Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

20.11.2006 | Татьяна Становая

Россия и США согласовали условия вступления в ВТО

18-19 ноября в Ханое прошел саммит АТЭС, на котором между Россией и США был подписан протокол о вступлении России в ВТО. В ближайшее время протокол будет подписан с последней страной - Коста-Рикой (протокол со Шри-Ланкой подписан 17 ноября). По прогнозу министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Россия может рассчитывать на членство к сентябрю 2007 года. Подписание протокола с США – важнейшее событие, открывающее России почти свободный путь в ВТО. Вступление в эту организацию является важнейшим приоритетом политики Владимира Путина.

Россия с 1994 года ведет переговоры о вступлении в ВТО. В 90-е годы у этого направления государственной политики были свои активные лоббисты, в числе которых, прежде всего, крупные металлургические компании. Именно они в наибольшей степени несли потери: ЕС и США постоянно вводили ограничения на поставки российской стали, а также инициировали антидемпинговые расследования. Авангардом противников вступления в ВТО был российский автопром и лично глава «Базового элемента» Олег Дерипаска. Против ВТО выступали представители сельского хозяйства и сферы услуг (страхование, кредитно-финансовый рынок). В конце 1990-х – начале 2000-х годов в России развернулась широкая дискуссия о целесообразности вступления в ВТО.

Дискуссия была почти полностью прекращена после того, как стало понятно, что новый президент России Владимир Путин намерен энергично отстаивать идею вступления в ВТО. В 2001 году этому способствовали и хорошие отношения между Россией и США, объединивших свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Однако Россия не успела в полной мере воспользоваться этим потеплением. На протяжении последних лет с ЕС и США шли очень тяжелые переговоры о согласовании условий вступления России в ВТО. По мере ухудшения отношений России с Западом, росла и политизация переговоров. Предметом торга становились не только вопросы торговли, но и проблемы политического характера. Самые трудные переговоры были с ЕС и США – как основными.

С ЕС протокол о вступлении России в ВТО был подписан в мае 2004 года. Политическая составляющая в двусторонних переговорах была не меньше, чем сейчас между Россией и США. Помимо торговых требований (повышение внутренних тарифов на газ, снижение пошлин за транзит через территорию Сибири для европейских авиакомпаний, снижение таможенных пошлин на промышленные товары и сельхозпродукцию, повышение открытости рынков телекоммуникаций, транспортных и финансовых услуг) ЕС выдвигал и требование реформы «Газпрома». Так называемый «газовый ультиматум» Россия не признавала: Владимир Путин в связи с этим обвинял ЕС в политике «выкручивания рук», считая, что подобные требования не вполне правомерны. Россия готова была лишь на частичные уступки: постепенное повышение внутренних тарифов - но ни о каком ослаблении монополии «Газпрома» речи не велось. Решение было найдено в рамках политического компромисса: ЕС отказывается от «газового ультиматума», а Россия ратифицирует Киотский протокол. Таким образом, как и в ситуации с ЕС, и в ситуации с США в основе компромисса (а точнее толчка к принятию решения) лежали политические обмены.

В том и другом случае Россия считала, что отношение к Москве предвзятое. Владимир Путин не раз обвинял сначала ЕС, а потом и США в том, что к России предъявляются завышенные требования. При этом Кремль видел в этом геополитические причины. Ситуация усугубилась после «оранжевых революций»: тогда отношения между Россией и США стали гораздо прохладнее, приблизившись в ощущениях к временам «холодной войны». Это было особенно заметно, когда США демонстративно подписали протокол о вступлении в ВТО с Украиной: при том, что страна на тот момент не приняла необходимый пакет документов. Для США это был аванс доверия «оранжевому» президенту и «Нашей Украине» в преддверие парламентских выборов. В России же это было воспринято как пощечина Кремлю, тем более что для России принципиально было вступить в ВТО, по крайней мере, одновременно с Украиной. В начале этого года Владимир Путин говорил, что США сознательно препятствуют вступлению России в ВТО, выдвигая все новые и новые требования. Цена переговоров с США значительно возрастала, Россия торопилась не допустить более раннего вступления в ВТО Украины. Кремль ждал, что именно в этом году переговоры с США должны завершиться.

