Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.03.2005 | Татьяна Становая
СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ НДС
Вчера на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству случилась напряженная дискуссия о путях снижения налогового бремени. Председатель правительства РФ Михаила Фрадков попытался найти у бизнесменов поддержку своей идеи снижения НДС до 13%. Однако бизнесмены, воспользовавшись противостоянием Фрадкова по этому вопросу с правительственными либералами Алексеем Кудриным и Германом Грефом, стали наперебой предлагать свои варианты снижения налогов. При этом однозначную поддержку Фрадков так и не получил, а часть бизнеса продемонстрировала готовность поддержать министра финансов, придерживающегося умеренной позиции в вопросе снижения налогового бремени.
"Битва за НДС" началась в правительстве еще в конце прошлого года. Председатель правительства, пытаясь взять в свои руки инициативу в проведении экономической политики, предложил эту, казалось бы, весьма привлекательную для бизнес-сообщества меру, рассчитывая на его поддержку. Решительный налоговый реформизм Фрадкова, как представляется, был вызван не столько либеральными воззрениями премьера, сколько соображениями аппаратной борьбы против министров экономического блока Алексея Кудрина и Германа Грефа. Создание специальной комиссии, которая утверждала бы бюджетные параметры и среднесрочные показатели на три ближайших года, означало бы закрепление Фрадкова в качестве фигуры, имеющей решающее влияние на формирование экономической политики. Министры финансов и экономического развития при этом оказываются в рамках комиссии приравненными к чиновникам аппарата правительства и лишенными права предлагать окончательные решения в области экономической стратегии правительства.
Неудивительно, что по вопросу об НДС между председателем правительства и министрами экономического блока началась настоящая война. Министр финансов Алексей Кудрин в своем споре с Фрадковым запасся весьма убедительными аргументами. Так, недавно он заявил, что снижение НДС до 13% приведет к дефициту бюджета, а размер выпадающих доходов может составить 360 млрд. руб. Предупреждение о возможном возникновении бюджетного дефицита - весьма сильный шаг министра, учитывая, что финансовую стабильность называют одним из главных достижений нынешнего президента. Ответ Фрадкова не заставил себя ждать - он пошел к бизнесу, который по определению должен быть заинтересован в снижении налоговых ставок.
Пошел к бизнесу и Кудрин.
Вчера на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству они наперебой начала предлагать бизнесменам альтернативные пути налогового облегчения их деятельности. Фрадков, естественно, настаивал на снижении НДС до 13%, в очередной раз заявив, что считает возможным расходовать средства Стабилизационного фонда свыше базового объема в 500 млрд. руб. на покрытие выпадающих доходов в результате снижения НДС. Глава правительства сообщил, что доля НДС в налоговых платежах машиностроения и металлообработки составляет 42,1%, в транспорте - 38,7%, электроэнергетике - 51,2%, в топливной промышленности - 17,2%, черной металлургии - 3%. "Эта информация для размышления", - отметил Фрадков, давая бизнесу понять, что он "на их стороне". В защиту позиции премьера выступил инициатор идеи снижения НДС Михаил Копейкин. По его словам, потери бюджета в случае ее реализации составят не 360 млрд. руб., как говорил Кудрин, а всего 100-150 млрд. руб. И это будет оправданной жертвой, так как снижение НДС подтолкнет рост ВВП минимум на 0,5%, что в свою очередь это увеличит налогооблагаемую базу.
Что касается Кудрина, то инициативы Фрадкова вынуждают его делать бизнесу контрпредложения. По словам министра финансов, первоочередной задачей сегодня является совершенствование налогового администрирования, стимулирование бизнес инвестициями, применение возврата НДС при экспорте и капитальных вложениях. Министра финансов вчера поддержал и Герман Греф, который предположил поправить Налоговый кодекс, более четко прописав там нормы, регулирующие проведение налоговых проверок.
