Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

10.10.2006

НИКИТА МУЗЫРЯ - ПРЕЗИДЕНТ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ «АВТОЛАЙН-ТРАНСЛАЙТ»: «ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ДАЮЩИЕ ЛЮДЯМ РАБОТУ - НЕ УГОЛОВНИКИ И ВОРЫ, А СОЗИДАТЕЛИ»

…Образование я получил в Российском университете дружбы народов, как и мой старший брат, который учился там же, но на другом факультете. В то время это было одно из лучших учебных заведений в Москве. Были мысли поступать в МГИМО, но все-таки выбрали тот вуз, с которым семья была уже знакома. Семейственность в этом случае сыграла положительную роль.

Моя мама - журналистка. Сейчас она не работает, но периодически пишет статьи о туризме. Такое у нее хобби. Отец работал в АПН, но, к сожалению, в 1973 году скончался.

Со второго курса я вынужден был работать. Сначала в группе МОСТ - недолгое время, полгода. Потом мы открыли собственное дело. Я совмещал учебу и работу. Естественно, трудиться приходилось много. В 1993 году появилась возможность отправить меня учиться. Чтобы бизнес мог инкорпорироваться в европейское сообщество, надо было получить европейское образование. Швейцарская бизнес-школа была для меня очень полезна. После некоторого опыта работы, российско-советского образования школа в Лозанне обогатила.

«Зеленая улица» «Автолайна». Затем началась долгая история становления нашего бизнеса. Начинали мы с посредничества, с регистраций компаний, с юридических услуг. Работали я, брат и мама. Потом стали торговать сигаретами, компьютерами и даже лесом.

В 1994 году мы пришли к идее «Автолайна». Я в это время был в Швейцарии. Поэтому начинали дело мой брат и мама. В этой сфере бизнеса можно было заработать деньги. Нам предложили идею. Мы ее развили и грамотно реализовали. Идей всегда много, а реализации мало.

Началом своего дела мы считаем конец 1993 - начало 1994 года. До этого был функционирующий офис с достаточным количеством сотрудников, работающих по всем направлениям. Мы просто переориентировали свои финансовые потоки на этот бизнес. Ушли из банковской сферы. Деньги мы зарабатывали в течение трех лет, вложили в бизнес и стали его активно развивать. Купили машины и пустили маршрутки по перевозу людей. Маршрутное такси работало еще с 1969 года, но в Москве было всего 300 машин. Сейчас, по-моему, 4000 и даже больше. Охвачена не только Москва, но и Московская область. Вначале это был частный извоз, когда довозили от метро до торговых центров. Потребность в такой услуге назрела, потому что в то время ситуация в Мосгортрансе была очень сложной, организация стояла на грани развала. Конечно, наша услуга пришлась по вкусу.

Вполне естественно, что люди хотят комфорта. Если нет собственной машины, человек все равно ищет более удобные условия проезда. В те годы в автобус заходить приходилось в немыслимой толпе - внесли-вынесли. А здесь за относительно небольшие деньги давали определенный комфорт и быстроту передвижения, что, естественно, сыграло положительную роль. Разница в пять или десять копеек по старым деньгам для многих не была принципиальной. До сих пор есть люди, предпочитающие муниципальный транспорт, который часто больше загружен, а есть другие, предпочитающие комфортабельные машины частных перевозчиков.

Но мы всегда выступали помощниками властей города и наша деятельность дополняла городскую транспортную структуру. Грубо говоря, из 100 процентов всего рынка мы забирали от одного до пяти процентов. Правительство Москвы тогда нас поддержало и выпустило распоряжение по группе «Автолайн», дало «зеленую улицу», что позволило нам развиваться.

Хорошей команде дефолт не страшен. стали активно развивать пассажирские перевозки. Практически из всех других сфер бизнеса мы ушли, потому что нужно было концентрироваться на этом. Такой подход дал свой результат. Перед дефолтом у нас было около 2000 машин, то есть за четыре-пять лет предприятие стремительно разрослось, потому что мы сконцентрировались на захвате этого рынка.

