Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

16.10.2006 | Татьяна Становая

Штокман: коррекция энергетической стратегии России

Накануне визита президента России в Германию председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер сделал в интервью телеканалу Russia Today сенсационное заявление о том, что «Газпром» не пустит иностранных инвесторов в участие в разработке Штокмановского месторождения. Эта новость стала шоком для пяти иностранных компаний, которые были отобраны «Газпромом» в качестве претендентов на вхождение в проект. Это означает, что продвигаемая на протяжении всего этого года схема «обмен активов на доступ к добыче» не работает в должной мере, что влечет за собой изменение энергетической стратегии России. В будущем это грозит России потерей доминирующего положения на мировом рынке газа.

За все время правления президента Владимира Путина стратегия государства в энергетической сфере несколько раз серьезно корректировалась. Период с 2000-го по 2003-й год можно назвать периодом отсутствия стратегии как таковой. Это было время жесткой конкуренции между государственными и частными компаниями как в нефтяном, так и в газовом секторе экономики. Частные нефтяные компании быстро развивались, повышали свою прозрачность, росла их капитализация и - как следствие – привлекательность для иностранных инвесторов. Появлялось больше шансов получать иностранные кредиты, а также привлекать иностранных инвесторов в свой уставный капитал. На газовом рынке активно развивались независимые производители газа, которые, хотя и были крайне зависимы от «Газпрома», но обладали большими амбициями и планами.

Государственные нефтяные компании, напротив, были непрозрачны, недостаточно эффективны, испытывали дефицит финансовых ресурсов и мало чем привлекали иностранных инвесторов. Для них единственной возможностью разрабатывать месторождения были СРП. В 2003 году назрел острый конфликт между крупными частными и государственными нефтяными компаниями: первые выступали за ограничение практики СРП, в то время как вторые видели в этом чуть ли не единственную возможность привлечь иностранного инвестора. Для того чтобы конкурировать с более крупными игроками, иметь возможность наращивать добычу и запасы, госкомпании активно отстаивали механизм СРП. Тогда «Роснефть» и «Газпром» фактически выступали единым фронтом против частных компаний: в марте 2003 года они обратились к президенту России с предложением объединить все месторождения Восточной Сибири, в том числе и принадлежащие частным компаниям. Предполагалось, что эти месторождения будут включены в режим СРП. Инициатива не получила своего развития. Однако важно другое: в период 2000-го по 2003-й год частные компании выступали за привлечение иностранных инвесторов в свой уставный капитал, в то время как госкомпании лоббировали режим СРП. Все это было следствием неконкурентоспособности государственных компаний на фоне активно развивающихся частных.

В 2003 году произошла «революция» в виде известного «дела ЮКОСа». Период с 2003-го по 2005-й год ознаменовался переделом собственности на энергетическом рынке. На нефтяном рынке значительно выросла доля госкомпаний. На газовом – произошла «экономическая нейтрализация» НПГ. Росла экономическая мощь государственных компаний, происходила диверсификация их интересов (ориентация на разные рынки), а также укреплялось их политическое положение. Государственный экономический сектор стал не менее, а, возможно, и более привлекательным для иностранных инвесторов, в том числе благодаря как значительным перспективам, которые открывались перед госкомпаниями, так и минимизации политических рисков.

2005-2006 годы стали периодом поиска оптимальной модели взаимодействия госкомпаний и иностранных инвесторов. «Роснефть» сделала ставку на превращение в международную прозрачную компанию, провела очень успешно IPO. «Газпром» стал главным инструментом превращения России в мирового энергетического лидера. Энергетическая политика стала превращаться в рычаг роста политического влияния России в мире: Европе обещали газ, Китаю и Японии - нефть, США - сжиженный природный газ (СПГ). Одновременно произошел пересмотр политики России на постсоветском пространстве, что вылилось в газовую войну с Украиной.

