Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.10.2006 | Татьяна Становая
Новая миграционная политика России
В России резко ужесточается миграционное законодательство. Кризис в отношения между Россией и Грузией стал удобным поводом для того, чтобы существенно ограничить возможности иммигрантов и их доступ на территорию России. В миграционной политике России произошел ощутимый разворот: еще летом этого года была утверждена государственная программа по привлечению бывших граждан СССР на территорию России, а осенью прошлого года была объявлена иммиграционная амнистия для нелегалов. Все это вписывалось в политику Кремля внутри страны: декларировались задачи увеличения экономического роста, решения демографической проблемы, национальные проекты. Все это требовало людских ресурсов и государство пошло на существенные послабления в гражданском, миграционном и трудовом законодательстве.
В то же время в обществе все чаще проявлялось недовольство «засильем чужаков». Слоган «Россия для русских» становится все более популярным и актуальным. Растет праворадикальное движение, часто с позволения властей. Патриотизм приобретает все более «национально окрашенные» черты. Стремление Кремля использовать националистов как антиоранжистов привело к активизации первых. Знаковые события произошло в Кондопоге, когда антииммигрантские акции были организованы при активном участии московских праворадикалов из ДПНИ.
Последние факторы, наложенные на кризис в отношениях с Грузией, и стали причиной резкого разворота в миграционной политике России. Россия была вынуждена решать две противоречивые задачи: с одной стороны, это привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем. С другой стороны, реагировать на социальные запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе. Однако стоит ответить, что каждый раз Россия делала свой выбор в пользу того или иного приоритета исходя, в большей степени, из тактических соображений. Отсюда можно выявить одну важнейшую характеристику путинского режима: отсутствие четкой государственной стратегии в области миграционной политики и подверженность более острым сиюминутным политическим тенденциям. Иными словами, миграционная политика часто носила тенденциозный характер. На протяжении всего срока правления Владимира Путина миграционная политика менялась в четыре этапа.
Этап первый, 2001-2002 гг.: ревизия наследия 90-х годов.
Закон «О гражданстве» был принят в 2001 г. взамен устаревшего закона от 1991 г. Закон 1991 года был, по сути, постимперским и призванным смягчить последствия развала СССР, когда миллионы граждан СССР оказались негражданами России, но проживающими на территории своей страны и считающие ее своей. За период с 1991 по 2001 гг. российское гражданство получили миллионы людей. Россия ментально еще ощущала себя частью распавшегося Советского Союза. Кроме того, и отношения с бывшими республиками СССР были на приемлемом уровне.
После прихода Владимира Путина к власти в 2000 году началась постепенная ревизия наследия эпохи Бориса Ельцина. Менялась идеология власти за счет прихода и постепенного укрепления во власти силовиков. Высокий рейтинг Владимира Путина позволял проводить институциональные реформы. В 2001 году был принят новый закон «О гражданстве», который заметно ужесточал требования к вопросам предоставления гражданства. Затем в 2002 году в него были внесены поправки, еще более жесткие. Формально он должен был привести российское законодательство в соответствие с европейской конвенцией. Как известно, для Европы вопросы миграции носят острый социальный характер, что привело к принятию целого комплекса мер по борьбе с незаконной миграцией. Новый российский закон также оказывался достаточно жестким. Например, он отменял пункт об автоматическом предоставлении гражданства РФ всем желающим гражданам бывшего СССР (так называемое получение гражданства «в порядке признания»). Уже этот факт был для российской миграционной политики в чем-то революционным. По логике Кремля, те, кто хотел воспользоваться своим правом, имели много времени, чтобы сделать это.