Политизированность процесса вступления России в ВТО в этом году выросла особенно заметно. Ряд торговых требований Россия не хотела принимать по политическим причинам. К ним необходимо отнести в первую очередь требование разрешить деятельность филиалов иностранных банков на территории России. На протяжении всего года Владимир Путин очень четко давал понять, что такая ситуация недопустима. Приход иностранных банков мог привести к краху российской финансовой системы, что рассматривается Кремлем как угроза экономической безопасности страны. Кроме того, не исключался и политический интерес: финансовые потоки филиалов иностранных банков труднее контролировать, а значит, по мнению Кремля, они могут стать источниками финансирования политической деятельности в России. На это не раз указывал Владимир Путин. В итоге данное требование было «разменяно» на допуск на территорию России филиалов иностранных страховых компаний.

Среди торговых требований со стороны США были открытие рынка авиастроительной техники, в первую очередь, самолетов и снятие ограничения на ввоз в страну американской курятины. К лету 2006 года большинство спорных вопросов удалось урегулировать. Оставалось лишь две проблемы: Россия настаивала на праве проверять на соответствие поставляемой из США продукции сельского хозяйства по российским стандартам, а США требовали жестче относиться к защите интеллектуальной собственности. Как заявил недавно министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, неотъемлемой частью двустороннего соглашения станут положения, касающиеся защиты интеллектуальной собственности и торговли высокотехнологичными товарами, а также применения мер в области ветеринарного и фитосанитарного контроля.

По «аграрному» вопросу Греф, в частности, заявил, что «обычная практика всех вновь присоединившихся стран - отмена квот, мы же получили право продлить квоты и после 2009 года». И пояснил, что согласно тексту соглашения, «в 2008 году Россия должна будет принять решение - продлевать ли квоты дальше», а если квоты решит продлить, то нужно будет провести переговоры по ним. При этом «правительство США взяло на себя обязательства гарантировать ветеринарную безопасность поставок этой продукции в соответствии с правилами международного эпизоотического бюро». Кроме того, после вступления России в ВТО в среднем на 3% снизятся пошлины на поставки сельхозпродукции (аналогичная ситуация и по таможенным ставкам на ввозимую промышленную продукцию; стороны договорились постепенно снижать пошлины и на авиатехнику).

По сведениям газеты «Коммерсант» из источников в администрации президента России, чиновникам из окружения Джорджа Буша и Владимира Путина удалось согласовать формулу политического решения проблемы. Немецкая Handelsblatt писала, что США пошли на уступки России, так как Запад вынужден признать, что сегодня ни одна проблема в мире, прежде всего вокруг Ирана и КНДР, не может быть решена без участия России. Не исключено, что, как и предполагалось ранее, политическая сделка связана с Ираном. Надо признать, что для Джорджа Буша саммит в Ханое был, в первую очередь, важен с точки зрения иранской и северокорейской проблем. Показательно, что за несколько дней до саммита в Ханое российский президент принял в Москве секретаря Совета национальной безопасности Ирана Лариджани. Возможно, во многом результаты этой встречи и легли в основу компромисса по ВТО. Судя по всему, в «политический» пакет входит и снятие санкций с российской компании «Сухой», о котором объявил Джордж Буш: они были введены в соответствии с «Актом о нераспространении в Иран и Сирию».

Подписание протокола по ВТО стало историческим событием, которое не только открывает России путь в эту организацию и связанные с этим возможности, но и позволяет оптимизировать отношения с США. Учитывая, что в основе компромисса лежит политическое соглашение двух лидеров, надо при этом и признать, что политическая победа Владимира Путина носит несколько ограниченный характер.

