Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.10.2006 | Николай Пахомов
В Болгарии не смогли избрать президента
Могут вздохнуть с облегчением транзитологи, пришедшие было в уныние в связи с тем, что исследовать им больше нечего, так как большинство начавшихся во время «третьей волны демократизации» демократических транзитов завершились либо торжеством идей народного правления, либо приходом к власти политиков, которых ни один исследователь демократического строительства не рискнёт назвать сторонниками системы народовластия. Оказалось, что им есть ещё, что изучать: в минувшее воскресенье в Болгарии состоялись президентские выборы, на которых избиратели заставили специалистов усомниться в подлинном торжестве в этой балканской стране идеалов демократии западноевропейского типа.
На первый взгляд, всё просто: президент в Болгарии не имеет уж очень больших полномочий, а фаворит давно известен, им является нынешний президент Георгий Пырванов, который набрал в воскресенье больше шестидесяти процентов голосов. Однако хотя за пять лет своего правления господин Пырванов и стал действительно влиятельной фигурой, неизбежность второго тура стала очевидной, когда выяснилось, что в голосовании приняли участие менее половины избирателей.
Это выглядит особенно удручающим: Болгария первого января следующего года должна вступить в ЕС, а достойная лучших европейских образцов культура политического участия там так и не сложилась. Впрочем, такое поведение избирателей объяснимо, фактически бойкотируя выборы, они дают понять властям, что недовольны происходящим в стране.
При заметном росте экономики для простых людей улучшения не заметны. Коррумпированность властей бьёт все рекорды, а преступные кланы зачастую становятся настоящими хозяевами страны. На нынешних выборах большинство западных наблюдателей в качестве основного конкурента Пырванова предпочитали видеть кого-нибудь из лагеря теряющих в последнее время популярность либеральных и правоцентристских партий Болгарии. Однако люди решили по-другому. Вторым с отставанием от Пырванова примерно в сорок процентов к промежуточному финишу пришёл популист, лидер правой партии с недвусмысленным названием «Атака» Волен Сидеров.
Лозунги его просты и понятны: он требует самых жёстких мер в борьбе с коррумпированными чиновниками и криминалитетом, эмоционально выступает против грядущей власти брюссельских чиновников, винит почти во всём таинственные зарубежные силы и, чему не приходится удивляться, клеймит инородцев, мешающих болгарскому процветанию. (Примечательно, что особый гнев Сидерова направлен против турецкого меньшинства, представляющая интересы которого партия входит в нынешнее правительство.)
Справедливости ради стоит отметить, что Пырванов тоже любит и умеет пообещать избирателям всё, что, те захотят, а затем уж проводить курс, какой он посчитает нужным. Ещё пять лет назад его называли наследником социалистических правителей Болгарии времён «холодной» войны, но ради удержания власти он оказался на удивление прозападным политиком.
По большому счёту, не так уж и важно сегодня, кто станет следующим болгарским президентом. (Выборы можно проводить долго, до тех пор, пока на участки не придёт нужное количество избирателей, а Пырванов вряд ли упустит победу). Гораздо любопытней будет проследить, какие изменения произойдут в стране в ближайшем будущем.
Как президент Пырванов играет большую роль в определении внешней политики Болгарии. Он известен своим стремлением к компромиссам, что делает его фигуру приемлемой и для Москвы, и для Брюсселя, и для Вашингтона, где, кстати сказать, ожидают скорейшего решения болгарского руководства о начале реализации плана сооружения на территории страны американских военных баз. Однако европейские лидеры смотрят сегодня на Болгарию со все большей озабоченностью. Недаром не так давно было определено, что, если болгарские власти не сумеют разобраться с коррупцией и безнаказанностью криминала, то всех выгод от вступления в ЕС Болгария будет быстро лишена. Так что от Пырванова, в победе на президентских выборах которого сегодня мало кто сомневается, уже очень скоро понадобится проявить всё своё обаяние и умение убеждать западных партнёров, чтобы доказать, что в Болгарии всё не так плохо, как это пока кажется на первый взгляд.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.