Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.10.2006 | Татьяна Становая
Россия и ЕС: энергетический диалог
20 октября в Финляндии прошел неформальный саммит ЕС, куда был приглашен и президент России Владимир Путин для обсуждения вопросов энергетического сотрудничества. Каждая из сторон попыталась наиболее понятно донести свою позицию, при этом активно обороняя ее от нападок. Ситуация в преддверии саммита значительно нагнеталась. С одной стороны, Россия столкнулась с провалом прежней своей энергетической тактики, ключевым моментом которой был «обмени активами», поиски же новой пока не увенчались успехом. Стоит напомнить, что Россия отказала иностранным компаниям в доступе к Штокмановскому месторождению, рассчитывая тем самым «подкупить» Германию, пообещав ей направлять газ в СЕГ. Однако Германия отвергла попытку России предложить ей «сепаратные отношения» и предпочла поддержать общую позицию ЕС, связанную с необходимостью принятия Россией определенных положений Энергетической хартии.
С другой стороны, председатель еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу призвал лидеров ЕС сплотиться и «выступить единым фронтом» с критикой в адрес России. Ожидалось, что при этом европейские лидеры не сумеют найти полного консенсуса в тактике «давления» на Россию, и единого фронта как такового не получится.
Однако переговоры с российским лидером прошли более чем спокойно. Тем не менее, нужно подчеркнуть, что в вопросе энергетики европейские лидеры все-таки сумели выступить консенсусно. В Финляндии надежды на «благосклонность» развеяла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она вновь потребовала от России соблюдения соглашений на поставку газа в Европу и открытия российского энергетического рынка. «Мы хотим прояснить, что мы предлагаем безопасность выполнения соглашений и ожидаем того же от России, особенно это касается правовой надежности контрактов и выхода на российский рынок», – подчеркнула Меркель, выступая на саммите ЕС в Финляндии. Канцлер также заявила, что ЕС настаивает на подписании Москвой Энергетической хартии.
В то же время напряженности по теме ратификации Энергетической хартии не было. ЕС фактически принял позицию Москвы, не раз озвученную Владимиром Путиным: ратификации в нынешнем виде не будет, так как это противоречит национальным интересам страны. Правда, на этот раз Владимир Путин значительно смягчил риторику в данном вопросе. Судя по всему, обе стороны – и ЕС, и России заняли более прагматичные позиции, которые вылились в поиск компромисса. Пока известно, что предметом компромисса может стать включение отдельных принципов Энергетической хартии в Соглашение о партнерстве, которое Россия и ЕС должны подписать в ближайшее время. Владимир Путин подтвердил такую вероятность, однако очевидно, что торг в данном случае носил рамочный характер, а содержательно суть компромисса еще только предстоит выработать.
Европа в данном случае пытается указывать на фактор времени: ведь уже с 1 января 2007 года заканчивается срок соглашения о сотрудничестве ЕС-Россия. Россия при этом указывает, что не будет оглядываться на «фактор времени». Помощник президента Путина Сергей Ястржембский в преддверии саммита заявил, что «нератификация Энергохартии не будет тормозить работу над новым документом о партнерстве с ЕС». Ястржембский подчеркнул, что «мы не будем заложниками фактора времени».
Помимо темы сотрудничества в энергетической сфере, Европа пыталась поднять и другие вопросы. Пожалуй, впервые с 2004 года (в самый разгар начала украинской «оранжевой революции»), достаточно громко и на самом высоком уровне зазвучали призывы «спросить» Путина о политике в отношении Грузии, убийстве Анны Политковской. Накануне саммита председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил о необходимости «жесткого тона» разговора с Путиным. «Мы должны обсудить все вопросы, включая вопросы обеспечения прав человека, - заявил председатель Еврокомиссии. - И мы должны сказать об этом в один голос, а не вразнобой. Это уже не вопрос солидарности - это вопрос доверия к ЕС». Перед началом переговоров в Финляндии Глава Европейского парламента Хосеп Боррел заявил журналистам, что вопросы энергетики не должны мешать лидерам ЕС говорить о политических проблемах в России. «Если хотите, существует денежный поток и газовый поток. Нам нужен этот газовый поток, но я думаю, что России так же нужен денежный поток, потому что одним газом сыт не будешь. Им нужно его продавать, - говорит Боррел. - Есть взаимная зависимость. И я думаю, что Европа потеряет доверие, если решит обменять права человека на газ».
Однако вопрос о давлении на Россию по внутриполитическим темам как раз не стал консенсусным. Президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что не видит насущной необходимости в обсуждении демократической ситуации в России на неформальном саммите ЕС. Такое заявление стало большим подарком для России: ведь традиционно страны Восточной Европы выступают даже более критично, чем страны Западной. Более того, Вацлав Клаус отметил, что у ЕС не может быть единой энергетической политики в отношении России (впрочем, последнее утверждение не получило на саммите серьезного развития). Судя по всему, страны Западной Европы были близки к позиции «не слишком давить на Москву по политическим вопросам».
В этих условиях президент России использовал саммит для того, чтобы постараться, с одной стороны, определить условия возможного компромисса (хотя бы предварительно), а, с другой, высказать точку зрения России на ряд ключевых проблем, волнующих европейцев. При этом риторика была несколько откорректирована: Владимир Путин старался говорить понятным для европейцев языком, отталкиваясь от общепризнанных ценностей. Так, по Энергетической хартии, он согласился включить ряд ее принципов в соглашение ЕС-Россия. Касаясь конфликта с Грузией, Путин возложил ответственность на Тбилиси, который, по мнению президента, военным путем хочет восстановить целостность страны. Тем самым он не стал подвергать сомнению принцип территориальной целостности, также никак не упомянув о возможности признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Напротив, он высказался в примирительном тоне относительно перспектив существования Грузии и непризнанных республик: «Нужно набраться терпения, нужно аккуратно возвращать доверие друг к другу и строить общее государство». Кроме того, подчеркнул Путин, в последнее время «мы с удовлетворением отмечаем сигналы со стороны грузинского руководства двигаться в сторону улучшения отношений».
Поясняя неожиданный отказ «Газпрома» от совместной разработки Штокмановского месторождения, Путин заявил, что монополия не отказывается от партнерства, просто меняется его форма. Более того, он отрицал, что решение «Газпрома» объясняется изменением правил игры в России. «Проекты законов, обсуждаемых в Госдуме, направлены на гарантии любых инвестиций и на то, чтобы обеспечить права собственников, сократить до минимума сферы, в которых невозможно допускать иностранный капитал, эти сферы будут ограничены соображениями безопасности и небольшим количеством уникальных месторождений», - сказал президент. Относительно проекта «Сахалин-2» Путин заявил, что нужно садится за стол переговоров. Он высказал уверенность, что решение проблем будет найдено. «Мы пока ничего никому не запрещали», - подчеркнул Путин, обвинив при этом зарубежных инвесторов в том, что они хотят увеличить собственные расходы (при этом, согласно правилу СРП, Россия не получает доходов, пока не окупятся все расходы).
Вопросы политики и энергетики являлись основными на саммите. В энергетических вопросах Европа на сегодняшний момент выступает с большей степенью консолидированности, чем в политических. Представляется, что на нынешней встрече сделаны только первые шаги к определению новых «правил игры» в отношениях между Россией и Европой, причем этот процесс может затянуться, а новое соглашение о партнерстве между РФ и ЕС в этом случае не будет заключено в ближайшее
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.