Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

О прошлом - для будущего

30.10.2006

Когда вместо обратной связи – пиар

Экс-министр министерства внешнеэкономических связей РФ, депутат Госдумы от фракции «Родина», лидер Общероссийской общественной организации «За достойную жизнь» Сергей Глазьев полагает, что структурных изменений в российской элите при ее переходе из 1990-х в 2000-е не произошло: «Властвующая элита 2000-х - плоть от плоти властвующей элиты 90-х. Это естественное следствие преемственности власти, закрепленной фактическим назначением Путина Ельциным в 2000-м году. Конечно, внутри властвующей элиты произошли структурные изменения: в симбиозе "паразитическая олигархия - коррумпированная бюрократия" поменялись ведущие роли, но суть осталась та же. Усилилась роль силовых структур. Снизилось значение публичной политики, журналистики, общественных организаций. Авторитарный режим "всех построил". Но все это - естественный результат эволюции политической системы, сформировавшейся после госпереворота 1993 года».

- Можно поконкретнее - в чем заключается преемственность элит?

- Олигархи, разбогатевшие путем использования абсолютной власти ельцинской семьи для присвоения национальных богатств, за единственным исключением по-прежнему составляют основу властвующей элиты. Над ней выросла верхушка «питерских чекистов», которые быстро освоили и усовершенствовали правила игры ельцинского режима самообогащения и самовоспроизводства властвующей элиты, окончательно отгородившейся от народа.

Немного изменилась внутренняя структура властвующей элиты, в которой доминирующее положение заняла бюрократическая верхушка. Облеченные властью руководители государства решили сами стать олигархами, подмяв под себя как ведущие государственные корпорации, так и частные структуры, генерирующие сверхприбыль. Олигархам ельцинской эпохи пришлось немного подвинуться, уступив значительную часть бизнеса «питерским». Но суть взаимоотношений власти и общества от этого не изменилась – властвующая элита остается паразитической и, по направленности своих интересов, антинародной (или антиобщественной, как кому нравится). В этом смысле мы видим полную преемственность.

Несколько изменились формы борьбы за места внутри властвующей элиты. Главным конкурентным преимуществом оказалась личная близость к главе государства. Принцип личной преданности стал абсолютно доминирующим во взаимоотношениях внутри властвующей элиты. Заработал механизм выявления и отсечения нелояльных по простому принципу «свой-чужой». Чужим пришлось добровольно отдать контроль над источниками сверхприбылей или отправиться в места, «не столь отдаленные». Таким же образом был установлен контроль над медиа- и политическим пространством. У власти должны быть только свои – остальные могут оставаться в роли младших партнеров или прислуги, получая доступ к власти и богатству пропорционально лояльности правящему клану. Последний заработал по хорошо известному принципу «большой семьи», по-итальянски – мафии.

Властвующая элита окуклилась и замкнулась в узкой касте лично связанных друг с другом лиц, дети которых спешно стали превращаться в кровных родственников. Эта каста отгородилась от общества жесткими механизмами контроля, убивая возможных конкурентов «на дальних подступах» и никому не доверяя (кроме зарубежных партнеров, не представляющих внутренней угрозы). Главной причиной этого окукливания властвующей элиты стал конец приватизации государственного имущества. Делить больше стало нечего, и начался передел ранее захваченной у государства собственности, ее концентрации в руках приближенных к власти лиц.

Разумеется, лучше от этого стране и народу не стало. Ведь главным источником богатства и доходов в созданной “либерал-реформаторами” 90-х системе политико-экономических отношений является не труд, не знания и не предпринимательская инициатива, а банальное присвоение чужого - будь то государственное имущество, природные ресурсы или завышение цен монополистами. Пока шло обогащение за счет приватизации, олигархические кланы мирно уживались с государством, отстегивая чиновникам соответствующую мзду в обмен на присвоение государственных ресурсов. Когда раздел советского наследства в основном завершился, и начались схватки за передел, государственный аппарат со своей системой судебной власти и принуждения оказался в центре этой борьбы, и роль бюрократической верхушки в принятии решений существенно возросла.

Для общества в целом “от перемены мест слагаемых сумма не меняется”. От того, что в симбиозе паразитической олигархии и коррумпированной верхушки ведущая роль перешла к последней, тенденции загнивания и деградации не изменились. Но для конкретных лиц изменения оказались судьбоносными. Если раньше олигархи считались “всемогущими”, добиваясь посредством денег любых нужных им государственных решений, то сегодня они должны либо угождать бюрократической верхушке, либо бежать из страны.

