Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.01.2007 | Татьяна Становая

Ющенко лучше уйти в отставку

Виктор Ющенко практически потерял основные рычаги управления страной, превратившись в церемониальную фигуру. Премьер-министр правительства Виктор Янукович получает практически всю полноту власти. Все это стало возможным благодаря конъюнктурному союзу «антикризисной коалиции» и БЮТ. Однако цели у участников коалиции совсем разные. Януковичу важно минимизировать возможности своих конкурентов, укрепляя позиции, для БЮТ – спровоцировать роспуск Верховной рады.

Революционным стал закон о кабинете министров, который был принят Верховной Радой: парламент преодолел вето президента за счет политической сделки между БЮТ и Партией регионов. Закон значительно продвигает вперед политическую реформу, вступившую в силу год назад. Президент теряет почти все рычаги проведения кадровой политики и управления исполнительной властью. Теперь премьер-министр назначается Верховной радой по представлению президента. Однако если президент не вносит кандидатуру премьера в срок, определенный Конституцией, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Иными словами, в случае конфликта между парламентским большинством и президентом преимущество на стороне первого, и оно не требует никакого неизбежного согласовательного процесса. Президента также нет и при формировании органов исполнительной власти: в министерствах, ведомствах, разного рода комиссиях – все решения принимаются по согласованию только с премьером.

Президент будет лишен также возможности влиять на формирование программы работы нового кабинета министров. Программа будет легитимироваться исключительно и безальтернативно постановлениями Верховной рады, а не законами. В последнем случае президент получал возможность наложить вето. Президент также не может отправить правительство в отставку.

Янукович добился возможности даже влиять на решения самого президента. Президентские акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания. Это означает, что президент не только теряет контроль над правительством, но и становится в зависимость от него. Правительство по своим возможностям оказывается выше главы государства. Все, что осталось у президента, – возможность вето (которое может быть преодолено) и возможность оспаривать решения правительства в суде. Грубо говоря, если парламентское большинство не контролируется президентом, то он «отдыхает».Президент также теряет контроль над министрами силового блока – иностранных дел и обороны. До отставки Бориса Тарасюка эти две должности позволяли Ющенко как минимум конкурировать с Януковичем в вопросах внешней политики. Оба министра назначаются по такой же процедуре, как и премьер. А после того как Верховная рада примет закон об основах внутренней и внешней политики, Ющенко будет ограничен еще и содержательно.

Рычаги контроля над региональными администрациями также переходят к премьеру. Главы местных государственных администраций ответственны перед кабмином, который в свою очередь утверждает типичный регламент местных государственных администраций, рекомендательный перечень управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций и типичные положения о них, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и затраты на их содержание. Правительство имеет право привлечь главу местной администрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту с представлением об увольнении его с должности.

От принятия закона о кабмине политически выиграла и Тимошенко. Как бы не ругали сегодня ее за «предательство» и «потерянную репутацию», она все же добилась очень выгодных для себя уступок. Это не что иное, как инвестиции в ее политическое будущее, способные обеспечить ей влиятельную фракцию в Верховной раде и стабильность фракций в местных советах. Взамен голосования за закон о кабмине Тимошенко получила закон об императивном мандате: это поможет бороться с «конъюнктурщиками», а также закон об оппозиции. Правда, удастся ли ей сохранить все свои «завоевания» во втором чтении, большой вопрос. В соответствии с законом оппозиции отдается руководство 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля за защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов; контроля за соблюдением социальных стандартов и обеспечением надлежащего уровня жизни граждан; контроля за деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования. Кроме того, оппозиция получает первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые они возглавляют. Парламентская оппозиция принимает участие в формировании персонального состава Счетной палаты, Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Высшего совета юстиции Украины путем выдвижения кандидатур на должности в этих органах, назначение на которые осуществляется Верховной Радой.

Ющенко мог бы сейчас спокойно уйти в отставку – на посту лидера маленькой оппозиционной фракции в Верховной раде он, возможно, имел бы больше полномочий. Спасибо надо сказать в этой связи Тимошенко – возможности оппозиции сейчас значительно шире. В любом случае, если ничего не изменится, то Ющенко – последний президент, который вступает в конфликт с парламентским большинством. Любой другой лидер уже будет знать, куда он избирался и на что он может рассчитывать – амбиций будет гораздо меньше. Кстати, логичным было бы предположить, что возникнет вопрос и об отмене выборов президента. Его дополнительная легитимность будет лишь мешать независимой работе правительства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net