Нас не миновал кризис 1998 года, поскольку наша компания находилась в рублевой деловой зоне. в 1998 году у нас было 50 миллионов долларов оборота. А через 30 дней оборот снизился до 15 миллионов долларов! Тогда нам пришлось свернуть региональное развитие. Конечно, это был шаг назад. Осложняла работу нервозность рынка, нервозность банков, нервозность контрагентов. Каждый по отдельности пытался спастись, отхватив себе хоть какие-то куски. Все было очень непросто. Многие тогда не выжили, а некоторые заработали активнее.

Смутило это или не смутило нас? Но не бросать же дело! Ведь наша компания - не просто семейное предприятие, где три сотрудника. У нас всегда была достаточно сильная и большая управленческая команда. То, что мы выстояли - это результат именно ее эффективной работы.

Семейственность и партнерство. Свой бизнес можно начать не только с родственниками, но и с чужими людьми. Я знаю много примеров, когда с чужими людьми дело хорошо получается. Просто нужен разный подход. Семейный бизнес - это вовлечение семейных отношений в работу всего коллектива. Работа с чужими людьми сложна тем, что надо делить деньги, не жалеть. Это требует определенной деликатности и понимания.

Я думаю, что если бы мы не смогли работать вместе, то ничего бы не создали. Преимущество семейного бизнеса в том, что семья никогда не подставит, как бывает в некоторых партнерских обществах с чужими людьми. Люди разные, у всех разные понятия о чести, совести и разное отношение к делу. Конечно, есть примеры, когда и семьи рушатся, не выдержав испытания общим делом. Все это индивидуально. Если брать статистику - я специально ездил на семинар, посвященный мировому семейному бизнесу - в Европе семьи с XV века ведут свою историю и занимаются бизнесом. Оказалось, что он на 20 процентов эффективнее. Но везде есть дружные семьи, а есть семьи, где брат с братом в жестких «контрах».

В детстве, представьте, я мечтал стать егерем: очень любил природу. Но были такие времена, что нужно было просто зарабатывать на жизнь. Понятно, что при той экономической ситуации, не работая, ты был обречен на жалкое существование. В отличие от некоторых обеспеченных людей, которые были в то время, наша семья не имела большого достатка. Матери пришлось без мужа растить двоих сыновей, давать им хорошее образование. На это нужны не только душевные силы, но еще и денежные средства. Поэтому мы начинали бизнес с долгов.

Движение вперед - всегда риск. Риски в нашем бизнесе специфические. Во-первых, до сих пор отсутствует четкое законодательство. Слава Богу, правительство Москвы сейчас приняло распоряжение, которое разъясняет и определяет правила игры. Московская область сейчас тоже дорабатывает и вводит свой закон. На федеральном уровне законотворчество пока все больше виртуально. Следовательно, субъекты не могут принимать какие-то свои законодательные акты. Это, конечно, большой минус.

Во-вторых, любой бизнес сложен. Но транспорт отличается большим вовлечением народа и, увы, недостаточным количеством профессиональных кадров. Москвичи водителями работать не хотят. Приходится брать жителей Подмосковья, очень много приезжих из центральных и южных районов России. Иногородняя рабочая сила не хуже, а порой даже лучше работает. Столица никогда не могла заполнить кадрами непрестижные рабочие места. Для решения проблемы в свое время существовала программа лимита. Из других городов брали людей на работу.

Тем не менее, профессионализм менеджмента на транспорте, особенно пассажирском, который всегда был муниципальным, высок. Наши менеджеры отличаются по своему уровню подготовки, потому что работали в четко отлаженной компании. Иначе мы бы не смогли управлять таким большим количеством машин и людей. В целом же в отрасли затормозился рост «белых воротничков». Но наши бывшие работники везде устраиваются, поскольку у них хороший опыт работы в системной организации.

В-третьих, очень мешает нелегальный извоз. Правоохранительные органы не могут из-за 100 рублей административного штрафа охотиться за каждой машиной, которая работает в Москве нелегально. Во многих других странах за это гораздо жестче карают, потому что нелегалы разбивают рынок. Получается недобросовестная конкуренция, нарушается законодательство.

Впрочем, в каждом новом проекте всегда есть риск. Вкладываешь деньги и прекрасно понимаешь, что можешь их потерять, если кто-то недоучел какие-то внешние факторы. Особенно в нашей стране, где постоянно существуют политические риски. Но двигаться нужно.