Спустя полгода после принятия закона «О гражданстве», рабочая группа под руководством замглавы администрации президента Виктора Иванова инициировала внесение поправок в закон, предусматривающих увеличение срока ожидания гражданства с пяти до восьми лет, отмену льготного порядка получения гражданства гражданами государств бывшего СССР, а также введение для всех претендентов экзамен на знание русского языка. Принятие поправок приходило достаточно сложно и вызывало много дискуссий. Администрация президента и проправительственные фракции и депутатские группы в Госдуме обосновывали необходимость их принятия проблемами роста незаконной миграции. Одновременно, либеральные фракции в Думе обосновывали тезис о том, что поправки создадут проблемы для тех, кто по праву может претендовать на получение российского гражданства. Прежде всего, имелись в виду граждане РСФСР, не получившие гражданство и граждане бывших советских республик, длительное время проживающие на территории России.
Судя по тому, что жесткие поправки поступили лишь после принятия закона в Госдуме, можно судить о роли конъюнктурных факторов в реализации государственной политики. Очевидно, что изначально, закон о гражданстве инициировался именно в качестве рамочного закона, который требовал модернизации с учетом новой как политической реальности и накопившихся за 90-е годы проблем. Однако по мере обсуждения закона, возник другой фактор – фактор необходимости самоутверждения новых «путинских элит», в числе которых наиболее «обделенные» в своей идеологии были «силовики». Поправки пролоббировал заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов - одна из самых близких фигур к Владимиру Путину. Он изначально занимался вопросами соотечественников за рубежом: ужесточение законодательства в этой сфере было для него возможностью во многом и проявить себя.
Этап второй, 2003 год: начало либерализации
В 2003 году Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О гражданстве», порядок предоставления российского гражданства некоторым категориям иностранцев и лиц без гражданства. Законопроект отменял поправки, внесенные в закон в 2002 г. и направленные на ужесточение правил предоставления гражданства.
Ошибочность поправок была публично признана в мае 2003 года, когда Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию России, заявил, что закон о гражданстве создал условия, когда «более миллиона жителей России оказались лицами без гражданства в собственной стране». Помимо отмены поправок, Путин также предоставлять гражданство РФ в упрощенном порядке гражданам стран бывшего СССР, прослужившим не менее трех лет по контракту в российской армии. Это должно способствовать привлечению лиц для службы в российской армии по контракту. Тем самым, власть пыталась решить новые задачи, которые перед встали: это пополнение призыва на фоне готовящейся непопулярной армейской реформы, а также развития контрактных форм службы. Во избежание возможного недобора контрактников, принято решение брать на службу граждан СНГ, предоставляя им после этого льготные условия для поступления в российские ВУЗы, а теперь и получения российского гражданства. Таким образом, изменение в миграционной политике оказалось вновь подвержено конъюнктурным политическим факторам. Среди таких факторов оказались, во-первых, электоральные мотивы. накануне выборов Путин сможет завоевать симпатии родственников претендентов на российское гражданство, которые уже давно не могут добиться его получения.
Во-вторых, поправки позволяли легализовать часть мигрантов, направляющихся в России для работы. Несмотря на то, что приезжие весьма негативно воспринимаются коренным населением России, ощущался дефицит дешевой рабочей силы, которая получает возможность работать в стране на законных условиях. Тогда замруководителя фракции «Единство» Владислав Резник уверял, что упрощение процедуры будет стимулировать приток населения, что необходимо для экономического роста. Напомним, что именно в 2003 году Владимир Путин впервые поставил задачу удвоения ВВП.
В-третьих, законопроект позволит создать более благоприятные условия для привлечения граждан СНГ в службу в вооруженных силах России по контракту.
Наконец, в-четвертых, Путин мог рассчитывать на некоторую либерализацию образа его политики. Принятие новых поправок действительно оценили либералы. Зампред фракции СПС в Госдуме РФ Борис Надеждин подчеркивал, что «это даже более либеральное решение, чем ожидали правые. Законопроект дает возможность получить гражданство по упрощенной схеме 20 - 25 млн человек».Таким образом, надо отметить, что либерализация законодательства совпала с предвыборным годом и необходимостью решать те социально-экономические и политические задачи, которые президент тогда впервые обозначил. Проблема «наплыва мигрантов» тогда отошла на второй план и была, по сути, принесена в жертву новым приоритетам.
