Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.01.2007 | Татьяна Становая
Нефть в обмен на суверенитет
Газовое противостояние, как и предполагалось, не завершило политическое противостояние России и Белоруссии, дав начало новому витку конфликта, который продолжился в форме «нефтяного кризиса». Россия не торопится с отменой таможенных пошлин на экспорт нефти в Белоруссию, а Белоруссия в ответ ввела беспрецедентную в мировой практике пошлину на транзит нефти. Европейские потребители уже стали ощущать недопоставки черного золота, ЕС выражает серьезную озабоченность этим фактом. Сегодня в Москве должны пройти официальные переговоры российской и белорусской сторон.
Напомним, что проблемы в двусторонних отношениях обострились после президентских выборов в Белоруссии весной прошлого года. Кремль, оказав политическую поддержку Лукашенко при весьма спорном с точки зрения Запада переизбрании, перешел затем в наступление на Минск. Москвой ставился сразу ряд задач. Во-первых, получить контроль над «Белтрансгазом», который давно должен был обеспечить Лукашенко, получающий газ по льготным ценам. Во-вторых, создать условия для более эффективного продвижения интеграционных процессов (прежде всего, речь идет о введении единой валюты). А так как Лукашенко не собирался идти навстречу ни по первому, ни по второму пункту, было принято решений действовать жестко. Цена на газ для белорусов была поднята: предполагалось, что часть цены Белоруссия будет оплачивать деньгами, часть – акциями «Белтрансгаза». Когда акции «кончатся», в качестве оплаты можно будет рассматривать уступки Лукашенко в отношении интеграционных проектов, которые предлагает Россия. В любом случае речь шла о том, что Минск не станет полностью платить деньгам за газ, а значит, рыночную стоимость придется оплачивать чем-то еще, прежде всего, политическими уступками.
Вопреки ожиданиям, Минск предпочел «поднапрячься» и платить все 100% деньгами. Это был выбор не в пользу Москвы. Кремль, с одной стороны, получит «Белтрансгаз», но, с другой стороны, будет вынужден идти на новое противостояние, поднимая цену на газ до тех пор, пока Минск не откажется всю стоимость платить деньгами. В принципе нынешняя цена в 100 долларов за тыс. куб.м уже на грани возможного для белорусского бюджета.
В общем, разрешение газовой проблемы не привело к разрешению политической. А это значит, что требовались новые поводы для противостояния. Москва сразу после подписания контрактов на 2007 год не стала торопиться с отменой пошлины на экспорт нефти в Белоруссию.
Напомним, что с 1 декабря экспортная пошлина на российскую нефть установлена в 180 долларов за тонну, то есть в среднем один баррель российской нефти, поставляемой в Белоруссию, подорожает на 25 долларов. Свое решение российская сторона объясняет тем, что Белоруссия расторгла межправительственное соглашение, по которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должна быть зачислена в российский бюджет, и лишь 15% - в бюджет Белоруссии. По мнению российской стороны, Минск фактически присваивает себе значительную часть доходов от реэкспорта российской нефти, которая поступает в Белоруссию без пошлины и продается за рубеж по мировым ценам. Подобное различие в правилах, по словам министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, превратило Белоруссию в своеобразную налоговую гавань. «Как только отклонение от этого режима пошло, все компании, расталкивая друг друга локтями, устремились в этот оффшор, чтобы избежать избыточного налогообложения в России», - говорил Христенко на пресс-конференции.
Белоруссия в итоге отказалась от закупок российской нефти вовсе. Как заявил 31 декабря премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, «мы не в состоянии платить более 400 долларов, и наши партнеры в России с пониманием относятся к этому. Нам предложили раздел пошлин на нефть 50 на 50, мы завизировали это предложение и передали в российское правительство, в понедельник «встретимся и обсудим их», сообщил Сидорский.
Предполагалось, что сразу после урегулирования газовой проблемы Россия отменит экспортную пошлину. 1 января в Москве в ходе неформальной рабочей встречи премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского с Михаилом Фрадковым глава российского правительства, со слов первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, «пообещал в первые же дни после окончания в России рождественских каникул возобновить работу по этой проблеме, все посчитать и эту проблему решить». Однако уже 2 января белорусские чиновники начали впадать в панику. Первый вице-премьер Владимир Семашко на специальной пресс-конференции заявил, что белорусские НПЗ без российской нефти смогут проработать еще две недели – это критический срок. «Мы говорили еще до нового года, что это приведет к остановке заводов — экономику не обманешь. Но нам постоянно давали сигналы (в том числе такие сигналы шли от премьер-министра Российской Федерации), что газовая проблема — это ключ к разрешению всех других проблем, вплоть до сахарной», — сказал первый вице-премьер. Он добавил, что если вопрос не будет решен, экономика встанет: «Кто будет вести такой бизнес? За месяц-два работы в таком режиме распотрошишь всю экономику предприятия и окажешься банкротом». При этом В.Семашко заметил, что Мозырский НПЗ на 42,6% принадлежит российскому НГК «Славнефть».