Маршрутка будет жить вечно. Слово «автолайн» давно стало нарицательным. Это и плохо, и хорошо. Наверное, хорошо с точки зрения самолюбия. Но с точки зрения каких-то проверок - плохо. Попадает в аварию маршрутка - первый звонок к нам: не ваша ли машина?

Конкуренция в нашем деле выглядит не так, как в других отраслях. У нас идет распределение маршрутов. На новые маршруты проводятся конкурсы. Мы подаем заявки, как и другие фирмы. Лучшие выигрывают тендер. Там, где мы соприкасаемся с другими компаниями, возникает конкуренция. А в остальных случаях это просто товарищи по цеху, которые работают на отдельных маршрутах. Если мы не пересекаемся, то нет и повода для ежедневной конкуренции.

Департамент транспорта московского правительства проводит довольно сложный отбор фирм на маршруты. Должна быть лицензия, транспортные средства в хорошем техническом состоянии, вовремя поданные и правильно составленные заявки, опыт работы на разных маршрутах. Постановление, которое недавно приняли в правительстве, отражает суть этого конкурса. Оно дает понимание, как отрасль будет развиваться дальше. Согласно этому постановлению, мы будем получать маршруты на пять лет. Я, конечно, не могу предсказать определенные финансовые риски на этот срок, но, по крайней мере, могу окупить вложения и получить какую-то минимальную прибыль.

Постановление московского правительства борется и с недобросовестными участниками рынка. Если фирма грубо нарушает условия, прописанные в документах, то это у нее могут отобрать маршрут.

Наш бизнес еще долго будет на плаву. В Москве возводятся новые районы новостроек. Кроме того, с увеличением дешевых лизинговых схем и автокредитования увеличивается количество «пробок», поэтому многие выбирают более доступное, более дешевое средство передвижения. Те, кто стал зарабатывать больше денег, переходят от муниципального транспорта к более комфортабельному и дорогому. Есть малоимущие люди, которые действительно заботятся о денежной составляющей. Они выбирают между 13 и 20 рублями. Для них это имеет значение. Как только у человека появляется больше денег, то он перед тем, как купить машину, сначала переходит на более комфортный и безопасный способ передвижения. Нередко такие пассажиры пропускают «Газели» и садятся на наши «Форды». И их можно понять - есть разница в комфорте.

Презентация и реальный бизнес - «две большие разницы». Во французском языке есть понятие «антрепренер» (entrepreneur), что означает «делец», «предприниматель». Бизнесмен, мне кажется, выхолощенное понятие. Преуспевают люди, которые жаждут новых дел, кто умело сочетает риск и расчет, у кого есть желание добиваться все больших и больших результатов. Безусловно, это люди с повышенным ощущением «эго». Я знаю много серьезных бизнесменов, которых можно назвать функционерами. Человек эффективно функционировал в государстве, заработал деньги, построил компанию, но он остается функционером. Хотя таких людей тоже называют бизнесменами. Именно поэтому мне ближе слово «антрепренер». «Антрепренеры» - это, люди, которые могут построить систему, люди с логическим мышлением, с организаторскими способностями. Вообще заниматься бизнесом интересно, и по той причине, что это позволяет встречаться с незаурядными людьми. Причем, не только из сферы бизнеса, но и из других сфер деятельности.

Условия для вхождения в бизнес всегда одинаковы для всех. Если ты профессионал, ты сумеешь сделать это. Прошли 90-е годы, когда многие непрофессионалы преуспели за счет связей, отсутствия законов, собственной харизмы и т.д. Сегодня другое время. Сейчас нужны хорошие знания, чтобы строить серьезные бизнес - проекты. 90-е годы, несмотря на стихийность рынка, позволили вырастить среду профессионалов. Люди получили возможность накопить первоначальный капитал, научиться чему-то, и в основном - на своих ошибках.

Раньше и на образование не обращали внимания. Кто-то вообще начинал с челноков-палаточников. Кто-то попадал, как мы, в торговлю и выходил на большие обороты. Кто-то ушел работать по найму, потому что устал от проблем бизнеса. Тогда начать, наверное, было легче, но легче было и все потерять. Проще было тем, у кого были хорошие мозги и надежное прикрытие. Но с точки зрения получения ресурсов, открытия новых ниш и т.д., конечно, было легче. Но при отсутствии опыта очень многие, взлетев, расслабились и тут же попадали. Сейчас другие условия - ты должен быть профессионалом, чтобы удержать компанию в стабильном состоянии.

