Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.12.2006 | Татьяна Становая

Шельф – новая ресурсная база энергетических госкомпаний

На прошедшей неделе «Газпром» официально подтвердил намерение приобрести 50-процентную долю в проекте «Сахалин-2». Это станет лишь первым шагом на пути мягкой «национализации» шельфа: контроль над шельфовыми месторождениями постепенно перейдет новой госкомпании, которая будет создана в ближайшее время с участием «Газпрома», «Роснефти» и «Зарубежнефти». Это событие фиксирует новые механизмы взаимодействия основных игроков на энергетическом рынке внутри России.

Ситуация вокруг «Сахалина-2» показывает, что начинается новый этап государственной энергетической политики, которая призвана увеличить ресурсную базу госкомпаний за счет принудительного перераспределения активов от иностранных или частных компаний. Это гармонирует с идеологией режима, который пытается «восстановить справедливость» после 90-х годов, когда очень привлекательные нефтегазовые месторождения достаточно легко доставались иностранцам. Новая государственная энергетическая политика, скорее всего, коснется всех крупных активов, начинаясь с «Сахалина-2» и заканчивая Ковыктинским месторождением, которое, скорее всего, в будущем году так или иначе перейдет под контроль «Газпрома».

«Сахалин-2» разрабатывается на условиях СРП. Оператор - Sakhalin Energy (55% - Royal Dutch Shell, 25% - Mitsui и 20% - Mitsubishi). Второй этап освоения проекта включает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. куб. метров газа, строительство нефтегазопровода с севера на юг острова, завода СПГ и терминала отгрузки нефти.Проблемы у оператора «Сахалин-2» начались летом этого года. Тогда министерство природных ресурсов РФ начало комплексную экологическую проверку компании Sakhalin Energy. В сентябре Юрий Трутнев подписал приказ, отменяющий решение министерства о положительной экологической экспертизе проекта. Это означало остановку работы на «Сахалине-2», продукция которого уже законтрактована на несколько лет вперед. Решение Минприроды вызвало резкую реакцию со стороны Японии, озабоченность со стороны Великобритании, Голландии, чьи компании участвуют в разработке месторождений, а также Госдепа США. Вскоре российские официальные лица, среди которых были помощник президента Игорь Шувалов и представители Счетной палаты, назвали механизм СРП противоречащим национальным интересам страны, тем самым, пригрозив иностранным компаниям сворачиванием их деятельности на шельфе.

Конфликт вокруг «Сахалина-2» имеет в основе своей экономические интересы «Газпрома». «Газпром» рассчитывает на вхождение в проект и получение там блокирующего пакета. 7 июля 2005 года главы «Газпрома» Алексей Миллер и Shell Йерун ван дер Веер подписали меморандум об обмене доли Shell в 25% плюс одна акция в проекте «Сахалин-2» на 50% в предприятии «Заполярное – неокомские залежи». Через неделю Shell объявила об увеличении затрат на второй этап проекта с 12 млрд. долларов до 20 млрд. После этого «Газпром» приостановил переговоры об обмене, считая, что теперь Shell должна компенсировать разницу в стоимости активов.

Для «Газпрома» получение контроля над «Сахалином-2» является одной из наиболее приоритетных задач. Во-первых, газовой монополии необходимо наращивать ресурсную базу. Во-вторых, «Сахалин-2» дает возможность развития на рынке сжиженного природного газа, который можно поставлять в страны АТР, а также США. При этом состояние проекта - наиболее «продвинутое» по сравнению со всеми другими, предусматривающими производство СПГ. Наконец, в-третьих, Россия была вынуждена приостановить переговоры с иностранными инвесторами по Штокману – проект, который при инерционном развитии ситуации еще не скоро сможет стать действующим в необходимых объемах. Напомним, что в сентябре Владимир Путин заявил, что Штокмановское месторождение будет принадлежать полностью «Газпрому», так как иностранные инвесторы не смогли предложить достойных активов в обмен на вхождение в долю. Это означало только то, что проект будет заморожен, так как Россия не имеет ни технологических, ни кадровых возможностей для самостоятельной разработки месторождения и производства СПГ. Альтернативой запрету на доступ иностранных компаний к Штокману мог стать возврат к переговорам с иностранцами, то есть пересмотр кремлевского решения, что, судя по всему, сейчас всерьез рассматривается в Кремле.