В 2006 году Россия стала активно продвигать новую схему привлечения иностранных инвесторов – «обмен активами»: «Газпром» предлагал иностранным инвесторам участие в добыче газа, а сам претендовал на активы энергетических компаний за рубежом, и прежде всего, на распределительные сети. В 2006 году также произошло осознание «ущербности» механизма СРП: разразился скандал вокруг «Сахалина-2». Сейчас в правительстве России часто высказываются об СРП как об ошибках прошлого периода. Тем не менее, российская энергетика продолжает нуждаться не только в финансовых ресурсах, но и в технологиях, кадрах: поэтому потребность в привлечении иностранных компаний продолжает оставаться крайне острой.

Однако Кремлю приходится решать непростую задачу: с одной стороны - привлечь ресурсы, с другой - сохранить контроль над месторождениями и крупнейшими проектами. Наиболее оптимальной схемой рассматривался «обмен активами», что было удачно опробовано на примере Южнорусского месторождения и СЕГ. Однако иностранный инвестор очень неохотно идет на такие сделки. Во-первых, из-за нежелания отдавать «Газпрому» активы в газораспределительных сетях. Во-вторых, в связи с постоянным пересмотром правил игры. В-третьих, госкомпании и Россия в целом нанесли себе мощный репутационный ущерб газовой войной с Украиной, а теперь и скандалом вокруг «Сахалина-2».

Кроме того, схема «обмена активами» была несколько сложнее, чем представлялось на первый взгляд. Помимо желания России получить активы, она претендовала на некие политические уступки со стороны правительств. Для Европы – это пересмотр Энергетической Хартии, для США – подписание протокола о вступлении в ВТО.

Политический компонент, возможно, не был доминирующим, однако он существует и при затруднении реализации изначальной схемы «обмена активами», становится ключевым. Судя по всему, именно это и произошло со Штокмановским месторождением. Как заявил «Газпром», он не получил сопоставимых предложений по покупке активов и поэтому был вынужден принять решение о самостоятельной разработке месторождения. Известно, что был особый рассчет на участие в проекте американские компании, и это было торговой позицией России по вопросу вступления в ВТО. Как только стало понятно, что «Газпром» не получает желаемого от иностранного инвестора, а по тематике ВТО продвижения нет, было принято по сути политическое решение - о передаче «Газпрому» 100 процентов прав разработки Штокмановского месторождения.

Это означает провал схемы «обмен активами», которая на протяжении всего 2006 года продвигалась очень активно и была вынесена в главную тему на саммите G8. Именно эта схема во многом стала следствием и российско-украинского кризиса: стремление России получить доступ к «трубам» в Европе было призвано снизить транзитную зависимость России. Решение по Штокману свидетельствует, что схема «обмен активами» имеет серьезные ограничители, которые не позволяют использовать ее в наиболее подходящих для этого проектах. Данное решение указывает также на то, что Россия готова искать этой схеме альтернативы, которые бы стратегически от нее отличались и уже проявляется готовность госкомпаний вообще отказаться от привлечения иностранных компаний в проекты по разработке месторождений.

Решение Кремля имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что теперь газ со Штокмана можно переориентировать на Европу. Стоит напомнить, что привлечение иностранного инвестора было задумано, прежде всего, для того, чтобы произведенный газ сжижать и затем поставлять на американский рынок. Собственными силами «Газпрому» это сделать практически невозможно, и, значит, получаемый газ будет идти в «трубу» - прежде всего, в СЕГ. Но Россия попыталась получить свое преимущество и преподнести эту вынужденную меру в качестве «подарка» канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. Тем самым Россия пытается снять опасения, что газа для СЕГа может не хватить. Еще в конце сентября Президент РФ Владимир Путин сообщил, что «Газпром» может переориентировать часть поставок газа со Штокмановского месторождения на европейские рынки. «Компания «Газпром» рассматривает такую возможность, и такое решение может быть компанией «Газпром» принято в самое ближайшее время», - сказал тогда В.Путин. Как отметил президент, объем поставок со Штокмановского месторождения может составить от 25 до 45 млрд куб. м в год. «Поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50-70 лет. Это создает абсолютно стабильную, устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы, и, прежде всего, конечно, в энергетике Федеративной Республики Германии», - отметил В.Путин. Однако никто не ожидал, что решение по Штокману будет столь радикальным.