Эти изменения имеют и определенные экономические последствия. При всей неэффективности сложившейся системы политико-экономических отношений в ее рамках выросли некоторые успешные бизнес-структуры, дающие большие доходы. Именно они становятся наиболее привлекательным объектом бюрократического произвола и вымогательства. Чем эффективнее работает предприятие, чем больше оно дает прибыли, тем больше вымогательств и поборов со стороны коррумпированных контрольных органов и тем энергичнее попытки захвата такого предприятия со стороны конкурентов с опорой на административный ресурс. Таким образом уничтожаются стимулы к экономической эффективности и подавляются немногие сформировавшиеся зоны экономического роста. Главным смыслом “крупного бизнеса” остается вывоз капитала за рубеж.

Из политических последствий следует выделить установление полного административного контроля за СМИ. Если раньше контроль за СМИ принадлежал олигархическим кланам, которые, конкурируя друг с другом за политическое влияние, допускали определенную свободу слова, то сегодня вся политически значимая информация подвергается жесткой административной цензуре, а федеральные СМИ - прямому контролю со стороны президентской администрации. Так же под контроль президентской администрации перешли политические партии, претендующие на представительство в парламенте. Сегодня даже среди оппозиции стало обязательным согласовывать свои политические решения с Кремлем, получая в обмен на политическую лояльность доступ к СМИ и финансовым ресурсам, административную поддержку в “раскрутке” согласованных кандидатов.

- Каковы источники рекрутинга элит в России при Ельцине и Путине?

Приход к власти Ельцина был совершен на волне слома всех прежних структур власти, контролировавших общество и страну. В правительстве оказались совершенно новые люди, почти не связанные с прежней властвующей элитой. Они быстро обросли связями с предпринимателями, многие из которых начинали самостоятельный бизнес вне прежних административно-бюрократических структур. На фоне несовершенства законодательства в переходный период возникли легкие способы легального сверхобогащения за счет «правильно спланированных» решений государственных органов власти. Под давлением соблазнов сверхобогащения на фоне всеобщей бедности власть быстро коррумпировалась и вошла в конфликт с обществом, на глазах которого «из грязи в князи» быстро шагали приближенные к власти лица. Этот конфликт был разрешен антиконституционным государственным переворотом и расстрелом парламента в 1993 году, на крови которого была принята конституция абсолютно авторитарного государства. Абсолютная власть развратила клан приближенных к Ельцину лиц абсолютно. Они использовали государственную власть для целей личной наживы путем приватизации государственного имущества и получения монопольных привилегий. На этом фоне произошла криминализация властвующей элиты, к которой быстро пристроились организованные преступные группы, ставшие вторым источником рекрутирования кадров для властвующей элиты. Близость к «семье» и способность к быстрому сверхобогащению были главными конкурентными преимуществами для роста во властвующей элите ельцинской эпохи. Если в начале ельцинского правления кадры во власть набирались из земляков, политических союзников (демократов) и лояльных (либеральных) экспертов, то после государственного переворота и установления режима президентской диктатуры главным источником рекрутирования властвующей элиты стали олигархические кланы, организованная преступность и близкие родственники президентской семьи.

В 2000-е, как я уже говорил, усилилось значение личных отношений с главой государства, что привело во власть множество его бывших сослуживцев и товарищей, а также земляков, связанных многолетними партнерскими отношениями. В остальном ситуация мало изменилась – только проникнуть в «место под солнцем» стало намного сложнее. Практически полностью от доступа к власти оказались отрезаны ученые, лишилось влияния экспертное сообщество, ликвидирована свобода федеральных СМИ. Проведенная недавно политическая реформа лишила граждан права избирать во власть своих персональных представителей, что перекрыло доступ к власти самостоятельным политикам.

- Если речь идет о совокупности элит - правящая элита тоже ведь была разнородной так, наряду с либералами Гайдаром, Ясиным и проч. имеете опыт работы в исполнительной власти и вы, - то каковы составляющие?

В начале 90-х властвующая элита действительно была разнородной и путь в нее был открыт как из политики, так и из науки, из прессы. И даже просто из народа. Ротация была очень высокой, Ельцин легко менял кадры, лавируя в сложной политической ситуации. Но после государственного переворота и установления его личной диктатуры правила изменились. Главную роль стали играть мотивы личного обогащения за счет использования государственной власти. Из властных структур были быстро устранены самостоятельно мыслящие специалисты, не вписывавшиеся в околовластное преступное сообщество и не желавшие коррумпироваться «белые вороны». И составляющие властвующей элиты существенно изменились: абсолютно доминирующей стала олигархическая составляющая, в то время как из экспертного сообщества стали вербоваться во власть только апологеты, а из политического – прихвостни нужного олигархам политического курса.

