Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
09.01.2007 | Алексей Рощин
Самое тяжелое наследие СССР
Глядя «в целом» на нынешнюю РФ в контексте сравнения с СССР, нельзя не заметить, что практически всё наиболее гнусное, мерзкое, недостойное не то что XXI, но даже XX века, что есть в РФ – это продолжение и прямое наследство наиболее свинцовых мерзостей СССР. О чем речь? Перечислить нетрудно: армия, образование, здравоохранение, госаппарат. Без тошноты не взглянешь; но ведь все это «перетекло» к нам прямиком из совка. Госаппарат одно время пытался быть иным – но в последнее время он, пожалуй, чуть ли не в наибольшей степени «осовковел».
Тут же слышу возражение: «Он сравнивает здравоохранение (армию, милицию, образование и т.п.) в России – гнусное, мерзкое, отстойное – и чудесные аналоги в чудесном СССР! Да как он смеет! А то мы не знаем, что это они все испортились, потому что ВЫ их отреформировали, реформаторы чертовы!»
Успокойтесь, друзья. У вас просто своеобразное, свойственное как «совку», так и «постсовку» представление о реформах. В представлении «совка» реформа – это когда денег начинают давать или гораздо больше, или гораздо меньше (чаще, конечно, первое). Вот и всё. «Реформы» тех же медицины и образования свелись в РФ к тому, что им стали давать меньше денег. Снизили уровень бюджетного финансирования, одновременно направив все денежные потоки «наверх», в федеральный Центр – и этим ограничились. При этом все принципы функционирования остались практически неизменными. На них никто «не посягал».
Без денег, конечно, ничто работать не будет. Но беда в том, что данные системы и при финансировании работали ужасно; собственно, их гнусная работа послужила одной из причин развала СССР – граждане не могли испытывать теплых чувств к стране с таким здравоохранением и образованием. В том, что они нуждаются в коренном реформировании, не было в 80-е годы сомнений ни у кого…
Однако «реформирование» свелось в итоге к отбиранию денег у и без того нищих. Все гнусное осталось, все хорошее стало возникать где-то «сбоку», на неприспособленных для этого местах, безо всякого поощрения со стороны общества и государства. И теперь уже несчастные идиоты со всех сторон заорали – «Верните нам старое здравоохранение! Верните нам старое образование!»
И тут мы подходим к главному. Худшее наследство, которое оставил России СССР – даже не все вышеперечисленное. Худшее наследство России – это ее граждане «родом из СССР». Ольшанский, кстати, при всем великолепии данного персонажа – тоже, увы, оттуда…
Вдумаемся – в чем было главное отличие граждан СССР от граждан почти всего западного мира и отчасти граждан развитых стран Востока? В том, что большевикам в результате долгой и целенаправленной селекции удалось вывести сорт граждан, В принципе не имеющих ни желания, ни намерения, ни охоты иметь хоть какое-то отношение к управлению государством.
Великолепный образчик оруэлловского «двоемыслия» - ленинская фраза насчет «кухарки», которая якобы «будет управлять государством». Ее всегда охотно цитировали: в советские времена – с одобрением, после «совка» - с сарказмом… На самом же деле граждане в СССР не имели и не могли даже позволить себе помыслить о госуправлении – причем на любом уровне. Большевики последовательно воспитали себе подданных, у которых в мозгах чуть ли не с детского сада стоит перегородка: есть мы (то есть простые граждане, которые работают, пашут, воспитывают детей и вообще суетятся на земле), а есть они («честь и совесть нашей эпохи», «большевики-ленинцы», «обком обкомычи», «начальство»).
Поговорите с любым советским человеком на улице. У него в мозгах до сих пор намертво «зашито», что есть он – и есть некое государство, которое его кормит, дает работу, заботится о нем (в последнее время – плохо). У этого государства огромное (по сути – немеряное) количество денег и всех прочих ресурсов, в сущности, оно может сделать что угодно… А управляют им они. Кто «они»? С ответом на этот вопрос советский человек затрудняется; лишь самый революционно настроенный советский человек может смело сказать, что надо их как-то заставить «поделиться с народом». С кем, то есть? Тут ответ готов – то есть с ним, с нашим дорогим «совком»…
У советского человека отрезана, вырезана из башки сама мысль, что он сам имеет какое-то отношение к управлению государством, что «государство» - это не некие «они», а это он и есть.
И уж совсем дикой и нелепой кажется советскому человеку мысль, что управлять своим государством – это не только «возможно», это не только его право, но это и его обязанность, причем обязанность ежедневная, требующая сил, времени, а то и, страшно сказать, денег!
«Великая общность – советский народ» представляла собой уникальное по своей огромности стадо, лишенное какого бы то ни было доступа к управлению собой же. И это длилось долго, выросли поколения...
Это – самое ужасное. Люди совершенно искренне не понимают, что, скажем, состояние того же здравоохранения – это их вина. Не в привычном смысле «их», тех таинственных «их», которые обслуживают некое отдельное «государство». Нет, это вина наша. Вина в том, что мы манкируем своими обязанностями – управлять.
Россия тогда начнет, наконец, меняться и выходить из тени СССР, когда значительная часть ее граждан, услышав об очередном мэре или губернаторе-казнокраде, не станет с возмущением говорить привычное «Вот что делается! Куда ж они смотрят!», а спросит себя: «В чем я был неправ? Где мы ошиблись?»
Дело россиян, которые мучительно выползают из-под социалистической коросты, сломать у себя в мозгах эту вот перегородку, «разрушить матрицу». Нет никакого отдельного «государства», не существуют «они». Всё, что есть в стране – в нашей власти. Надо просто брать на себя управление.
И ответственность.
Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.