3 января Белоруссия ввела беспрецедентную пошлину на транзит нефти. Как заявил Александр Лукашенко, «мы перед Россией чисты на сто процентов. Мы сделали все, что от нас хотели и сегодня настало время потребовать выполнения ими своих обещаний». «Если этого не будет, мы вправе иметь полную свободу действий. Я имею ввиду постановку вопроса о транзите российской нефти через Белоруссию, об оплате этого транзита, об оплате за землю, которая используется под газовые и нефтяные трубы, а также о собственности России здесь», - отметил он. Сразу же было объявлено о введении пошлины на транзит в размере 45 долларов за тонну – именно столько составило повышение пошлины на нефть со стороны России. Лукашенко также поручил своему правительству, чтобы в первом квартале России были направлены предложения «об оплате всего того, что они получают в Белоруссии бесплатно, начиная с военных объектов и транзита». Лукашенко подчеркнул, что он «далек от того, чтобы нагнетать обстановку». «Но, если они, захлебываясь от нефтедолларов и от прочих поступлений валюты, решили на Белоруссии отыграться и поставили нас в условие работы даже хуже, чем в Германии и других европейских странах, так давайте попросим такую богатую Россию заплатить нам за предоставляемые ей услуги», - сказал президент.
После этого, между двумя странами начался новый виток напряженности, на этот раз в виде «нефтяной войны». Заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов заявил, что «этой пошлины в принципе не может быть: и в силу ее экономической природы, и в силу способа ее введения, и в силу двусторонних договоренностей». Белоруссия в свою очередь попыталась сыграть против главы «Транснефти» Семена Вайнштока. Белорусская таможня составила протокол об административном правонарушении в отношении него в связи с транспортировкой российской нефти и заявила, что ему направлена телеграмма о месте и времени рассмотрения этого дела в суде (суд вскоре был отменен). В итоге Белоруссия начала отбирать нефть, поставляемую для европейских потребителей, вследствие чего Россия была вынуждена и вовсе прекратить экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба».
Ограничения в нефтепоставках уже коснулись Германии, Польши, Словакии, Венгрии. Пока в адрес России не звучат обвинения, однако озабоченность европейцев зависимостью от восточного соседа многократно усилится, вместе с сомнением в надежности нашей страны как поставщика энергоресурсов. Россия рассчитывает на то, что увеличить транзит нефти удастся через Украину: соответствующие договоренности уже достигнуты. «Мы связались с российскими и белорусскими властями и потребовали немедленного и подробного объяснения этого перебоя», - сказал пресс-секретарь комиссара ЕС по энергетике Андриса Пибалгса на пресс-конференции. Он сообщил, что нормальным поставкам нефти в ЕС сейчас ничто не угрожает, но Комиссия примет превентивные меры. «Сейчас нет причины бить тревогу, но мы собираемся принять все необходимые меры - на всякий случай», - сказал пресс-секретарь Ферран Тарраделлас Эспуни.
Именно сегодня должны состояться ключевые российско-белорусские переговоры по теме нефтяного транзита. В Москву вылетел вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков. Как говорится в сообщении белорусского посольства в России, целью визита Кобякова в Москву является «урегулирование на основе переговоров взаимных претензий относительно введения российской стороной в одностороннем порядке и в нарушение ряда белорусско-российских соглашений и договоров вывозной таможенной пошлины на нефть, поставляемую в республику Беларусь, а также белорусской пошлины на нефть», перемещаемую через территорию Белоруссии. Накануне вечером в Москву также прибыла белорусская делегация во главе с первым заместителем министра экономики Владимиром Найдуновым.
Ситуация вокруг двусторонних отношений России и Белоруссии показывает, что Лукашенко готов оказывать самое ожесточенное сопротивление попыткам России «задушить Минск в своих объятьях». В то же время и Кремль готов идти до конца, рискуя даже своей энергостратегией, в основе которой лежит репутация надежного поставщика энергоресурсов. Конечная цель - показать Минску, что без России обеспечивать безоблачное правление на территории Белоруссии невозможно, и рано или поздно Лукашенко придется платить либо деньгами за российские ресурсы, либо суверенитетом. Причем удержать суверенитет Лукашенко будет трудно и в первом случае: без российских льгот сохранить социальную стабильность будет непросто.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.