Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.02.2007 | Татьяна Становая
Положительная новость двухлетней давности
31 января правительство России рассмотрело законопроект об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли. Он принят в целом, но должен быть доработан в течение месяца. Меж тем, этот документ вновь вызвал серьезные споры. Как известно, упорядочить правила отказа иностранным инвесторам президент Владимир Путин потребовал от правительства еще в 2005 году после того, как Siemens не позволили купить контрольный пакет ОАО «Силовые машины». Напомним, тогда Федеральная антимонопольная служба от имени правительства отозвала разрешение на продажу «Интерросом» немецким инвесторам контрольного пакета.
Вокруг этой сделки в России почти год велась борьба. Министры экономического блока правительства Алексей Кудрин и Герман Греф выступали за совершение сделки. В то же время председатель правительства Михаил Фрадков, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, полпред президента в Северо-западном федеральном округе Илья Клебанов, а также глава Курчатовского института Евгений Велихов высказывались против продажи, указывая на целесообразность создания государственной энергомашиностроительной корпорации. Спор выявил наличие плохо отрегулированной законодательной сферы, связанной с отсутствием критериев, ограничивающих допуск иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики, которые имеют значение в том числе с точки зрения национальной безопасности страны. Президент тогда приказал выработать твердые правила, на которых российская власть могла бы основываться при выдаче разрешений на совершение значимых сделок с иностранцами. Отсутствие этих правил не лучшим образом сказывалось на инвестиционном климате и повышало риски для иностранных вложений.
Борьба вокруг законопроекта выявила наличие мощной группы интересов со стороны близких к Кремлю игроков. Новая политика власти по ограничению иностранных вложений в стратегически важные отрасли пришлась на период начала активнейшей экспансии государственных и окологосударственных структур в экономический сектор. В условиях, когда российские игроки не всегда могут на равных конкурировать с иностранцами, значительная часть властной элиты (в частности, силовая и связанная с ней) осознала необходимость регулирования сферы иностранных инвестиций. Но так как государственная экономическая политика в немалой степени определяется правительственными либералами, выработка единого подхода к законопроекту шла очень тяжело. В итоге он разрабатывался почти два года, причем борьба, судя по всему, еще не окончена - вынесенный на рассмотрение кабинета министров вариант еще будет дорабатываться.
В соответствии с законопроектом разрешения на сделку будет давать правительственная комиссия во главе с премьер-министром России. Ограничения на сделки касаются 40 видов деятельности, в том числе естественных монополий и разработки крупных месторождений. Как пишут «Ведомости», разрешение будет нужно на покупку частным иностранным инвестором свыше 50% голосующих акций или на получение более половины мест в совете директоров стратегического предприятия. Порог для согласования сделок, где покупатель госкомпания, вдвое ниже. Инвестор должен подать заявку в федеральный уполномоченный орган, скорее всего, это будет в ФАС. Рассматривать и одобрять заявку будет правительственная комиссия, в которую войдут по шесть представителей экономических и силовых ведомств. Отказывать инвесторам может только правительство, а в «исключительных случаях» по проекту - президент. Если за полгода ответа инвестору не дали, сделка считается согласованной.Минпромэнерго Виктора Христенко сгруппировало 40 видов деятельности в несколько блоков: «производство специальной техники, вооружения и военной техники, авиастроение, космическая деятельность, атомная энергия, естественные монополии, разработка участков недр федерального значения». Кроме того, ограничения распространяются на производство и реализацию металлов и сплавов со спецсвойствами, используемых при производстве вооружений и военной техники, работы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и геофизические явления. Глава Минприроды Юрий Трутнев также сообщил, что предлагает отнести к стратегическим 10 нефтяных и 26 газовых месторождений.
Так или иначе, против отдельных положений выступили почти все основные участники обсуждения. Так, первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев потребовал четко разграничить полномочия между уровнями принятия решения. «Если бы я давал рекомендации иностранному инвестору, то предложил бы все решения, даже принятые правительством, предварительно согласовать у президента», - сказал он, призвав к более четкому распределению полномочий между президентом и правительством. В соответствии с нынешней редакцией решения правительства не являются окончательными. Последней инстанцией, которая при отсутствии консенсуса в правительстве решает судьбу сделки, является президент. В законопроекте речь идет об «исключительных случаях», но данное понимание почти никак не прописано, подвешивая любые требующие согласования сделки. Как стало известно газете «Ведомости», после заседания правительства готовящий законопроект Виктор Христенко договорился с главой аппарата правительства Сергеем Нарышкиным, что последней инстанцией останется правительственная комиссия во главе с премьером, а не президент. А первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев не согласился с министром экономического развития и торговли Германом Грефом в том, что необходимо смягчить условия инвестирования в инфраструктуру.
Одним из самых недовольных законопроектом оказался Герман Греф: он намерен исключить из перечня ограничений естественные монополии. По его словам, законопроект препятствует формированию благоприятного инвестиционного климата, и Россия пока не готова эффективно и самостоятельно управлять своими инфраструктурными объектами. В ответ на слова Грефа Фрадков сказал: «Так, тупить и лопушить – это не наш девиз сегодня, и лузеров из нас делать не надо». Как заявил на условиях анонимности газете «Ведомости» чиновник Минпромэнерго, «мы с горем пополам согласовали с ФСБ и Минобороны сорок видов деятельности, а теперь [Греф] втягивает нас в новый тур конфликтов».
Среди критиков законопроекта оказалась и ФСБ, получившая при этом весьма широкие полномочия по участию в согласовании сделок: без ее согласия получить разрешение на сделку не удастся. Заметим, что нынешний законопроект получил добро ФСБ, однако отсутствие консенсуса с другими ведомствами позволяет вновь начать дискуссию по потерянным позициям. Спецслужбы и так за два года сумели добиться увеличения перечня стратегических отраслей с 7 до 40. Минпромэнерго, тем не менее, сумело отбить требование ФСБ включить в перечень стратегических видов деятельности электрогенерирующие компании. Было отклонено и предложение о повышении порога для согласования сделок до 30% плюс 1 акция.
Критиковал законопроект и вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. Он призвал расширить перечень стратегических отраслей, добавив туда порты и аэропорты. Кроме того, Иванов согласился с Медведевым в том, что необходимо более четко разграничить полномочия между уровнями согласований.Михаил Фрадков также высказался за ужесточение правил. Он заявил, что необходимо контролировать скупку акций и иностранными членами советов директоров. «Правительство сможет отказать господину «икс», являющемуся членом совета директоров госкомпании и гражданином, например, Великобритании, только когда выяснит, что он уже приобрел 49%, - сказал глава правительства. - Жалко отдавать 50% нашей компании человеку, который пришел сюда и рассказывает, что он лучший менеджер в этой сфере. Зачем отдавать? Что мы лопухи-то такие?».
Скорее всего, коррекция законопроекта коснется вопроса распределения полномочий между уровнями согласований и формулирования более точных дефиниций, позволяющих отнести ту или иную отрасль к стратегической. В нынешнем законопроекте формулировки таковы, что чуть ли не любое предприятие рискует оказаться стратегическим.
Затягивание принятия законопроекта является следствием жесткой дискуссии между либералами и силовиками (при том, что Фрадков выступил с позиций последних). Однако в основе споров не только идеология, но и экономические и аппаратные аппетиты. Близкие к силовикам экономические субъекты наращивают свое присутствие в экономике, и конкуренция с иностранцами им не нужна. Тем не менее, приближение к принятию законопроекта является положительной новостью для иностранных инвесторов, которые давно ждали четких правил игры и готовы к тому, что эти правила будут носить ограничительный характер.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.