Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.12.2006 | Николай Пахомов
ОБСЕ: начало конца?
Примечательно, что в ведущих мировых, в особенности западных, СМИ завершившаяся в Брюсселе встреча министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ оказалась практически не отражена. Более того, несколько глав внешнеполитических ведомств, включая Кондолизу Райс, на это совещание не приехали вообще, сославшись на важные дела. Трудно придумать лучшие свидетельства глубокого кризиса, поразившего организацию, бывшую одним из важнейших дипломатических институтов времён «холодной войны». Если же попытаться проанализировать нынешнюю работу ОБСЕ подробнее, то и вовсе появляется мысль, что ради сохранения хорошей памяти о прошлых заслугах ОБСЕ было бы лучше и вовсе распустить…
Один из дипломатов после встречи в бельгийской столице пожаловался журналистам на то, что, хотя принятие каждого заявления ОБСЕ сопровождается сейчас многочасовыми спорами по поводу любой запятой (только бы никого не обидеть) как в старые добрые времена «холодной» войны, согласованные заявления почти никто не читает, а образчики дипломатического умения исписывать кипы бумаги, ничего при этом не сказав по сути, остаются без всякого внимания публики.
Поспорить же дипломатам стран-членов ОБСЕ было о чём. Прежде всего, так и не ясно, чем же Косово отличается от Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Если край свободолюбивых албанцев семимильными шагами движется к обретению признанной большинством международного сообщества независимости, то убедительного повода отказать в праве на самоопределение двум кавказским территориям и ПМР дипломаты придумать никак не могут.
Головной боли добавляет и Россия, которую в кулуарах нынешней встречи обвиняли в поддержке режимов, мятежных, с точки зрения официальных Кишинёва и Тбилиси. В ответ же российские представители во главе с министром Лавровым разумно спрашивали, какое решение может предложить ОБСЕ для замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Кстати сказать, миссии ОБСЕ работают и в Косово, и на Кавказе, и в Приднестровье с момента прекращения там боевых действий, но вот реальных успехов у этих представительств что-то не наблюдается.
Ещё одной интригой завершившейся встречи ОБСЕ стала попытка Казахстана стать председателем этой организации в 2009 году. Хотя в лицо казахским дипломатам вежливые европейцы и американцы отказать не решаются – нефтяные запасы республики всё-таки впечатляют, – но и соглашаться не торопятся. Понятно, что для амбициозного казахского руководства во главе с Назарбаевым такое председательство было бы очень приятно и символично с точки зрения повышения своей международной легитимности. Однако теперь, похоже, Астане надо будет подождать условий получения желанного председательства в почти не работающей организации, которые будут сформулированы Вашингтоном и Брюсселем.
Положение ОБСЕ сегодня действительно печально. С большим трудом можно сказать, какую же роль сейчас играет эта организация в мире. Правда, для России значение она всё-таки имеет: заблаговременно можно узнавать обвинения, которые западная общественность, а за ней, что иногда случается, и западные официальные лица выдвинут против официальной Москвы на других, более серьёзных переговорных площадках.
В целом же придумать задачи для ОБСЕ сегодня почти невозможно. Скажем, после нынешнего совещания в Брюсселе деклараций о целях ОБСЕ и путях их достижения было принято несколько. Вот только для решения почти всех этих задач существуют другие международные организации с возможностями куда серьёзней.
Трудно ожидать, что ОБСЕ, например, станет эффективным инструментом борьбы с международным терроризмом, который пока не по зубам ни НАТО, ни США, ни ООН, или в разы увеличит темпы международного экономического сотрудничества. Кто знает, может, к 2009 году, когда Казахстан планировал получить председательство в организации (если она к тому времени ещё будет существовать), сами казахские руководители и дипломаты такую роль на себя взять постесняются.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.