Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.10.2006 | Виталий Портников
Единая, неделимая
Граждане Сербии одобрили новую конституцию страны, которая закрепляет статус Косова в качестве неотъемлемой части Сербского государства. С точки зрения международного права, все логично: до сих пор ни одна страна мира не признала Косово в качестве независимого государства, и даже сторонники отделения края от Сербии заявляют о необходимости международного переговорного процесса. Все логично и с точки зрения права внутреннего: никаких статей, которые бы подразумевали возможность отделения Косова, не было и в предшествующих конституциях Югославии и Сербии, так что новый документ просто сохраняет статус-кво. Все логично и с точки зрения предстоящего переговорного процесса: голосование по новой конституции делает позицию противящегося независимости Косова сербского руководства куда более мотивированной.
Все это так. Нет, однако, никакой связи между логикой и реальностью. Косово уже несколько лет не управляется Сербией. Но даже тогда, когда в крае присутствовали сербские войска, а не миротворцы, контроль осуществлялся исключительно с помощью силы. С момента фактической ликвидации автономии Косова Слободаном Милошевичем албанцы создали в крае параллельное государство, включавшее не только руководство «Республики Косово», но и свои магазины, рестораны, школы, больницы, родильные дома – словом, всю инфраструктуру жизни нормальной страны – только в подполье. Каждый, кто бывал в Приштине в те годы, поражался эффективности и разветвленности этого государства – и условности присутствия в крае сербской государственной машины. А ведь тогда сербов было куда больше, чем сейчас! И, конечно же, албанцы участвовали только в своих выборах, игнорируя сербские и югославские. Нечто подобное произошло и сегодня: за конституцию, устанавливающую принадлежность Косова, подавляющее большинство жителей края не голосовало. Не голосовало и против – в крае не было конституционного референдума. Потому, что в Косове уверены, что живут не в Сербии. И правда – именно правда, а не право – на стороне косовских албанцев.
Теперь возникает вопрос: а чего, собственно, хотят добиться руководители Сербии, констатируя факт этой принадлежности? Не только ведь электоральной популярности, а решения косовского вопроса – хоть каким-то образом. Существует три варианта решения на данный момент: отложенный статус – то, что мы имеем сегодня, независимость – то, против чего категорически выступают в Белграде, и то, чего хотят в Приштине не менее категорически и… возвращение края под сербский контроль. С первыми двумя вариантами все понятно хотя бы уже потому, что Косово, по сути, независимое государство с отложенным статусом. Представим себе теперь – теоретически – третий вариант. Косово – вновь часть Сербии, но уже Сербии демократической, не способной ограничить продажу земли и имущества по национальному признаку, как это фактически было при Милошевиче, помешать честному подсчету голосов на выборах, ограничить права местного самоуправления. Такая Сербия не сможет повлиять на происходящее в самом Косове. Зато появится сильная албанская фракция в парламенте Сербии – учитывая количество избирателей в крае, без этой фракции не удастся сформировать сербское правительство. Зато все больше и больше албанцев станут переселяться из Косова в пограничные районы Сербии, где и так уже демография не в пользу сербов. Зато уйдут в небытие сербские либералы и реформаторы – даже таким умеренным националистам, как Воислав Коштуница не удастся адекватно отреагировать на растущее недовольство общества «албанским засильем». И самой сильной партией страны станут радикалы, вновь пытающиеся решить косовскую проблему силовым путем. Да только в одну и ту же реку два раза не входят… Вот что значит для Сербии сохранить Косово – не в конституции, а в реальной жизни.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.