Этап третий, 2005-2006 гг.: приглашение в Россию
Осенью 2005 года, как раз на фоне массовых погромов во Франции, федеральная миграционная служба (ФМС) России заявила, что намерена провести иммиграционную амнистию. Иностранцам, желающим работать в России, власть обещала упростить процедуры получения разрешения на работу и регистрации по месту жительства. Приезжающим в Россию на заработки обещали получение разрешения на труд как на родине, послав по почте в ФМС ксерокопию паспорта, заявление о желании работать в чужой стране и запрос принимающей организации, так и в территориальном органе миграции с тем же набором документов. В результате в течение десяти дней он мог получить пластиковую карточку трудового мигранта. Уже приехавших нелегалов планируется амнистировать.
Начальник управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин объявил, что его ведомство разработало проект поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ». Они касаются мигрантов из стран СНГ, которые давно стали одной из самых привлекательных в экономическом плане рабочей силой. По данным ведомства, в России сейчас по разным оценкам, живут и работают от 5 до 15 млн нелегалов, примерно 80% из них - это граждане бывших республик СНГ. Живут они в России годами, многие обзавелись семьями и, если не считать отсутствия документов, фактически интегрировались в российскую жизнь.
Тогда появились новые мотивы в политике президента. На первый план прочно вставали проблемы экономического роста и демография. Так, в марте 2005 года на заседании Совета безопасности по миграционной политике президент достаточно подробно объяснил, почему в страну должны прибывать мигранты. «Известно, что трудоспособное население России уменьшается, и уже в ближайшем будущем это может негативным образом сказаться как на росте экономики, так и на возможностях исполнения ряда социальных обязательств», - заявил тогда президент. «Фактом является то, что миграция перестала влиять на улучшение демографической ситуации в нашей стране. Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения – как это было у нас еще в середине 90-х годов. И перед нами сейчас стоит задача сформировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны», - добавил он. Однако президент оговорился, что речь идет о законной миграции, в то время как в незаконной миграции проблем гораздо больше. «Сама среда так называемой нелегальной иммиграции – это тоже неоднородная среда. В ней, безусловно, есть и чистый криминал, но есть и люди, которые вынужденно и во многом по нашей с вами вине оказываются в теневом секторе. Основная причина – это пресловутые административные барьеры, которые непреодолимой преградой стоят на пути людей, желающих законным, хочу это подчеркнуть, образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России», - заявил президент.
В то же время Владимир Путин рассчитывает на то, что приток в Россию граждан стран СНГ позволит и усилить геополитическое влияние России на постсоветском пространстве. То есть это решает и вопросы геополитики, что особенно актуально после «цветных революций» и ужесточения конкуренции между Россией и Западом. Более того, Путин стремится своей более мягкой политикой в отношении иммигрантов создать себе образ «отца» бывших граждан СССР, готовых жить и работать в России. Показательно его заявление в 2000 году: тогда он сказал, что 2000 год – «наши мигранты или иммигранты - это жители и граждане, совсем недавно еще единого государства».
Привлечение мигрантов в страну для решения проблем занятости и демографии стало в 2005 году одним из приоритетов государственной политики. Однако именно в 2005 году обнаружилась новая проблема, которая во многом лежит в основе нынешних действий власти. Эта проблема адаптации иммигрантов к условиям жизни в России. Владимир Путин не раз высказывался на эту тему, считая, что вопрос адаптации для России стоит гораздо менее остро, чем для Европы. В 2002 году он заявил, что «мы жили в составе единого государства, это (адаптировать) намного легче сделать, поскольку люди, которые проживают в других государствах Содружества, по своему менталитету, по знанию русского языка, по культуре практически не отличаются от тех, кто живет здесь, и им очень легко адаптироваться». В 2005 году президент не изменил этой позиции. На заседании Совета безопасности в марте он вновь отметил, что приток мигрантов – «это самый естественный способ пополнения наших трудовых ресурсов, поскольку для нас не важны ни религиозная принадлежность в конечном итоге, ни цвет кожи, ни другие факторы этнического характера. Для нас важно другое. Важно, что практически все эти люди – носители русского языка, русской культуры. Они легко, без всяких проблем, адаптируются к российской жизни. И это, конечно, огромное преимущество, которого нет в других странах, особенно в странах, скажем, Западной Европы, которые получают приток иммигрантов из Северной Африки, из других регионов, скажем, из Латинской Америки. Достаточно сложно. Люди десятилетиями не могут адаптироваться к жизни в европейских странах. Только во втором-третьем поколении способны это сделать. У нас такой проблемы не существует. И мы этим не пользуемся».
