Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.12.2006 | Валерий Выжутович
Почетное пленение
В ближайшие дни Совет Федерации намерен рассмотреть закон о переезде Конституционного суда в Санкт-Петербург. И - заблокировать его. Глава верхней палаты Сергей Миронов в конце прошлой недели пообещал: «Если в таком варианте закон поступит в Совет Федерации, мы будем его отклонять».
Конституционные судьи, мягко скажем, не радовались грядущему переселению в петербургские кабинеты. Но публичных выступлений по этому поводу себе не позволяли. В течение всего года из кулуаров КС доносился лишь глухой ропот. А председатель суда Валерий Зорькин, используя все приемы аппаратной дипломатии, вел переговоры с руководством президентской администрации, пытаясь хотя бы смягчить «приговор», вынесенный служителям конституционной Фемиды. И это ему удалось. Во втором чтении законопроекта был зафиксирован компромисс: местом постоянного пребывания суда станет северная столица, но «КС может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым». И еще: в Москве будет создано представительство Конституционного суда. Но через несколько дней депутаты вдруг вернулись к законопроекту и внесли в него две поправки совершенно противоположного содержания. Одной из них отменялось право КС проводить выездные заседания. Другая устанавливала: в Москве будет работать не представительство Конституционного суда, а представительство его аппарата.
Найти рациональное обоснование этим поправкам депутаты не потрудились. И правильно сделали. Потому что это был бы напрасный труд. Первое: правом проводить выездные заседания у нас обладает любой суд, даже районный. Почему же КС не может по мере собственной надобности отправляться в свободное плавание и обязан быть постоянно причаленным к гранитным берегам Невы? И второе: к чему приведет отделение Конституционного суда от его аппарата? Судьи не могут существовать в кабинетном вакууме. Кто-то должен готовить им документы, выносить экспертные заключения, принимать и регистрировать бумаги, работать с почтой. Отделить судей от аппарата - все равно что отделить голову от системы кровоснабжения, пищеварительного тракта и т.п.
Но не стоит опротестовывать этот законодательный вердикт в таких скучных «инстанциях», как здравый смысл, целесообразность. Принятое депутами решение лежит в сфере возвышенного. Как заявил председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин: «Быть плененным в таком великом городе, как Санкт-Петербург, да еще в зданиях Сената и Синода - это очень почетное пленение».
Что ж, Сенат и Синод не Петропавловская крепость. Оказаться в служебном заточении под сводами шедевра России не самое страшное наказание. Но скоропалительным выходом из достигнутых договоренностей депутаты унизили судей. Пренебрегли их правом как субъектов законодательной инициативы быть хотя бы осведомленными о том, что «легенда меняется». Оскорбленные этаким вероломством, судьи направили письмо президенту и обеим палатам парламента: «Тот способ работы над законопроектом, касающимся изменения местопребывания Конституционного суда РФ, который был избран законодателями, нельзя оценить иначе как подрывающий независимость и престиж одного из высших конституционных органов госвласти».
Теперь Совет Федерации вернет законопроект на новое рассмотрение, два важных для судей параграфа в нем будут наверняка восстановлены - и что? Передислокация Конституционного суда наконец-то наполнится смыслом?
Инициаторы ссылки КС в Санкт-Петербург ставят вопрос глобально. Туда же, считают они, надо бы вскоре переместить и другие госучреждения - Верховный и Высший арбитражный суды, Центробанк, некоторые министерства. Тем самым, говорят, мы разгрузим Москву, а освободившиеся в столице здания можно будет выгодно продать частным компаниям. Что ж, децентрализация чиновничьей бюрократии, расплодившейся в Москве, может, и впрямь необходима. Но что касается конституционных судей… Они - не чиновничья бюрократия. Скорее - защитники граждан от чиновничьей бюрократии. А граждане эти в силу своей ментальности, случись что, только на Москву и уповают. Именно в Москву спокон веку шли челобитчики, искатели справедливости. К тому же с Дальнего Востока до Питера труднее добраться, чем до Москвы.
Да, в некоторых странах (например, в Германии, Чехии) Конституционный суд находится не в столице. И не только в Европе такие примеры имеются. Скажем, Верховный суд Соединенных Штатов Америки исполняет функции конституционного контроля за судопроизводством и располагается в здании Нью-Йоркской торговой биржи. Но никто там не ставит вопрос о переезде. Никто не ломает порядок, сложившийся исторически.
И еще. Здания Сената и Синода находятся под охраной ЮНЕСКО. Во что превратится пространство архитектурной классики, если начинить его офисной техникой?
Может, находясь в Санкт-Петербурге, КС будет менее подвержен давлению? Смешно. Будь независимость отечественной Фемиды прямо пропорциональна удаленности от Москвы, «басманное правосудие» оставалось бы отличительной практикой в одном из столичных муниципальных округов, а не стало бы символом всей российской судебной системы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.