Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.12.2006 | Николай Пахомов
Эпоха нестабильности
После завершения «холодной» войны, бывшей идеологическим противостоянием между Москвой и Вашингтоном, которым удалось выстроить глобальные альянсы союзных государств, почти все эксперты заявляли, что международные отношения отныне неизбежно станут более спокойными, предсказуемыми и мирными. Однако этого не произошло. Конечно, нельзя сказать, что человечество сегодня может погибнуть за считанные минуты, как это было на завершающем этапе «холодной» войны. При этом число проблем в мировой политике не уменьшается, а жизнь людей в разных регионах планеты не становится более безопасной. В этом убедил и уходящий год.
На первый взгляд, мест на Земле, где идут полномасштабные войны не так много. Сразу здесь вспоминаются Ирак и Афганистан. С другой стороны, масштаб царящего в этих двух странах насилия, глубина кризиса и безнадёжность любых попыток урегулирования приводят к тому, что конфликты эти оказывают общее негативное влияние на всю систему международных отношений. Если война в Ираке не утихает с 2003-го года, то боевые действия в Афганистане в уходящем году стали куда более активным, а эксперты с уверенностью говорят, что в следующем году убивать там будут ещё больше, а талибы станут ещё сильнее.
Впрочем, хватает и потенциальных источников напряжённости: из-за северокорейских или иранских ядерных амбиций войн, к счастью, пока не ведётся, но это не делает проблемы, вызванные такими амбициями менее опасными для человечества. В 2006-ом и в этой категории международных проблем наметились изменения к худшему – иранцы усердно опровергают, что их атомная программа носит военный характер, Пхеньян же, напротив, не без гордости провёл в этом году испытания собственной ядерной бомбы.
Любопытно, но, несмотря на знаменитое предсказание Хантингтона, полномасштабной войны между цивилизациями пока так и не случилось. Конечно, исламский фундаментализм организует сегодня террористические атаки против Запада, а некоторые действия развитых западных государств вызывают всплески негодования мусульман всего мира. Но инциденты эти в единую цепь фронтов планетарной войны так и не складываются, да и другие цивилизации и религии, конфликтуя из-за своего различного характера, войн друг с другом не ведут.
Впрочем, угроза того, что предсказание Хантингтона сбудется, в большем масштабе по-прежнему существует. С этой точки зрения главным источником напряжённости продолжает оставаться Ближний Восток, где в минувшем году в ещё большем кризисе оказалась Палестинская автономия, расколотая борьбой ФАТАХ и ХАМАС, а применительно к Ливану специалисты всё чаще стали говорить о возможности религиозной войны всех против всех, куда вновь, как и во время гражданской войны 70-80-ых годов прошлого века, может оказаться вовлечён широкий круг участников.
Прошедший год добавил аргументов сторонникам идеи, что мировая политика нового столетия будет определяться не военно-политическими или идеологическими, а экономическими соображениями. Пока к наиболее кровавым последствиям такая борьба за ресурсы привела в Африке, если не брать во внимание войну в Ираке, по поводу которой мнения специалистов всё-таки расходятся.
В планетарном масштабе путей развития ситуации может быть два: либо народы, в первую очередь, ведущие мировые державы ещё ожесточённее столкнуться в борьбе за ограниченные природные ресурсы, либо человечество наконец-то поймёт, что именно дефицитность этих богатств делает их разработку и использование всеобщим делом. Пока первый вариант представляется более вероятным и катастрофическим по своим последствиям, однако у людей на протяжении их истории всё-таки получалось избегать глобальных катастроф. До тех же пор пока универсального консенсуса в этом вопросе не сложится, ни одна из держав не сможет в одиночку определять развитие международных отношений, которые будут оставаться такими же нестабильными, как это было в уходящем году.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.