Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.11.2006 | Иван Ярцев
Ислам притесняет мусульман
США объявили о включении Узбекистана в список государств, где наблюдается серьезное нарушение религиозных свобод граждан. Так Вашингтон отреагировал на конституционную реформу, предложенную президентом этой среднеазиатской республики Исламом Каримовым. Кроме того, США поддержали Евросоюз, который отказался 13 ноября отменять введенные против Узбекистана санкции, которые были наказанием за жесткое подавление властями этой страны волнений в городе Андижане. Нынешнее поведение Вашингтона заставляет предположить, что узбекские и российские спецслужбы, сообщавшие о «внешнеполитическом» и исламистском факторах андижанских событий, были не так уж и далеки от истины.
По сути, США косвенно признали, что ради воздействия на режим Ислама Каримова или даже его демонтажа они готовы опираться даже на исламистов, несмотря на то, что в перспективе это может привести к появлению нового исламского государства, наподобие Афганистана, в период правления движения «Талибан».
Разумеется, нельзя не признать, что определенная истина в заявлениях американских официальных лиц есть. Конечно, некоторое ограничение религиозных свобод в Узбекистане, постоянно балансирующем на грани превращения из светского авторитарного режима в исламское государство, есть. Явную агрессивность власти страны зачастую проявляют при подавлении всего, что кажется им, пусть даже потенциально, «исламистским». Достаточно вспомнить недавнее распоряжение одного из руководителей областных администраций Узбекистана, который, в целях противодействия распространению исламистских настроений в обществе, обязал все предприятия общепита продавать спиртное, вне зависимости от того, каков контингент их посетителей и каковы религиозные убеждения владельцев.
Однако это распоряжение появилось не на пустом месте. Можно говорить о том, что в южных районах страны, где, кстати, и располагается Андижан и более сильны «традиции», в том числе и религиозные, все больше узбеков возвращаются к соблюдению в быту некоторых норм ислама. Спиртное повсеместно вытесняется из магазинов и питейных заведений, свинины, которую и раньше было практически невозможно найти, теперь купить совершенно нельзя. Не говоря уже о нарядах, которые все больше напоминают, особенно в деревенской местности, о сравнительной близости все того же Афганистана. Все это происходит даже там, где до сих пор остаются большие русские или русскоязычные общины. Исключение составляют в основном крупные города и промышленные центры, в первую очередь, столица республики Ташкент. И это не говоря о факторе настоящих исламистских движений, которые хоть и действуют преимущественно на территории сопредельных государств, однако оказывают заметное влияние на жизнь внутри Узбекистана.
Таким образом, у Ислама Каримова и его окружения есть реальная потребность в сдерживании исламистских настроений в ближайшие годы, особенно на фоне предстоящих президентских выборов, после которых республику, практически наверняка, возглавит новый лидер. При этом, кстати говоря, в Узбекистане «притеснение» за религиозные убеждения куда менее распространены, чем в той же Турции, которая входит в НАТО и является ближайшем союзником США в исламской мире. Тем не менее, никому в Вашингтоне не приходит в голову вводить санкции против Анкары, даже несмотря на то, что в Евросоюзе говорят о массовых нарушениях прав человека в Турции, в частности, военными этой страны, которые активнее официального государственного аппарата занимаются тем же самым, чем Ислам Каримов в Узбекистане – защитой светского характера государства.
Очевидно, что Вашингтон борется не за права мусульман Средней Азии, а скорее – за энергетические ресурсы Узбекистана и за контроль над территорией страны, расположенной в самом центре стратегически важного региона. Достаточно напомнить, что эта страна имеет значительные запасы нефти, огромные газовые месторождения и на ее территории находятся залежи урана, а по запасам и добыче урана среднеазиатская республика находится, по данным МАГАТЭ, соответственно на седьмом и пятом местах в мире. Таким образом, природа интереса США к Узбекистану прозрачна и очевидна и носит не правозащитный, а экономический характер. Предполагающиеся к введению санкции (необходимо напомнить, что именно демократы, победившие недавно на выборах в Конгресс, настаивали после событий в Андижане на «жестком наказании Каримова»), очевидно, направлены на то, чтобы развернуть экономическую политику Ташкента в сторону сотрудничества с Вашингтоном.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.