Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.01.2007 | Николай Пахомов
Теперь о коррупции можно узнать почти всё
Глобальное развитие политической науки, как правило, не имеющей окончательных ответов на рассматриваемые вопросы, приводит к появлению огромного количества исследовательских работ по самым острым проблемам. К тому же массивы общедоступной информации позволяют различным экспертам в разных уголках планеты без особых затрат и дорогостоящих исследований выпускать свои аналитические труды, которые не всегда становятся достоянием широких круг научного сообщества. В такой ситуации особым достижением становятся обзоры, способные обобщить уже существующие исследования. Именно таким уникальным достижением стал обзор работ по проблемам коррупции, выпущенный в конце прошлого года Австралийским институтом криминологии по заказу австралийского правительства.
Поразительно, но при небольшом объёме данной работы в ней содержится обзор ключевых моментов и самых оригинальных наблюдений из аналитики, занятой рассмотрением коррупции, за почти десятилетний период. Конечно, чтобы не быть погребёнными под грудами такой литературы, специалисты института ограничили сферу своего рассмотрения – вне её оказались работы европейских, африканских, ближневосточных и северо-американских исследователей. Однако уникально широко представленными оказались изыскания экспертов азиатско-тихоокеанского региона, где о пагубности коррупции знают не понаслышке. В обзоре приводятся даже данные выборки по странам: о коррупции пишут в Казахстане и на островах Кука, в Непале и Новой Зеландии, в Японии и на Фиджи.
Давно замечено, что в современной науке подобное обобщение и сравнение различных точек зрения в свою очередь само становится источником нового знания. Действительно, авторам обзора удалось сформулировать несколько весьма любопытных выводов. Например, утверждается, что борьба с коррупцией должна вестись на трёх фронтах: необходимо заниматься искоренением причин коррупции; совершенствованием политического и социально-экономического окружения, недостатки которого потворствуют взяточникам; и, условно говоря, внешних источников коррупции, таких как организованная преступность или международные каналы отмывания доходов, нажитых преступным путём.
По всей видимости, составители этой обобщающей работы придерживаются поведенческого подхода к проблеме коррупции, так как особое внимание они обращают на исследования, где разбираются главным образом поведение коррумпированных чиновников, а также системы стимулирования честного исполнения своих обязанностей и наказания, устрашающего потенциальных взяточников. Что касается общих антикоррупционнных стратегий, то австралийские криминалисты подчёркивают, что хотя решать проблему надо комплексно и системно, невозможно обойтись без постепенности и тактики небольших шагов.В ходе осуществления такой тактики станет понятно, насколько общество, экономическая и административная система готовы к осуществлению антикоррупционных стратегий. Например, можно принять жёсткий закон против взяточничества, однако позабыть, что судебная система, которая должна будет выносить решения по этому закону, сама по себе коррумпирована. Также настаивают австралийские исследователи и на том, что борьбой с коррупцией в национальном масштабе должно заниматься отдельное агентство. Другое дело, что в каждом конкретном случае может быть разным объём его полномочий – от всесильной спецслужбы до координационного бюро антикоррупционных программ других органов власти.
Систематизируя подходы к борьбе со взяточничеством, австралийцы выделяют здесь три основных школы – интервенционную (жестокое наказание взяточников), управленческую (совершенствование систем с целью предотвратить коррупцию) и организационно-интеграционную (где власти стараются изменить поведение и психологию чиновников). Какая же школа ближе самим австралийским исследователям - авторам этого уникального обзора можно узнать, прочитав его полностью. Думается, что это тем более стоит сделать всем, кто в силу своих профессиональных или академических интересов занимается борьбой с коррупцией, остающейся сегодня в России одной из главных трудностей, мешающих экономическому развитию.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.