Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.03.2007 | Светлана Самойлова
Путин поддержал Кудрина на трехлетнюю перспективу
9 марта президент России Владимир Путин направил правительству РФ и Федеральному собранию бюджетное послание. Это первое бюджетное послание, ориентированное на среднесрочную перспективу. В соответствии с бюджетной реформой бюджет теперь также должен приниматься на три года, в данном случае – на 2008-2010 годы. В своем послании президент указывает, что «формирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию». Стоит заметить, что среднесрочное и, тем более, долгосрочное, планирование помогает Минфину не допускать смягчения бюджетной политики. В этом смысле предложение Путина вводить долгосрочное планирование можно рассматривать как поддержку курса на ужесточение бюджетной политики.
Сюда же важно отнести и поддержку Путиным проводимой бюджетной реформы, существенно затрудняющей принятие новых расходов и позволяющая повысить эффективность существующих. «Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения», - говорится в послании.
Главной новостью стало заявление о необходимости преобразования Стабилизационного фонда России в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. «Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к ВВП, предусмотрев при этом трехлетний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами», - говорится в послании. Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
В данном случае новостью является не само предложение, а тот факт, что президент публично, официально поддержал достаточно неконсенсусное предложение главы Минфина Алексея Кудрина. Стоит напомнить, что в декабре прошлого года он представил на рассмотрение правительства РФ концепцию формирования нефтегазового фонда. Как писали «Ведомости», Кудрин предлагал преобразовать Стабфонд в нефтегазовый фонд, куда можно было бы включить не только экспортную пошлину на нефть и НДПИ, но НДПИ на газ и пошлины на газ и нефтепродукты, налог на прибыль нефтегазовых компаний, доходы от участия в их капитале. Нефтегазовый фонд должен был разделиться на две части - резервную (7-10% ВВП) и фонд сбережений (остальное). Однако до сих пор Минфин и МЭРТ не могут найти взаимопонимания по вопросу распределения средств между фондами и бюджетом, а также определиться по вопросу источников пополнения нефтегазового фонда. Президент, по сути, устранился от разрешения этих противоречий.
«Красной нитью» через все послание проходит тема неэффективного расходования средств бюджетными организациями и учреждениями. Путин указывает, что численность госаппарата выросла, а контроль за расходами оказался недостаточно эффективным. «Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения продолжает возрастать», - говорится в послание. Для решения этой проблемы предлагается предоставление бюджетным организациям больше самостоятельности в выборе средств для достижения показателей и в создании системы финансового стимулирования по итогам успешной работы. Кроме того, Путин призывает переходить к преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
В вопросах налоговой политики Путин также встал на сторону Минфина. Главной задачей налоговой политики становится стимулирование инновационного развития страны. Продекларировав необходимость снижения налоговой нагрузки, Путин не поддержал ни одну обсуждаемую сейчас инициативу в этой области, подведя некую черту под созданной налоговой системой (что, по сути, исключает кардинальные перемены). Так, президент высказался против изменения подоходного налога (эту инициативу сейчас выдвигает «Справедливая Россия»). Путин также ничего не сказал о вероятности снижения НДС, несмотря на «альянс» премьер-министра, аппарата правительства и РСПП в этой сфере. «Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике», - также подвел черту Путин, одновременно поставив задачу разрешения проблем возврата НДС. Целесообразно рассмотреть возможность «исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость», - говорится в послании.
Гораздо более жестко в послании звучит не тема снижения налогового бремени, а тема уменьшения возможностей для оптимизации налогооблагаемой базы. «Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов». Стоит напомнить, что именно на таких схемах строилось «дело ЮКОСа».
Новостью в налоговой сфере стала четкая позиция президента в пользу введения налога на недвижимость, исходя из рыночной оценки недвижимости. «Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан», - заявил Путин. Интересно, что в данном случае Путин использовал понятие «справедливости», все активнее входящее в лексикон политических партий. Путин указывает, что должна быть предусмотрена такая система вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.
Среди важнейших целей Путин обозначил решение проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного фонда, а также развития Дальнего Востока и Забайкалья. При этом о самой пенсионной реформе, по поводу которой сейчас в правительстве много споров и радикальных предложений, Путин ничего не сказал.
Президент обозначил наиболее приоритетные направления расходов госбюджета. Это национальные проекты, повышение минимального размера оплаты труда до 2300 рублей с 1 сентября 2007 года, доведение размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера, активные действия по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, существенное увеличение пропускной способности и безопасности автомобильных дорог, расширение масштабов строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских аэропортах, развитие Дальнего Востока, решение проблем дефицита электроэнергии, вопросы безопасности, науки, судостроения и авиастроения.
Судя по содержательной части послания, президента в первую очередь волнует проблема эффективности расходования бюджетных средств. На фоне отсутствия действенных механизмов гражданского и парламентского контроля за бюджетной системой, разрастания государственного аппарата и повышения его роли в реализации политически важных проектов вопрос эффективного расходования средств становится частью вопроса управленческой дееспособности самого режима. При этом примечательно, что послание оказалось весьма расплывчатым. Ни один внутриправительственный конфликт не разрешен, хотя в целом в послании традиционно просматривается очевидная поддержка курса Минфина на проведение жесткой бюджетной политики. Отсутствие конкретики несколько обесценивает такую поддержку и дает противникам Кудрина шанс вступать в полемику по всем направлениям финансово-экономической жизни страны.
Это также свидетельствует об уходе Путина в разрешении внутриправительственных конфликтов от арбитражных функций, осуществлять которые становится все сложнее. Подобная тенденция может негативно сказаться на роли Путина в системе власти после 2008 года. В то же время в споре между правительством и Госдумой Путин однозначно оказал поддержку первому, отказав партии власти и парламенту в претензиях на расширение их полномочий при рассмотрении бюджета.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.