Россия очень хотела найти в лице Германии одного из самых последовательных своих союзников в энергетической сфере, что крайне важно в условиях недоверия к России как надежному поставщику энергоресурсов, а также роста препятствий для прихода в энергетическую сферу иностранных инвесторов. Германия, в свою очередь, понимает, что Россия способна повысить энергетическую роль Германии в европейском регионе. Плодами такого союза может стать преемственность повестки дня саммита G8, который после России возглавит Германия. Более того, Германия рассматривается в качестве адвоката России как перед Западом в целом, так и перед странами Восточной Европы, которые активно сопротивляются энергетической экспансии Москвы.

Однако Германия не приняла условия такого фактически сепаратного партнерства в ущерб энергетической политике ЕС (подробнее об этом следующий материал). Таким образом, коррекция энергетической политики и поиск неких альтернативных схем (вместо схемы «обмены активами») пока не оправдывается. Более того, коррекция российской энергетической политики влечет за собой и определенные негативные последствия для России в долгосрочной перспективе. Стратегия России до последнего времени состояла в том, чтобы развивать как газотранспортные магистрали, позволяющие России доминировать на газовом рынке в странах СНГ и в Европе, так и направление по сжижению природного газа, которое позволяло бы не привязываться к «трубе» и поставлять газ танкерами в различные уголки мира. Потенциально Россия способна занять лидирующее место на мировом рынке СПГ, учитывая, что многие нефтяные государства, не имея такой газотранспортной системы, как у России, уже активно развивают это направление и в будущем могут составить «Газпрому» серьезную конкуренцию.

Стоит отметить, что заниматься двумя направлениями одновременно - и «трубами», и СПГ - слишком дорого. Развитие СПГ в России пока, по сути, не продвигалось дальше разговоров, в то время как трубопроводные сети развиваются очень быстро. Россия понимает, что «труба» сегодня - это ее конкурентное преимущество, в то время как на рынке СПГ конкуренция будет гораздо либеральней и гораздо жестче.

Но в будущем России придется столкнуться с трудностями.

Во-первых, с проблемами освоения новых месторождений, прежде всего - шельфовых: здесь у «Газпрома» нет ни опыта, ни технологий, ни квалифицированных кадров. Кроме того, встает проблема привлечения финансовых ресурсов. Например, для освоения Штокмана требуется приблизительно $ 40-50 миллиардов, что может быть недоступно даже для такого заемщика, как «Газпром». Привлечение иностранных компаний в качестве субподрядчика, либо по иранской схеме (финансовые вложения в обмен на часть прибыли от продажи сырья) проблему решает лишь частично. Как следствие - разработка Штокмана может затянуться на десятилетия. Не исключено, что на данный момент решение Кремля означает замораживание проекта.

Во-вторых, отказавшись от схемы «обмена активами», Россия не сможет претендовать на газораспределительные сети в других странах. А это был бы один из наиболее привлекательных как в экономическом, так и в политическом смысле вариантов. Энергетическая экспансия будет строиться в основном по схемам купли-продажи, что превращает Россию в большей степени в «сырьевой придаток» и увеличивает ее зависимость от потребителя.

Наконец, в-третьих, отставание в сфере развития СПГ может привести к потере доминирования России на рынках газа, и в перспективе «трубный» газ будет вытесняться сжиженным. Отказ Кремля привлекать иностранных инвесторов в Штокман является поворотным моментом, свидетельствующим о кризисе схемы «обмен активами». Причиной такого кризиса стало объективное противоречие между политическими интересами России и экономическими интересами Европы. Это означает, что Россия будет искать некие новые альтернативы «обмену активами», а до тех пор решения по энергетическим проектам будут скорее заморожены. Однако такое замораживание может негативно сказаться на российском энергетическом секторе и его конкурентоспособности в будущем.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net