Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2006 | Николай Пахомов
Конфликт легитимностей
Легитимность, как известно, бывает разная. Многие исследователи международных отношений поспешили заявить, что мировое признание стало в современных условиях определяющим для чуть ли ни любого политика. Насколько это верно, можно понаблюдать на примере сегодняшнего Ливана, где в эти дни наметился очень острый конфликт двух легитимностей – внутренней, которой у примерно трети ливанцев обладает движение «Хизбалла», и внешней, выгодами которой пытается воспользоваться для сохранения власти правительство Фуада Синьоры.
Некоторые эксперты спешат напугать публику грядущей гражданской войной. Однако уже при перечислении участников возможного вооружённого противостояния оценки кардинально расходятся: с одной стороны, по мнению большинства наблюдателей, за оружие может взяться «Хизбалла», но неясно, кто же будет воевать с радикальным шиитским движением…
Считается, что нынешний кабинет имеет антисирийскую направленность. Правда, Сирия страна суннитская и достаточно умеренно религиозная, «Хизбалла» же спонсируется шиитским, радикальным Ираном. О масштабах этой помощи можно судить только по последним цифрам, которыми руководители движения сегодня активно делятся – на восстановление жилья, разрушенного в результате летних боевых действий между израильскими войсками и шиитскими боевиками, простым ливанцам было выплачено наличными триста миллионов долларов, причём деньги эти, по признанию вождей «Хизбаллы», были переданы Ираном.
Если учесть такие щедрые траты на нужды простых людей, то не приходится удивляться популярности радикальных шиитов в Ливане. Правительство же господина Синьоры такой поддержкой похвастаться не может. Легитимен этот кабинет в глазах международного сообщества, ООН, ЕС, США, но вот со стороны сограждан горячих сторонников имеет немного.
Конфликт двух легитимностей и стал главной причиной нынешнего правительственного кризиса: кабинет утвердил рекомендации ООН по созданию трибунала для осуждения виновных в убийстве экс-премьера Харири, правда, на это заседание «забыли» пригласить министров от «Хизбаллы» и умеренного шиитского движения «Амаль». Быстро стало понятно, что шиитов поддержит и значительная часть политиков-христиан во главе с влиятельным генералом Ауном. В итоге шиитские министры и христианский министр по делам окружающей среды подали в отставку, правительство лишилось трети состава, а Хасан Насралла в присущей ему шумной манере заявил, что скоро у Ливана будет другое правительство.
Ко вторнику Бейрут стал всё больше напоминать один большой митинг сторонников и противников кабинета, к тому же в город были введены до 20 тысяч солдат. Неудивительно, что в такой ситуации всё больше стало оценок, что Ливан движется к новой гражданской войне. Однако при ближайшем рассмотрении такие прогнозы кажутся малообоснованными.
Во-первых, вряд ли кто-то всерьёз решится воевать с «Хизбаллой», да и сами радикальные шииты, несмотря на словесную агрессивность, в последние годы отличались стремлением к стабильности и порядку внутри Ливана. Теоретически Синьора в кризисной ситуации мог бы запросить помощь международных сил, но войска под флагом ООН уж точно сделают всё, чтобы сохранить нейтралитет. Внутриливанский вооружённый конфликт, учитывая ситуацию в Ираке, очень быстро мог бы привести к региональной войне, в которой сегодня никто не заинтересован. Любопытно понаблюдать, как поведут себя Соединённые Штаты. Ясно, что движение «Хизбалла», пользующееся иранской поддержкой, для них серьёзный и опасный противник, но вот оказывать давление на шиитских радикалов у Вашингтона сегодня, пожалуй, возможности нет.
Единственное средство – попытаться воспользоваться ливанским кризисом для того, чтобы внести разлад в антиамериканский союз Сирии и Ирана. Тем более, даже в США сегодня всё больше говорят о возможном вовлечении одной из этих двух стран в процесс урегулирования ситуации в Ираке. Понятно, что если переговоры с кем-то и будут начаты, то скорее со более светской Сирией. Но это дело отдалённой перспективы. Пока же столкновение двух легитимностей, внешней Синьоры и внутренней «Хизбаллы», в Ливане имеет больше шансов завершиться победой радикальных исламистов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.