- Выполняет ли российская партийная система свои важнейшие функции: аккумулятора элит, механизма их мирной смены и одновременно «обратной связи» с гражданами?

- В условиях авторитарного государства партийная система носит бутафорский характер и роли не играет. В авторитарной системе обратную связь с народом осуществляет непосредственно президент (через СМИ) и силовые структуры (через подавление оппозиции). Фактически эта обратная связь отсутствует, вместо нее - пиар.

Еще раз, наша элита имеет паразитическую природу, она использует власть государства для самообогащения. Поэтому она скорее блокирует связь президента с народом, чем ее осуществляет. Достаточно посмотреть на социальную политику правительства - уход от ответственности и обман президента и общественного мнения…

Очень важно понять одну вещь. Авторитаризм в современных российских условиях - это не признак силы, а выражение слабости нынешнего государства. Сильной компетентной и ответственной государственной власти, работающей в интересах граждан, не нужно подавлять оппозицию. Напротив, с ней поддерживается открытый диалог с целью оптимизации государственных решений. Нынешний авторитаризм российского государства по сути своей есть сговор паразитирующей олигархии, коррумпированного чиновничества и организованной преступности. Участников этого своеобразного "социального контракта" объединяют "шкурные" интересы. Их главный мотив - сохранение кормушек, сытая жизнь и сиюминутные удовольствия. Их не волнует будущее страны, они в принципе не задумываются над угрозами национальной безопасности - будь-то ожидаемые в недалеком будущем падение цен на нефть, мировой финансовый кризис или разрушение систем жизнеобеспечения страны. В отличие от других развитых стран, элита которых активно занимается поиском возможностей будущего социально-экономического развития, модернизацией экономики на основе нового технологического уклада, созданием условий для реализации творческого потенциала своих граждан, российская властвующая элита живет сегодняшним днем, погрязнув в пороках и действуя по принципу "после нас хоть потоп". При этом боится она не угроз национальной безопасности, а собственного народа и ответственности за нанесенный стране ущерб и совершенные преступления.

Коррумпированное чиновничество инстинктивно льнет к авторитарной власти в страхе перед открытыми демократическими формами общественного контроля. Олигархи готовы откупиться и всемерно поддерживать действующую власть, лишь бы сохранить контроль над полученными в результате приватизации предприятиями и источниками дохода. Руководители СМИ готовы на фабрикацию и размещение любых клеветнических материалов, лишь бы сохранить свои "теплые места", наживаясь на развращении подростков и нравственном разложении общества. Предприниматели охотно дают взятки для ухода от установленных законом обязанностей. Коррумпированные чиновники, не задумываясь, идут на исполнение преступных указаний руководителей ради сохранения своих должностей.

- Чем вызваны попытки элит выстроить альтернативное посредничество с гражданами? Речь идет о таких площадках, как «Другая Россия», Гражданский конгресс и т.д.

- Желанием части продуктивной элиты спасти российское государство от окончательной деградации и гибели. Но эти попытки не могут иметь результата – власть слушает лишь тех, кого сама назначает. Последние должны при этом говорить то, что власть от них хочет услышать. Инакомыслие и критика вызывают подозрение и изгнание самостоятельно мыслящих людей из коммуникационных каналов между властью и обществом.

- Какая элита востребована сейчас в России?

- Как я уже сказал, сегодня власть осуществляет симбиоз паразитической олигархии, коррумпированной бюрократии и организованной преступности. Если раньше в симбиозе паразитической олигархии и коррумпированной бюрократической верхушки ведущую роль играла олигархия, то сегодня положение изменилось в пользу бюрократической верхушки. Она диктует олигархам правила игры и определяет каждому из них свое место, сохраняя им присвоенные богатства в обмен на политическую лояльность и определенные повинности. Соответственно главными качествами, необходимыми для участия во властвующей элите, являются личная преданность вышестоящим, готовность выполнять их любые, в том числе противозаконные поручения, способность быть полезным в извлечении сверхприбылей любым способом.