Сам бизнес, видимо, почувствовал себя, наконец, востребованным властью и тут же начал предлагать свои варианты. Самый развернутый план налоговых новаций предложил председатель Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. Он призвал ввести дифференцированную ставку налога с физических лиц, получающих крупные и сверхкрупные доходы. "Среди наших предложений в налоговой сфере есть существенное снижение ставки ЕСН, на уровне 18%, но с учетом реального состояния бюджета Пенсионного фонда, который от этого пострадает, необходимо ввести дифференцированную ставку налога с физических лиц, получающих крупные и сверхкрупные доходы", - заявил Примаков. "Наше предложение - 20%", - подчеркнул Примаков. Он также сообщил, что ТПП выступает за льготы по налогообложению прибыли, получаемой предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, и прибыли банков, полученной от кредитования стартовых инновационных предприятий. Примаков высказался и за освобождение от таможенных сборов ввозимое импортное оборудование, аналогов которому нет в России. В то же время ТПП поддерживает предложения по улучшению налогового администрирования, касающиеся сокращения числа контрольно-надзорных органов. Наконец, Примаков одобрил идею председателя правительства об использовании средств стабилизационного фонда для финансирования выпадающих расходов в результате снижения налогов. По его словам, накапливать средства в стабфонде "сверх всякой необходимости бессмысленно", так же как и расходовать их только на выплату внешних долгов.
РСПП в лице Александра Шохина и Олега Киселева поддержал министра финансов в вопросе сохранения нынешней ставки НДС. Так, по словам председателя координационного совета предпринимательских союзов России, бизнес-сообщество считает целесообразным приступить к снижению НДС лишь с 2007 г. При этом Шохин особо подчеркнул, что бизнес-организации отстаивают не столько снижение НДС, сколько механизмы нейтрализации этого налога, а также упорядочивание взимания налога на прибыль. В совокупности эти меры могут стоить бюджету 1% ВВП (225 млрд. руб.). Олег Киселев также посчитал снижение НДС в будущем году преждевременным, по его мнению, кардинальное улучшение администрирования НДС важнее и эффективнее снижения его ставки.
С крупным бизнесом не согласились представители малого и среднего, подыграв тем самым Михаилу Фрадкову. Президент "Опоры России" Сергей Борисов признался, что многие члены его организации предлагают уменьшить НДС вообще до 10%. Борис Титов, сопредседатель "Деловой России", высказался в том же духе: "Снижение НДС полезно и нужно!". Неожиданно против своих коллег из РСПП высказался и глава "Базового элемента" Олег Дерипаска. Обращаясь к Александру Шохину, он заявил: "Почему, Александр Николаевич, вы утверждаете, что бизнес против снижения НДС? Вам что, организовать телеграммы с мест? Тринадцать, конечно, плохая цифра, но если изменить цифру, то ни один налоговый инспектор против нее не пойдет!"
На самом деле раскол бизнес-сообщества вполне логичен. Для крупного бизнеса упрощение налогового администрирования является в большей степени даже политическим вопросом: именно налоговые претензии оказались самым дееспособным инструментом отъема собственности. Что же касается снижения налогов, то крупный бизнес может себе позволить применять "дорогие" схемы ухода от налогов (использование оффшоров), чего не в состоянии себе позволить малый бизнес. Для последнего, привыкшего к частым и, как правило, коррупционным налоговым проверкам, гораздо привлекательней снижение налоговых ставок.
Однако все эти идеологические споры вряд ли имеют самостоятельное значение. Совет по конкурентоспособности используется конфликтующими сторонами в правительстве для повышения веса своих аргументов. По итогам дискуссии Фрадков сделал показательное заявление: "Несмотря на сопротивление, я убедился в том, что ставку (НДС) надо снижать". Таким образом, чего хочет бизнес, не так важно. Гораздо важнее, как его позицию можно использовать в аппаратной борьбе внутри кабинета министров.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.