонда «Индем», рынок деловой коррупции превзошел в 2005 году доходы федерального бюджета в 2,7 раза. Тогда как рынок бытовой коррупции в России вырос за 2004-2005 гг. с 2,8 до 3 млрд. долларов.
Во-вторых, в сложившемся политическом режиме России появилась системная проблема, которая заключается в том, что в системе управления государством почти монопольное положение занимает «путинская элита». Институты политического и гражданского контроля практически отсутствуют либо сильно ослаблены. Бюрократия становится все более закрытой, а конкуренция внутри нее растет. Одновременно существенно снижается эффективность чиновничества, которое в отсутствие политического контроля чувствует себя более безответственно, оказываясь недееспособным с точки зрения решения общегосударственных задач. Еще в прошлом году президенту пришлось фактически ввести ручное управление правительством, а поставленные ранее задачи решаются только после вмешательства главы государства.
В общем, проблема эффективности чиновничества и борьбы внутри него становится «головной болью» и политической власти в России. В мае этого года в стране была развернута так называемая антикоррупционная кампания. По крайней мере, таковой она представлена в публичном пространстве (одновременно инструмент борьбы с коррупцией стал самым эффективным способом борьбы с конкурентами как на федеральном, так и на региональном уровне).
Однако такая кампания имеет свои ограничители. Дело в том, что правящая элита хотя внутри себя и является весьма конкурентной, но генетически является целиком «путинской». Соответственно, если одни «путинские» борются с другими «путинскими», они очень ограничены в выведении этой борьбы в публичное пространство. Достаточно вспомнить таможенное дело. Прошедшая в органах власти «чистка» и громкие отставки в итоге так и не приобрели вид «публичной порки» за конкретные преступные действия. Максимум, что можно ожидать, – судов над чиновниками среднего звена.
Таким образом, власть оказывается в положении, при котором борьба с коррупцией имеет свои ограничители. Куда ни ступи – везде «путинцы» и «единороссы». Получается, что одной рукой власть ведет антикоррупционную кампанию, а другой не допускает резонансных дел и публичной порки «своих», предпочитая просто перемещать «сомнительных» чиновников с места на место.
А вот оппозиция как раз имеет здесь огромное поле для маневра и, судя по всему, намерена это поле освоить. Так, СПС в своей программе «Горизонт-2017» борьбу с коррупцией сделал одной из центральных. Теперь к этому подключилась и КПРФ. Заметим, что у партии после прихода к власти Владимира Путина постоянно рос дефицит «эксклюзивных», социальных инициатив. Президент фактически перехватил у КПРФ инициативу в области роста заработной платы для бюджетников, повышения рождаемости, борьбы с бедностью и т.д. Любой лозунг КПРФ мало чем отличается от лозунгов пропутинских сил и идей самого президента. Зато борьба с коррупцией в силу специфики режима не может быть полностью монополизирована властью. Тем более что борьба с коррупцией позволяет ударить по своему главному сопернику – «Единой России». Партия, которая стремилась включить в себя как можно больше чиновников и стать тем самым более влиятельной и «правящей» (как известно, «Единая Россия» мечтает стать не партией власти, а именно правящей партией, перестав выполнять инструментальную роль), столкнулась с тем, что в рядах оказались и те, кто могут стать объектом антикоррупционного преследования.
КПРФ подготовила под руководством своего депутата в Госдуме Валерия Рашкина доклад «Единая Россия» и коррупция», в котором приводит данные по расследованиям дел о коррупции в регионах, демонстрируя, что творится в регионах, которые возглавляют члены «Единой России». Одновременно КПРФ призывает оппозицию подписать 3 октября антикоррупционный пакт. Фактически он также направлен против «Единой России».
«Единая Россия» тем временем пытается сопротивляться. В частности, партия пытается позиционировать себя над чиновничеством, показывать, что также намерена активно бороться с нечистоплотными представителями власти. Достаточно вспомнить, что молодежное отделение партии «Молодая гвардия» получило от партии предложение выявлять коррупционеров в региональных органах власти. Тем самым, партия пытается дистанцироваться от чиновников.
Попытки оппозиции подхватить тему борьбы с коррупцией могут спровоцировать власть на резонансные ответные шаги, которые носили бы чисто пиаровский характер. Например, достаточно вспомнить борьбу с «оборотнями в погонах» в 2003 году. Нечто подобное может оказаться в повестке дня и сегодня. Оппозиции же вряд ли дадут возможность отыграть эту тему в публичном пространстве, хотя в целом антикоррупционная составляющая в риторике основных политических партий к 2007 году будет одной из наиболее заметных.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.