Все зависит от конкретного человека, от его коммерческой жилки. А если говорить о больших деньгах, то все намного сложнее. Практически все ниши уже заполнены. За исключением разве что сферы HI-Tech, но и там есть своя конкуренция. Высокие технологии требуют знаний. Я думаю, что без начальной поддержки стартовать сейчас практически нереально, потому что банк 100-процентное финансирование не даст - не захочет рисковать. Трудно начинать, если совсем нет опыта.

Я думаю, что в первую очередь нужно сделать правильную презентацию. Может быть, сначала надо поработать в какой-то компании, чтобы обучиться, чтобы быть хотя бы главным специалистом в иерархии. Если не топ-менеджером, то хотя бы просто хорошо знать свое дело. Высшая школа не дает практических знаний, она дает определенное понимание жизни и знание терминов. Она не показывает реальных ситуаций, когда все идет не так, как в учебниках. Сейчас много ребят очень хорошо умеют говорить. Можно заслушаться на презентациях, но когда дело доходит до воплощения проекта в жизнь, «буксуют» элементарные для практика механизмы - например, такие как координация действий отделов компании.

У бизнеса и государства – одна задача. С начала 90-х годов отношения власти и бизнеса претерпели существенные изменения, хотя многое здесь зависит от конкретного руководства того или иного ведомства. Я надеюсь, что чиновники начинают понимать, что бизнес нужен обществу. Ведь бизнесмены создают рыночный продукт и часто решают на местах те проблемы, до которых у государства руки не доходят. В целом, как мне кажется, политика, которая сейчас проводится в России, правильная. Государственно-частное партнерство, пусть медленно, но крепнет, взаимодействие между бизнесом и государством развивается.

Я думаю, что мы, наконец, приходим пониманию того, что каждый должен заниматься своим делом. Если бизнесмен готов рисковать деньгами, брать на себя какую-то ответственность, то почему бы ему не помочь? Бюджет денег на этом не теряет. Стратегические производства государство должно оставлять себе, потому что это вопрос безопасности. А в остальном… Мы прекрасно понимаем, что бюджетные организации во многих отраслях малоэффективны. Там нет материального интереса. Бонус за качество работы на госпредприятиях не предусмотрен. Если бы оплата была адекватна труду, госпредприятия были бы привлекательнее частных. Но в государственном секторе финансирование осуществляется каким-то особым, никем до конца не понятым и непрозрачным способом.

Государство должно формировать позицию общества: предприниматели, которые обеспечивают работу другим людям - не уголовники и воры, а созидатели. А злостные укрыватели налогов и мошенники есть в каждой среде. Люди, которые трудятся по 18 часов в день, создают рабочие места, умеют и сами зарабатывать и производить национальный продукт, достойны уважения. Если человек много зарабатывает, его семья имеет средства, чтобы себя обеспечить. Значит, в целом поднимается и уровень благосостояния всего общества. А разве не эту задачу государство провозглашает как главную?

Но при этом надо понимать, что чиновник должен получать большую зарплату. За 300 долларов он не будет сильно усердствовать. Наверное, постарается обеспечить свое благосостояние иным способом. А это замкнутый круг. Его можно разорвать, только собрав команду профессионалов, которые будут получать хорошие деньги за работу, выполняемую с полной мерой ответственности. Задача государства - обеспечить занятость населения, пропагандировать и помогать малому бизнесу. Вот это главное. И не надо никакого раболепия перед людьми, которые являются владельцами компаний. Они делают свою работу. Но определенное уважение должно быть.

Швейцария и «красный пояс» - почувствуйте разницу! Пока наше общество остается голодным и больным. Не говорю про Москву и Московскую область - это отдельный, особый регион. А если поехать в глухую провинцию, можно наблюдать такую картину. Предприниматель ставит себе маленькую лесопилку. Как только начинает подниматься, к нему сразу же является налоговая инспекция. Когда главу этого маленького района спрашивают, зачем он прислал проверку, тот отвечает: «А откуда я на пенсии деньги возьму?» Такова ментальность властей во многих районах «красного пояса». Или другой пример. Человек построил дом из кирпича, а к нему тут же проверка: откуда у тебя деньги? Поэтому в России практически никто не декларирует доходы. Но мы должны это делать! Купил-продал, прибыль получил - покажи это государству.