В любом случае ставки в стремлении «Газпрома» освоить шельф за последнее время значительно выросли. Стратегия превращения Россия в энергетическую сверхдержаву при трудностях ее реализации требовала поиска дополнительных резервов. При этом в Кремле давно считали несправедливой систему СРП, однако предпочли более мягкий вариант его пересмотра вместо полной отмены. Это позволяло сохранить участие иностранных инвесторов в проекте, а значит, и доступ «Газпрома» к технологиям и кадрам.

Поэтому все события вокруг шельфа с сентября этого года, по сути, были связаны с пересмотром условий разработки месторождений и вхождением «Газпрома» в «Сахалин-2», причем цену этого вхождения газовый монополист старается максимально снизить. Очевидно, что иностранные компании, владеющие компанией-оператором проекта, были вынуждены идти навстречу «Газпрому», стремясь сохранить в нем хотя бы какую-нибудь долю.

В том, что «Газпрому» удастся получить принципиальное согласие иностранных инвесторов на увеличение его доли, сомнений почти не было. 8 декабря в «Газпроме» состоялась рабочая встреча председателя правления Алексея Миллера и главного исполнительного директора концерна Shell Йеруна Ван дер Веера. На ней, по данным Reuters, Shell дала принципиальное согласие на передачу контроля над проектом «Сахалин-2» «Газпрому». Shell согласилась оставить за собой блокирующий пакет акций, два японских акционера проекта - Mitsui & Co. и Mitsubishi - сократят свои доли на 10% каждая до 15% и 10% соответственно. Тем самым, «Газпром» получит контрольный пакет.

Теперь главная интрига состоит в том, за сколько «Газпром» купить доли, учитывая, что сейчас компания не располагает соответствующими свободными финансовыми средствами. Как заявил Сергей Куприянов, оценка будет производиться с учетом экологических претензий к проекту со стороны российских ведомств. В интервью Financial Times замглавы Росприроднадзора Олег Митволь сообщил, что намерен «проталкивать судебный иск против англо-голландского нефтяного концерна Royal Dutch Shell о выплате ущерба вплоть до $30 млрд». По его словам, согласно предварительной экспертной оценке, восстановление экосистемы Сахалина потребует затрат на сумму около 10 млрд. долларов. «Мы будем требовать трехкратную сумму (ущерба) плюс компенсацию оплаты услуг юристов», – сказал он. Таким образом, стоимость активов может быть сведена до допустимого для «Газпрома» минимума. Вероятность оплаты этих активов деньгами подтвердил и председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. «Обмен активами - это не самоцель, если платить деньгами окажется дешевле, чем обмениваться активами, нужно платить деньгами», - сказал он. По словам Медведева, переговоры продвигаются быстро, и сделка может быть заключена в ближайшее время. По разным оценкам, размер дисконта составит около 30-40% от рыночной стоимости контрольного пакета (около 9-11 млрд. долларов).

Проблема свободных средств остается сейчас очень острой для «Газпрома». По данным экспертов, компания не может заплатить даже минимальную стоимость - 2-3 млрд. долларов. В то же время и проблем с заемными средствами у компании быть не должно, даже несмотря на задолженность по итогам прошлого года в размере 30 млрд. долларов. Один из собеседников «Ведомостей», представляющий «Газпром», назвал предложенную Shell цену «слишком высокой» и выразил уверенность, что российская компания будет «жестко торговаться». Не исключено, что «Газпром» добьется наиболее удобного для себя варианта: расплата за счет прибыли от продажи ресурсов с месторождения «Сахалин-2».

Итак, события вокруг проекта «Сахалин-2» продемонстрировали, что Россия предлагает иностранным инвесторам новый механизм сотрудничества. От схемы «обмена активами» постепенно отказываются, на смену ей приходит новая модель. «Газпром» принудительно расширяет свою ресурсную базу за счет активов иностранных компаний, а в перспективе и частных российских (например, Ковыкта). В то же время иностранные инвесторы остаются работать на месторождениях, однако вынуждены «платить» за это передачей с дисконтом контроля над проектом «Газпрому». «Газпром» одновременно решает свои задачи по получению технологий разработки шельфовых месторождений и производства СПГ, а значит, расширяет свою ресурсную базу. Наконец, у государства в этих условиях появляется возможность выстроить системы освоения недр на более «справедливых» основаниях, пересмотрев достаточно ущербную ситуацию, созданную в 90-е годы.

