Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.11.2006 | Татьяна Становая
Лекарства от Зурабова
17 ноября Мосгорсуд выдал санкцию на арест директора Фонда обязательного медицинского страхования РФ Андрея Таранова. Генпрокуратура подозревает Таранова, трех его заместителей и еще нескольких высокопоставленных чиновников Фонда в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взятки. Это едва ли не самое крупное публичное коррупционное разоблачение, которое ударит, прежде всего, по министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову.
Как сообщает газета «Коммерсант», уголовное дело на чиновников Генпрокуратура возбудила на основании результатов проверки Счетной палатой. В Счетной палате газете сообщили, что группа аудиторов во главе с Валерием Гореглядом в течение нескольких недель проверяла документацию ФОМС за 2005 год и обнаружила «нарушения финансовой дисциплины». 8 сентября было возбуждено уголовное дело – сначала по 285-й статье УК («Нецелевое использование бюджетных средств»), затем к этой статье добавились 291-я («Дача взятки») и 290-я («Получение взятки организованной группой»).
Чиновники обвиняются в том, что госзаказы распределялись без конкурсов, а товары приобретались по завышенным ценам. Подозреваемыми по делу стали директор ФОМС Андрей Таранов и ряд других руководителей Фонда (по состоянию на пятницу на свободе остался лишь один из четырех заместителей главы ФОМС, да и то назначенный совсем недавно). 14 ноября были проведены обыски и выемки документов в центральном офисе ФОМС, а также в восьми его региональных отделениях.
Следственные действия прошли и в Росздравнадзоре, подведомственном Минздравсоцразвития.
Между тем следователи Генпрокуратуры провели обыски и в компаниях «Протек», «Биотэк» и «Аптека-холдинг», которые являются партнерами фонда по реализации государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО). Как заявил «Коммерсанту» источник в министерстве Зурабова, большую часть выделенных из госбюджета на ДЛО-2006 29,09 млрд рублей по итогам конкурса осваивает компания «Протек» (37%), «Биотэк» и СИА – по 20%, РОСТА – 12%, «Империя Фарма» – 3%, «Фармимэкс» – 3%, «Аптека-холдинг» – 1%. Участники рынка, пишет «Коммерсант», считают характерным то, что скандал вокруг программы ДЛО разгорелся накануне нового конкурса на право поставлять лекарства в 2007 году.
Арест высокопоставленных чиновников – это прямой удар по министру Михаилу Зурабову. Таранов являлся вместе с Зурабовым соучредителем крупнейшей страховой компании МАКС. Программа ДЛО разрабатывалась и принималась в ведомстве Зурабова в рамках подготовки скандального 122-го закона о монетизации льгот. Напомним, что в начале прошлого года этот закон вызвал стихийные акции протеста по всей России, а многие депутаты Госдумы, включая и часть «единороссов», потребовали отставки министров экономического блока и в первую очередь Михаила Зурабова.
Программа ДЛО предусматривала возможность получения бесплатных лекарств в рамках закона о монетизации льгот – для тех, кто отказался от денежных компенсаций в пользу соцпакета. Однако объем выделенных из федерального бюджета финансовых средств не соответствовал реальному спросу населения на льготные лекарства. В итоге правительству пришлось пересматривать перечень льготных лекарств в сторону включения туда более дешевых, а поликлиники получили указания снизить объемы выписки льготных лекарств.
Возникла и другая проблема: далеко не все граждане, выбравшие денежные компенсации, до конца понимали, что оказываются без льготного лекарственного обеспечения и как только это становилось очевидно, возникала социальная проблема. При том, что деньги выбрали около 40% льготников, закон не предусматривал возможности выбора различных вариантов социальных пакетов (например, монетизация льготы бесплатного проезда при сохранении льготы на лекарства). В итоге льготники столкнулись с проблемами приобретения желаемых лекарств. А те, кто монетизировал льготы, – с дороговизной препаратов.
Все это сопровождалось и публичными скандалами: Зурабова обвиняли в непрозрачности принимаемых решений и личной заинтересованности: ряд участников тендеров якобы имел тесные связи со страховой компанией «МАКС», контролируемой Зурабовым и занимающейся обязательным медицинским страхованием. Зурабова остро критиковали почти все региональные элиты, а также депутаты Госдумы. Президент Владимир Путин был вынужден постоянно напоминать министерству о лекарственных проблемах. В итоге программа ДЛО сейчас воспринимается как провальный.
Таким образом, недовольство Зурабовым, прежде всего, в региональных и политических элитах, очень сильно. Тем не менее, Зурабов сохраняет свой пост. Министр обладает репутацией трудоголика и очень эффективного менеджера (в этом смысле он чем-то похож на Чубайса). При этом, например, монетизация льгот разрабатывалась Дмитрием Козаком, МЭРТом и Минфином, а Зурабову пришлось исполнять весьма непопулярный закон. Зурабов был поставлен на заведомо «расстрельную» должность, и поэтому недовольство им всегда воспринималось Кремлем как должное.
Михаил Зурабов является чужим для «путинской команды». Фактически это чуть ли не последний столь высокопоставленный министр, который обязан своей карьерой еще Борису Ельцину и его окружению (прежде всего, Евгению Адамову, а затем и родственникам бывшего президента). Однако Зурабов достаточно хорошо прижился и в новых условиях: он никогда не занимался политикой, демонстрировал эффективность и брался за самые запущенные и расстрельные проекты: пенсионную реформу и монетизацию льгот. Поэтому он был удобен Кремлю. Сейчас же противники Зурабова могут воспользоваться и тем, что ДЛО «портит картинку» нацпроекта «Здоровье»: эта тема не раз поднималась губернаторами в очень острых тонах на заседаниях совета по реализации нацпроекта. Региональные власти апеллируют к президенту, который вынужден реагировать. От сбоев в этой системе может пострадать и репутация Дмитрия Медведева как куратора национальных проектов. Но главное – сбои в реализации программы актуализируют болевую точку в отношениях власти и общества, от чего страдает репутация Кремля.
Судя по всему, против Михаила Зурабова началась кампания. В нынешней элите у него нет «кремлевских покровителей», которые могли бы его отстоять. В то же время и «сажать» его тоже, скорее всего, не будут: Зурабов востребован до конца реформ. Однако все события вокруг ФОМС свидетельствуют, что началась активная борьба за фармацевтический рынок, который во многом был сделан столь привлекательным самим Зурабовым.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.