Новую политику в ФМС объяснили тем, что все прежние методы борьбы с нелегалами оказались неэффективными. «Мы пробовали их депортировать, но опыт оказался неудачным, - говорил тогда начальник управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин. - Они возвращались обратно, и получалось, что государство оплачивает им дорогу домой». «Если мы их не легализуем, мы их сделаем бесправными и толкнем на путь криминала. Их можно будет организовать на любые беспорядки. Если же у них все хорошо, вряд ли они будут рисковать», - объяснил чиновник. По словам Поставнина, в случае принятия поправок наша страна получит «самое либеральное миграционное законодательство». По мнению Повставнина, Россия является самой толерантной страной в мире, и «в этом мы можем преподать урок всем», сказал он, намекая на политику французских властей. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников говорил тогда: «Это очень здравая идея. В силу жестких правовых норм в отношении иностранцев государство само толкает их в тень и к криминалу».
Сейчас эти заявления, прозвучавшие всего год назад, кажутся явно устаревшими.
Вторым значимым стимулом к либерализации стали национальные проекты, а также «мега-проект» по демографии. Для строительной сферы, поднятия сельского хозяйства потребность в дешевой рабочей силе стала особенно острой. К середине 2006 года эта потребность проявилась и в изменениях в государственной политике в сторону либерализации. 26 июня этого года президент России Владимир Путин подписал указ о содействии соотечественникам, переселяющимся в Россию из-за рубежа. Была утверждена государственная программа по оказанию содействия соотечественникам, утвержден план по реализации программы, образована межведомственная комиссия». Главой комиссии назначен помощник президента Виктор Иванов.
27 июня, выступая на встрече с российскими послами, Владимир Путин значительную часть своего выступления посвятил именно проблемам защиты прав соотечественников. Фактически он обозначит три задачи программы: решение демографической проблемы, приток рабочей силы и развитие экономики страны. Программа предоставляет возможность вернуться в Россию практическим всем гражданам бывшего СССР. Как сообщал «Коммерсант», таковыми считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств. Более того, соотечественниками признаются и их потомки, за исключением потомков «лиц титульных наций иностранных государств».
Потенциальная база возвращенцев была максимально расширена. Однако существовали и серьезные ограничители: программа по привлечению граждан бывшего СССР была продумана таким образом, чтобы привлечь рабочую силу именно в наиболее «трудные» и как правило совсем не привлекательные «проекты». Основные расходы лягут на плечи региональных властей, которые традиционно выступают против повышения социальной нагрузки на бюджеты. В зависимости от выбора места проживаниям мигрантам предлагается набор социальной поддержки: бесплатный переезд к новому месту жительства, подъемные, пособия, работу и жилье на условиях ипотеки. Между регионами будет действовать квотный принцип и наиболее привлекательные территории окажутся недоступными, в то время как более бедные – невостребованными.
Тем не менее, еще летом этого года создавалось ощущение, что государство понимает и осознает потребность в привлечении рабочей силы из стран СНГ. Для этого либерализовала законодательство, придумывали стимулы и механизмы поддержки. Даже амнистия иммигрантов постепенно превратилась в публичном пространстве в «возврат соотечественников»: более приемлемую формулу для коренного населения России. Политические власти делали все, чтобы обосновать необходимость приезда в Россию на заработки и подчеркнуть терпимость и толерантность к другим народам.