США сделали достаточно много для того, чтобы показать, что в отношении России есть гораздо больше сомнений по вопросу вступления в ВТО, чем с той же Украиной. После того как США одобрили вхождение в ВТО Украины, Москва была уверена, что к саммиту G8 ей точно удастся обо всем договориться. Тогда на саммит возлагались огромные надежды, и со стороны российских официальных лиц было много прогнозов, что протокол будет подписан. Однако буквально в последний момент стало известно, что разногласия остались, и США протокол не подпишут. К этому же времени уже было известно, что расторгнуть протокол с Россией намерена Грузия. Это было сильнейшим ударом для России, так как подписание документа о вступлении именно на саммите имело принципиальное значение. Россия председательствовала G8, и подписание протокола с США становилось в некотором роде свидетельством зрелости России, подтверждающим ее статус страны, достойной быть в числе мировых лидеров. Это было очень важно на фоне роста напряженности в отношениях России и Запада, участившихся обвинений России в том, что она недостойна возглавлять клуб развитых стран. Тогда президенты Владимир Путин и Джордж Буш договорились подписать протокол до 26 октября. 21 октября Владимир Путин на встрече с госсекретарем Кондолизой Райс, по данным газеты «Коммерсант», заявил, что может вообще приостановить вступление России в ВТО в случае отсутствия прогресса на переговорах с США. До последнего момента сохранялся риск срыва переговоров.

Тем не менее, было очевидно, что подписание протокола с высокой долей вероятности должно было состояться. Это было нужно не только России, но и США. Подписание протокола – это успех администрации Джорджа Буша, которой после победы на выборах в Конгресс Демократической партии успехи крайне необходимы. Более того, потепление отношений с Россией, которое последует за подписанием протокола, позволяет повысить эффективность американской политики и на других остроактуальных направлениях: иранском и северокорейском. Поэтому подписание документа – это не в последнюю очередь жест политической воли со стороны лично Джорджа Буша.

Однако подписание протокола хотя и значительно облегчает перспективу вступления в ВТО, все-таки не гарантирует этого. По прогнозам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия может вступить в ВТО к сентябрю 2007 года, министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа – к июлю 2007-го. Прогнозы не сильно отличаются друг от друга и предусматривают, что ситуация не преподнесет никаких форс-мажоров. Тем не менее, у России остается еще много потенциальных препятствий и противников, которые могут затянуть сроки вступления России в ВТО.

Во-первых, американские демократы, которые получили контроль над Конгрессом. Еще перед саммитом G8 группа сенаторов во главе с лидером демократов Гарри Рейдом выразила протест против готовящегося подписания протокола. Администрации Джорджа Буша теперь будет гораздо сложнее добиться отмены поправки Джексона-Вэника. Более того, существующая система вступления в ВТО не исключает выдвижения новых требований даже после подписания протокола. По словам представителя МЭРТ Максима Медведкова, учитывая победу на выборах в Конгресс США Демократической партии, которая относится к России гораздо более критично, в 2007 году у России могут возникнуть непредвиденные проблемы.

Во-вторых, Грузия и Молдавия угрожают воспрепятствовать вступлению России в ВТО. В начале прошедшей недели грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели заявил, что Тбилиси пустит Россию в ВТО без дополнительных условий. Как и в 2004, Грузия требует восстановления грузинской таможни на КПП у Рокского тоннеля и КПП Адлер-Леселидзе. Принятие этого требования будет означать восстановление таможенного контроля Грузии над Южной Осетией, на что Россия при нынешних условиях не решится. Однако, как заявил Герман Греф, требование Грузии не может помешать России вступить в ВТО.

Ситуация с Молдавией проще. Россия ввела ограничения на поставку молдавских товаров, прежде всего, вина, на свою территорию за отказ Владимира Воронина принять российский мирный план урегулирования приднестровской проблемы. Сейчас Молдавия демонстрирует готовность возобновить диалог с Кремлем, а значит, не будет спешить предпринимать дополнительные деструктивные шаги против Москвы. В-третьих, все еще сохраняется небольшой риск, что раньше России в ВТО вступит Украина. В этом случае Россия может столкнуться с проблемой проведения переговоров еще и с этой страной. Однако, скорее всего, Россия и Украина вступят в ВТО синхронно.

Проблема вступления в ВТО остается для России одной из первостепенных. При этом на фоне роста напряженности в отношениях России и Запада, а также недоверия к России как к торговому партнеру, проблемы при согласовании всех условий вступления лишь возрастали. На этом фоне нужен был политический толчок, решение, принятое лично Джорджем Бушем. Не случайно, что Владимир Путин убедил его встретиться в Москве во время дозаправки самолета: тем самым, Путин хотел получить гарантии, в том числе и публичные, подписания в Ханое протокола по ВТО. Можно прогнозировать, что это станет основой для ощутимого потепления в отношениях двух стран.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net