Примечательно, что перераспределение контроля над шельфом происходит без громких скандалов, и иностранные инвесторы принимают навязанные им условия. Это объяснимо. Во-первых, уход из России означал бы для них невозврат уже сделанных вложений. Во-вторых, даже в качестве миноритариев иностранные компанию получают возможность продолжать работу с выгодой для себя, с учетом ставки России на развитие энергетики, а также благоприятной мировой конъюнктуры. В-третьих, они понимают, что работа вместе с «Газпромом» даст хотя бы какие-то гарантии дальнейшей спокойной деятельности. Заметим, что, например, в Боливии, где недавно также была произведена национализация газовой отрасли, лишь один иностранный инвестор ушел из страны.

Ситуация вокруг «Сахалина-2» - лишь первый шаг на пути перераспределения собственности на шельфе. 9 декабря на закрытом совещании Совета безопасности РФ при участии силовиков обсуждалась перспектива «освоения» шельфа с возможным созданием единой госкомпании. Как пишет «Коммерсант», Кремль готов отказаться от СРП и может получить контроль над активами за счет создания компании с участием «Газпрома», «Роснефи» и «Зарубежнефти». Источники «Коммерсанта» уточнили, что доклады к Совбезу готовили министр природных ресурсов Юрий Трутнев и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По данным Минприроды, извлекаемые ресурсы российского шельфа превышают 100 млрд. тонн условного топлива. И в 2020-2030 годах именно они станут новой ресурсной базой добычи углеводородов в России. Главной темой стало обсуждение возможностей государства по консолидации собственных сил для освоения этого богатства.

Новая компания может заниматься не только сахалинским шельфом, но и арктическим – Штокманом и Приразломным месторождением. В этом случае иностранным инвесторам будет гораздо труднее торговаться за участие в проектах. Более того, минимизируется и конкуренция на шельфе между госкомпаниями, что еще более усиливает российское государство в его давлении на иностранные компании. Не случайно «Газпром» и «Роснефть» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Логично участие в единой компании и «Зарубежнефти». Напомним, что еще в 2004 году, когда активно обсуждался проект поглощения «Газпромом» «Роснефти», в качестве еще одного участника фигурировала «Зарубежнефть». Причем если «Роснефть» не горела желанием сливаться с «Газпромом», то «Зарубежнефть» как раз заметно спешила с присоединением к концерну. Тогда даже появились слухи о том, что «нефтяное подразделение» «Газпрома» возглавит именно глава «Зарубежнефти» Николай Токарев. Генерал ФСБ, Токарев ранее работал вместе с Владимиром Путиным в управлении делами президента, а летом 1999 года стал вице-президентом «Транснефти», где проработал до осени следующего года. В это же время Алексей Миллер был гендиректором АО «БТС», которое реализовывало наиболее значимый на тот момент проект «Транснефти» - строительство Балтийской трубопроводной системы. С 2000 года Токарев возглавляет «Зарубежнефть». Очевидно, что хорошо знакомый и с Путиным, и с Миллером выходец из ФСБ вполне может стать кандидатом на пост главы большой государственной энергетической компании.

Кремль не допускает конкуренции между «своими» за освоение шельфа. Запасы и возможности освоения шельфа становятся вопросом государственной стратегии, строящейся на максимально эффективном использовании природных ресурсов России. Эта задача наиболее продуктивно решается именно «сообща», что позволяет, помимо прочего, поставить политику единой госкомпании, которая может быть создана, в зависимость от интересов государства, не связанных с собственно энергетической сферой. Заметим, что «Газпром» при возникновении противоречий между государственными и корпоративными интересами приоритет отдавал первым, даже если это было крайне невыгодно «Газпрому» как корпорации.Впрочем, ощутимые экономические «дивиденды», которые получает российское государство, оказываются «подпорчены» продолжающимся ухудшением репутации страны в мире.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net