Или взять, к примеру, Швейцарию. Это, как многие считают, полицейское государство, и достаточно закрытое. Но там есть своя логика и в законах развития бизнеса, и в фискальной политике государства. Начать в этой стране бизнес очень сложно - мешает бюрократия. Но если ты его открыл, тебе дадут выжить. Если предъявляют штраф, то дадут время его выплатить. Там никто внезапно не «заморозит» документацию твоей фирмы. То есть даже при наличии жесткой регламентации видна государственная заинтересованность в развитии частного бизнеса.

Есть возможность - помоги. Естественно, что бизнес накладывает отпечаток на личность. Просто со стороны на себя не всегда удается взглянуть. С опытом появилась большая уверенность в себе. Иногда удивляет, что подчиненные не могут найти решение, которое, на мой взгляд, лежит на поверхности. Свой приобретенный профессиональный опыт охотно передаю коллегам.

Я не ханжа. Говорить, что деньги - ничто, а Родина - все, не стану. Деньги - это правильный результат правильно построенного процесса. Разумеется, заработанные деньги. Они дают независимость и освобождение от бытовых проблем. Это - факт. Я никогда не был рвачом и вполне доволен своим нынешним положением, при котором я занимаюсь делом, которое мне нравится, а компания развивается дальше. Конечно, иногда случаются тяжелые периоды, много общественной работы… Но жизнь - вообще дело хлопотное.

Важная тема: сегодня много говорят о социальной ответственности бизнеса. Мое мнение такое: если человек честно делает свое дело, то он уже социально ответственен - живет по морали общества, не убивает, не грабит, что-то создает. Просто построил дом, который не развалится через два года? Это тоже социально ответственное дело.

Бизнес, которым я занимаюсь, просто не может не быть социально ответственным, ведь перевозка пассажиров - это огромная ответственность за их безопасность. И так должно быть во всех сферах бизнеса: социальная ответственность банка - сохранение банковской тайны, в металлургии - это создание качественного продукта. Каждый должен честно делать свое дело. Наша социальная ответственность проявляется в наших конкретных делах. Если ты хочешь помочь ребенку-калеке - помоги. Хочешь помочь церкви - сделай это. Хочешь помочь спорту - используй свои возможности.

А вот когда человек делает это специально, что называется, с «показательными выступлениями», это уже ханжество, театр. Этот «ужасный» бизнес, разумеется, имеет свои определенные интересы, но те бизнесмены, которые осуществляют спонсорские или благотворительные программы, очень часто это делают просто по велению совести. Мы тоже помогли в свое время ребятам, пострадавшим в чеченской войне и потерявших ноги-руки, и делали это не для собственного пиара. Заповедь социальной ответственности бизнеса проста: есть возможность - помоги.

СПРАВКА:

Никита Игоревич Музыря. 35 лет. По образованию экономист. Холдинг «Автолайн» был создан в 1993 году. Основные направления деятельности компании: перевозка пассажиров автобусами малой, средней и большой вместимости; междугородние и международные перевозки; таксомоторные перевозки; аренда автомобилей; инвестиционная деятельность; исследовательские и конструкторские работы в области радиосвязи.

Группа компаний, входящих в холдинг Автолайн, заявила о себе в 1994 году. Первые маршруты, на которых работало всего несколько микроавтобусов «РАФ», быстро завоевали популярность, и буквально за год интенсивного развития «Автолайн» настолько прочно занял рынок, что стал несомненным лидером в сфере маршрутных автоперевозок. За два последующих года Компания крепко утвердилась в Москве как лидер программы городского правительства по перевозке пассажиров в микроавтобусах.

Сегодня ОАО «Группа Автолайн» - это свыше 20 динамично развивающихся предприятий, где трудятся около 7 000 человек. Для обслуживания более 300 маршрутов в Москве и Московской области транспортными компаниями Группы ежедневно выпускается на линию 2500 единиц подвижного состава.

Компания стремится быть лидером в отрасли по объему перевозок, географическому охвату рынка и качеству оказываемых услуг.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net