Этап четвертый, октябрь 2006 года: революция
В то время как президент и правительство пытались создать законодательные условия дл притока дешевой рабочей силы, в России стали все активнее проявляться признаки ксенофобии. Участились нападения на иностранцев и вообще преступления на почве национальной неприязни; произошел вопиющий случай в московской синагоге, затем взрыв на Черкизовском рынке. Стали поднимать голову праворадикалы. Как раз в то время, когда обсуждалась иммигрантская амнистия, в Москве прошел известный «правый марш», организованный Движением против незаконной миграции. Вскоре появился скандальный ролик партии «Родина», в котором содержался призыв «очистить город от грязи». За последнее время произошло два ключевых события. Первый - взрыв на Черкизовском рынке. Он показывает, что правый радикализм становится не локальной организованной субкультурой, а проявлением распространяющихся националистических настроений в обществе. Он становится все более активным, осознанным и готовым к действию.
Второе событие – Кондопога. Бунт населения против чеченцев, быстро подхваченный праворадикалами и сорганизовавшийся в «народный сход», указывает на то, что для правого радикализма создана благодатная почва.
2005 год стал переломным в истории правого радикализма в России. Кремль, озабоченный «цветными революциями» в Грузии и Украине фактически позволил праворадикалами предложить себя в качестве антиоранжистов. Антиоранжизм, по сути, сыграл очень большую роль в тех проявлениях национализма, которые можно видеть все чаще. Патриотизм как антипод оранжизма стал возводиться в ранг правильной политической идеологии. Постепенно стала стираться грань между «здоровым» и «нездоровым» патриотизмом фактически по критерию лояльности и нелояльности власти. Лояльный радикал не признается в публичном пространстве фашистом, в то время как оппозиционер получает такой «ярлык». Общество, которое не признает эти ярлыки, начинает более спокойно относиться к «лояльному» национализму, который всячески пользуется если не поддержкой, то молчаливым согласием со стороны Кремля.
Таким образом, в общественном сознании возникает вполне резонная «путаница»: кто же все-таки является фашистом? Тот, кто митингует с НБП против политики власти или тот, кто выдвигает лозунг «Россия для русских». В ответ на такую путаницу Кремль начал антифашистскую кампанию в СМИ, которая, напротив, своим вниманием вдохновляла скинхедов на все новые «подвиги». Последовавший кризис в отношениях с Грузией фактически совпал с мобилизованным социальным запросом в отношении ужесточения политики в отношении мигрантов, сделав его гораздо более актуальным для власти, чем вопросы привлечения дешевой рабочей силы и решение демографических проблем. Произошла смена приоритетов, при которой Кремль руководствовался, прежде всего, политическими мотивами, а не объективными потребностями экономики.
Кампания против грузинского населения, гастарбайтеров и грузинского бизнеса в России быстро переросла в ужесточение всей миграционной политики.
Сначала Владимир Путин на встрече с лидерами фракций в Госдуме заявил, что необходимо регулировать миграционные потоки таким образом, чтобы «это регулирование шло на пользу нашему государству, нашим гражданам, чтобы наши граждане не чувствовали себя ущемленными в отдельных секторах экономики с точки зрения своего участия на рынке труда и в некоторых других сферах». «И нужно внимательным образом посмотреть на действующее законодательство, которое предоставляет гражданам иностранных государств право на трудовую, в том числе и коммерческую, деятельность в России. Надо, чтобы наше законодательство в полной мере отвечало международным стандартам и не было каким-то особым нашим российским «хвостным» законодательством, нарушающим в конечном итоге права коренных жителей в тех или других регионах Российской Федерации и российских граждан в целом», - заявил Путин.
Затем последовали жесткие заявления президента на заседании Совета по национальным проектам. Сначала он обрушился на посредников, которые не дают российским сельхозпроизводителям выгодно продавать свою продукцию. «Но вот эти посредники, такие субъекты действуют под стать настоящим рэкетирам, по сути, принуждая селян сдавать свою продукцию за бесценок. То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом: беспредел. Люди, которые привезли свою продукцию, да и сама администрация рынка, правоохранительные органы играют там второстепенную роль. Главными на рынках являются полукриминальные группировки. Все это вызывает справедливое негодование граждан», - заявил Путин.
