Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

20.10.2006

Борьба исполнительной власти с коррупцией - оксюморон

«Два убийства: первого заместителя председателя Центрального банка России Андрея Козлова, а затем директора филиала Внешторгбанка-24 Александра Плохина - не могут восприниматься иначе, как удар по всей банковской системе РФ, системообразующему институту государства», – заявил недавно журналистам член Комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков. Он же рассказал об инициативе члена Общественной палаты Сергея Маркова по созданию совместной комиссии по декриминализации банковской системы РФ с участием Общественной палаты и обеих палат парламента. Известно, что это предложение уже встретило положительный отклик у главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, который публично выразил готовность оказать создаваемой комиссии необходимую экспертную поддержку. На вопросы «Политком.Ру» отвечает инициатор создания совместной комиссии, член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков:

- Чем можно объяснить напряженность, обозначившуюся в последнее время в околобанковской сфере?

- Видимо, это связано с общим ростом коррупции. Вернее, с запущенностью ситуации с коррупцией. И хотя в серии громких убийств, произошедших осенью, не все имеют отношение непосредственно к этой теме, но ясно, что все они так или иначе сигнализируют о росте политической напряженности.

Главная причина, на мой взгляд, в том, что власти почти не уделяли внимания проблеме борьбы с коррупцией. И, как часто бывает, сначала маятник качается в одну сторону, потом в другую. В этой сфере не должно быть радикальных действий, должны быть взвешенные системные решения.

Банковская сфера имеет огромное значение для финансирования национальных проектов. Сейчас предлагается резко сократить обналичивание средств, но эта форма взаимодействия с банками как раз очень распространена, и ее резкое сокращение без других мер по изменению работы банков может привести к кризису платежей для населения. Большинство получает деньги в наличной форме. И вряд ли кто-то в стране хочет, чтобы в какой-то месяц не получили зарплаты 15 миллионов человек. Чтобы этого не допустить, нужны комплексные действия в сфере реформирования банковской среды, а не точечные удары.

Это вопрос общественно-политической важности, тем более что он, как я уже говорил, тесно увязан с проблемой борьбы с коррупцией. А раз так, то, соответственно, необходимо должное общественное внимание к этому вопросу. И вообще, борьбу с коррупцией нельзя отдавать только в руки исполнительной власти. Борьба с коррупцией не может вестись бюрократией, она должна иметь общественную поддержку, общество должно быть подключено к обсуждению мер, необходимых для наведения порядка в этой области.

- Что это за меры?

- Я думаю, что это, во-первых, повышение прозрачности действия властей. Второе - упрощение бюрократических процедур. Третье – тщательное и четкое прописывание этих процедур. Четвертое - уменьшение конфликтов, связанных со столкновением интересов сторон, а то получается, что чиновники должны и создавать правила, и проверять самих себя.

Процедуры функционирования систем денежных оборотов должны быть простыми. Ни один нормальный человек, если он не специалист в этой области, не в состоянии изучить все эти запутанные подзаконные акты и судиться с командами профессиональных юристов. Власть не имеет права предлагать человеку заниматься сутяжничеством.

А нынешние предложения неадекватны. Коррупция же является универсальным механизмом, который позволяет функционировать банковской сфере как теневой.

Пока универсального ответа на вопрос о том, какие должны быть предприняты меры, нет. Система мер и должна обсуждаться.

Какие-то вещи ясны. Например, ясно, что банков не должно быть так много. Их должно быть несколько, но их работа и политика должны стать абсолютно прозрачными и ясными любому клиенту. А сейчас у нас в этой области огромное количество контор типа «Рога и копыта».

Ясно, что банки криминализуются, потому что сейчас их отношения с экономикой в целом устроены таким образом, что они идеально удобны для махинаций. Поэтому в эту область и вторгается криминалитет.

- Чем будет заниматься комиссия по декриминализации банковской системы?

- Сейчас только идет работа над ее созданием. Трудно пока сказать, сколько времени потребуется для того, чтобы ее сформировать, и сколько времени понадобится на собственно работу. Но это необходимо, и потому что нельзя доверять борьбу с коррупцией только исполнительной власти - это само по себе оксюморон, и потому что от несбалансированных действий в этой области могут быть непредсказуемые социальные последствия.

Например, недавно президент заявил о том, что необходимо увеличивать безналичный оборот, и это само по себе правильно. Но это можно делать по-разному. Как закон о монетизации льгот – сам по себе был хорош, но реализован чудовищно. Если перейти скачком к безналичным выплатам, то это приведет к кризису платежей для населения. И чтобы этого не произошло, необходим общественный и парламентский контроль.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net