Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2007 | Татьяна Становая
Дмитрий Рогозин: путь радикализации
22 февраля в Центральном районном суде Новосибирска начались слушания по уголовному делу в отношении бывшего главы Роспечати РФ Бориса Миронова, обвиняемого в разжигании национальной розни. В качестве защитника в заседании принимает участие депутат Госдумы РФ Дмитрий Рогозин. Судя по всему, бывший лидер партии «Родина» избрал путь политической радикализации.
Уголовное дело по фактам публикаций антисемитских материалов в бюллетенях «1-й Сибирский фронт» и «2-й Сибирский фронт» в ходе кампании по выборам главы администрации Новосибирской области (оплачены из избирательного фонда Миронова) возбуждено в декабре 2003 года. Был проведен ряд экспертиз, которые подтвердили, что в публикациях содержатся антисемитские высказывания. Обвинительное заключение построено на основе употребления в печати словосочетаний «еврейский фашизм» и «наглое еврейское шоу». Гособвинитель Юрий Кондратьев уточнил, что «Миронов обвиняется по статье 282 часть 2 пункт «б» УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием своего служебного положения»). «Информационные бюллетени, которые были отпечатаны в Томске в издательстве «Красное знамя» в количестве 400 тыс. экземпляров, содержали антисемитские призывы, создавали отрицательный образ еврейской нации, а также оскорбительные выпады в адрес государственной власти», - сообщил Кондратьев суду.В 2004 году Бориса Миронова привлекли в качестве обвиняемого, задержать его удалось лишь 11 декабря 2006 года в Москве. 12 декабря ему было предъявлено обвинение, а 13 декабря Центральный районный суд Новосибирска принял решение о взятии Миронова под стражу. 23 января экс-глава Роспечати был освобожден из-под стражи в зале суда после внесения залога в 100 тыс. рублей. На заседании 12 февраля суд отклонил ходатайство защиты Миронова о прекращении уголовного дела из-за отсутствия в обвинительном заключении потерпевших.
Борис Миронов – идейный радикальный националист. Суд над ним фактически приобретает политически важное значение: в его поддержку впервые вступился один из наиболее узнаваемых политических деятелей - Дмитрий Рогозин, который намерен выступать в суде в качестве общественного защитника. Рогозин заявил суду, что намерен присутствовать на всех заседаниях в Новосибирске, а также сообщил, что не разделяет все взгляды Миронова. Однако здесь же он заявил: «Все знают, что в России есть национальная преступность - русская, армянская, чеченская, но никто не говорит о еврейской. А это не так!»
Дмитрий Рогозин – политик с весьма богатым политическим багажом: благодаря партии «Родина» он хорошо узнаваем, имеет большой политический опыт и уже достаточно легко идентифицируется избирателем. Подобные (сами по себе сильные, а, значит, потенциально автономные) фигуры оказываются в нынешней политической системе «лишними»: они вынуждены искать собственные пути выживания, а Кремль, в свою очередь, – пути их нейтрализации. Интересно, что, как правило, такие фигуры в том или ином виде уже использовались Кремлем и обычно именно благодаря Кремлю и добивались значительных успехов в политике. Однако как только они набирали некий вес, сразу проявляли некоторые попытки самостоятельности, что в администрации расценивалось как угроза.
Можно выделить три политических сценария для подобных фигур в условиях попыток Кремля не допустить их на политическое поле. Первый – уход из политики. Подобный сценарий был реализован Валерием Гартунгом, который возглавил не без помощи администрации президента Партию пенсионеров. Добившись определенных успехов, особенно на фоне протестов против монетизации льгот, его партия резко пошла вверх и стала представлять угрозу «Единой России». Гартунг освоился, вышел из «Единой России» и отказался от полноценного сотрудничества с Кремлем. В итоге через суд он потерял свой пост лидера партии и сейчас находится в политическом небытии, занимаясь бизнесом.
Второй сценарий – попытка встроиться в околовластную структуру, «легитимироваться». Такой сценарий пытался опробовать Сергей Глазьев – еще одна самостоятельная и непредсказуемая фигура, способная при этом принести любой левоцентристской партии ощутимые электоральные очки. Стоит напомнить, что в свое время он был избран в Госдуму от блока «Родины», но затем потерял свои позиции из-за конфликта с Кремлем (нежелание снять свою кандидатуру с президентских выборов). Глазьев активно предлагает себя на «политическом рынке»: например, последние его заявления свидетельствуют о готовности сотрудничать со «Справедливой Россией» или «Патриотами России» (он является и министром в «народном» правительстве Геннадия Семигина). Однако в Кремле к таким фигурам относятся с большой опаской и недоверием, что и может объяснять нынешнюю невостребованность Глазьева.
Наконец, третий сценарий – радикализация. По этому сценарию пошел, например, Михаил Касьянов, который не сумел договориться с Кремлем о своем будущем. Рогозина можно отнести сюда же: несмотря на всю разницу между этими фигурами, по сути, они пошли одной дорогой. Оказавшись невостребованными для Кремля, они предпочли идти во внесистемную оппозицию (один - в либеральную, другой - в «коричневую»), с тем чтобы попытаться вернуться во власть в случае ослабления Кремля.После президентских выборов, скорее всего, будет происходить постепенная деконцентрация власти: новый президент будет заведомо слабее предыдущего, что исключает появление единого, моноцентричного центра принятия решений. А это способствует появлению большего числа фигур, подобных Рогозину. Изначально лояльные, но склонные к самостоятельности и уже наделенные некими ресурсами (электоральными или финансовыми), они потенциально представляют угрозу для Кремля.
Поэтому Кремль будет вынужден активно следить за попытками таких фигур обустроиться в политическом пространстве, и особенно за инициативами тех, кто предпочел радикализоваться. Обычно это еще очень молодые для политики персоны со своими амбициями и далеко идущими планами, что заставляет предпринимать в отношении них превентивные меры.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.