Президент также вспомнил о событиях в Кондопоге. «Мы не можем пройти мимо трагических событий последнего времени. Не можем, и это дело не только в Кондопоге. А что в Москве было? А что было в других регионах? То нападения на иностранцев, то погибают наши граждане. Это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные власти и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности. Сплошная коррупция в административном аппарате и в правоохранительных органах. И, конечно, граждане не довольны», - заявил Путин. 5 октября последовали отставки глав всех силовых ведомств Карелии, которые выпустили из-под контроля ситуацию в республике.
Владимир Путин поручил правительству разработать меры, направленные на «наведение порядка». «Правительству России незамедлительно принять необходимые решения, регламентирующие торговлю на оптовых и розничных рынках, отрегулировать присутствие там иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушение миграционных правил как работниками рынка, так и участниками торговли. И ужесточить визовый режим по отношению к иностранным гражданам, нарушающим наше российское законодательство», - сказал президент. В числе мер, которые предлагается принять правительству: утверждение порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации. Меры должны предусматривать установление квот в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения и от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда, а также определяющие допустимые доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, прежде всего в сфере оптовой и розничной торговли.
Правительству поручено также регламентировать торговлю на оптовых и розничных рынках, включая упорядочение миграционной ситуации, предусмотреть ответственность за нарушение норм, определяющих порядок торговли, и миграционных правил администрациями указанных рынков путем внесения в установленном порядке соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; установить срок непрерывного нахождения в Российской Федерации лиц, въехавших в страну в визовом порядке, не более 90 суток (сейчас 180) в течение полугода и возможность его продления только в исключительных случаях на срок, не превышающий 10 календарных дней; регламентировать порядок выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом. Руководителям субъектов Российской Федерации поручено принять дополнительные меры по упорядочению торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения.
Через сутки после обнародования этих мер, президент высказался и по поводу программы по возврату соотечественников. В ней существенно переставлены акценты. На встрече с руководством СФ России, Владимир Путин подтвердил актуальность государственной программы, однако здесь же оговорился: «сразу же хочу оговориться и подчеркнуть: наша задача не заключается в том, чтобы любой ценой всех соотечественников сосредоточить на российской территории. Нет, те наши соотечественники, которые выбрали местом своего постоянного пребывания, второй своей родины, бывшие республики Советского Союза, они сделали свой выбор». Путин добавил, что надо решать «другую задачу»: защищать права соотечественников за рубежом. На этом можно сказать, ревизия миграционной политики была закончена.
Кремль был вынужден делать выбор между настроениями в российском обществе и социально-экономическими проблемами в пользу первого. При этом толчком к пересмотру стали изменения во внешнеполитической конъюнктуре и обострение кризиса в отношениях с Грузией. Пока непонятно, как Кремль будет приводить в соответствие свою прежнюю политику: к тому времени, как правительство внесет в Госдуму новые поправки в миграционное законодательство, в силу вступит миграционная амнистия. Однако в любом случае, нельзя исключать, что в скором времени последует коррекция законодательства в сторону его гармонизации социально-экономическими нуждами страны.
Главная проблема миграционной политики в истории постсоветской России состоит в том, что всегда приходилось решать противоречащие друг другу задачи: привлечение дешевой рабочей силы и вообще «человеческого ресурса», с другой стороны, реагировать на антимигрантсткие настроения. Однако где находится баланс между этими двумя задачи, власть пока, судя по всему, не знает. Об этом свидетельствует и постоянные пересмотры миграционной политики, и отсутствие государственной стратегии, которая четко давала бы ответа на эти вопросы. Нынешняя «революция» является самой радикальной и самой спорной с точки зрения своей целесообразности. Она и опасна: ведь в этом случае праворадикалы фактически получили определенную легитимность и подтверждение своей правоты. Это может спровоцировать новый всплеск националистических проявлений в обществе и со стороны праворадикальных организаций.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.