Все перечисленные выше качества не имеют ничего общего с ответственностью перед обществом, добросовестностью, профессионализмом, творчеством, честностью, компетентностью, инициативностью, патриотизмом, законопослушностью и другими качествами, которые свойственны продуктивной элите – созидающей элите, которая работает, обеспечивая общественное благосостояние и социально-экономическое развитие. К ней относятся представители нации, создающие возможности для ее развития, носители интеллектуального и производственного потенциала страны. Продуктивная элита — это все те люди, которые работают в реальном производстве в интересах общества, реализуют генотип отечественной культуры, творят, созидают, обеспечивая его социально-экономическое, научно-техническое и духовное развитие. Это врачи, учителя, учёные, художники, писатели, квалифицированные рабочие, люди реального дела. Оптимальным для общества является совпадение этих двух категорий элит. В нашей стране, наоборот, продуктивная элита фактически отрезана от власти. Властвующая элита, состоящая в основном из людей аморальных и невежественных, подавляет продуктивную элиту, которая деморализуется, деградирует и растекается в эмиграции. Реакцией общества на эту антинародную власть становится "Кондопога". Необходимы коренные изменения сложившейся ситуации и перемена ролей: нужно, чтобы продуктивная элита стала властвующей, а последняя, в свою очередь, очищена от коррупционеров и криминала. Решение этой задачи требует целенаправленных усилий со стороны как политического руководства страны, так и самой продуктивной элиты. Для этого важно формирование соответствующих условий и механизмов, включающих повышение ответственности институтов и носителей власти перед обществом, становление институтов социального партнерства, создание механизмов общественного контроля за властными структурами, внедрение соответствующих процедур подбора и расстановки кадров, рационализацию общественного сознания и восстановление национальной идеологии.

Я уже много раз говорил, что нам совершенно необходимо введение принципа жесткой ответственности власти за проводимую политику и принимаемые решения. Необходима политическая ответственность исполнительной власти за уровень благосостояния и качества жизни населения. Необходимо введение персональной ответственности государственных должностных лиц за надлежащее исполнение законов, привлечение их к административной или уголовной ответственности автоматически по фактам нарушения норм действующего законодательства. Необходимо введение механизмов парламентского контроля над деятельностью правительства и расширение полномочий Государственной Думы в утверждении кабинета министров. Аналогичным образом должна быть введена политическая ответственность депутатов Госдумы и членов Совета Федерации перед делегировавшими их во власть избирателями. В демократической системе власти должна быть конкуренция. Власть должна не втягивать чиновников в преступления, связанные с проведением избирательных кампаний, а просто контролировать законность выборов. Если мы хотим, чтобы у власти были порядочные люди, отчитывающиеся не перед денежными мешками, а перед избирателями, мы всеми силами должны этого добиваться.

Нельзя забывать и об эффективности судебной системы. Нынешняя ее организация по принципу «круговой поруки» судей и их административного назначения порождает судебный произвол, коррупцию и безответственность. При всех недостатках механизма выборности судей населением он лучше нынешней коррумпированной системы. Судей целесообразно избирать на неограниченный срок с периодическим подтверждением полномочий при наличии оснований для их отзыва непосредственно населением.

Наконец, «четвертая власть» - средства массовой информации – не может оставаться в нынешнем состоянии подчинения президентской администрации, коррумпированности и вседозволенности. Государственные телеканалы должны быть поставлены под общественный контроль и управляться советами директоров, избираемыми соответствующими представительными органами власти. Независимо от форм собственности при теле- и радиокомпаниях должны действовать наблюдательные советы, избираемые представительными органами власти из авторитетных деятелей культуры, представителей Церкви, влиятельных общественных организаций в целях контроля за соответствием содержания транслируемых передач общепринятым нормам нравственности и требованиям действующего законодательства. Необходимо также ужесточение ответственности руководителей СМИ за распространение клеветнической информации и другие злоупотребления влиянием на общественное мнение.

В разумной политической системе глава государства должен быть не самодержавным диктатором, а дирижером, следящим за тем, чтобы все ветви власти работали в гармоничной симфонии совместной деятельности, формируя оптимальный для граждан и общества порядок. Иными словами, главная функция президента должна заключаться в контроле за соблюдением законодательства всеми ветвями власти и обеспечении соответствия проводимой государством политики общенациональным интересам. При этом, разумеется, сам президент не должен нарушать законодательства, включая оказание административного давления на суды, прокуратуру, избирательные комиссии. Лишь выполнение этих условий приведет к кардинальному оздоровлению общественного сознания и очищению властвующей элиты.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net