Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.03.2007 | Татьяна Становая
Министр для битья
В сфере обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами наметился острый кризис. Председатель правительства Михаил Фрадков объявил об увольнении главы Росздравнадзора Рамила Хабриева, считавшегося главным исполнителем госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Значительно ухудшилась ситуация и вокруг министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. «Единая Россия» выдвинула ему ультиматум, а «Справедливая Россия» вместе с КПРФ требуют его вызова для отчета в Госдуму.
Программа ДЛО предусматривала возможность получения бесплатных лекарств в рамках закона о монетизации льгот – для тех, кто отказался от денежных компенсаций в пользу соцпакета. Однако объем выделенных из федерального бюджета финансовых средств не соответствовал реальному спросу населения на льготные лекарства. В итоге правительству пришлось пересматривать перечень льготных лекарств (с целью замены их более дешевыми), а поликлиники получили указания уменьшить объем их выписки.
В начале этого года российские СМИ стали сообщать о кризисе в системе ДЛО. 5 марта «Московский комсомолец» охарактеризовал ситуацию как «катастрофическую». По утверждению газеты, медики перестали выписывать рецепты, а из аптек пропали препараты из льготного списка. При этом эксперты предупреждали, что в 2006 году на обеспечение льготников потребуется 60 млрд. рублей, однако глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов настоял на том, чтобы было выделено лишь 29 млрд. В итоге долг государства перед поставщиками достиг 40 млрд., что дало основания фармассоциациям угрожать дефолтом программы дополнительного лекарственного обеспечения. По данным пяти общественных организаций, объединяющих больных сахарным диабетом, рассеянным склерозом, эпилепсией, раком и проч., дозировки выписываемых лекарств уменьшились в регионах в 2-3 раза. А по так называемым дорогостоящим группам больных (гемофилия, сахарный диабет, онкология, эпилепсия и пр.), льготные рецепты не выписываются вообще, даже детям. В связи с этим Алтайская ассоциация больных гемофилией готовит иск государству. 14 февраля общественные организации изложили свои претензии в письмах президенту России Владимиру Путину, спикеру Госдумы Борису Грызлову, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и спикеру Совета Федерации Сергею Миронову.
Ранее, 26 февраля, тема лекарственного обеспечения была поднята на традиционном совещании президента с членами правительства. Тогда Владимир Путин потребовал от Зурабова навести порядок в сфере ДЛО, предложив тому договориться с регионами о софинансировании и пересмотреть номенклатуру лекарств в пользу более дешевых препаратов. При этом важно, что президент, хотя и назвал ситуацию «печальной», обвинил фармакологические компании в чрезмерных аппетитах, а врачей - в «обвальной выписке». Тем самым, Путин, по сути, в значительной степени солидаризировался с позицией самого Зурабова, поставив ему в вину неэффективное исполнение программы, а не саму программу.
Кризис с обеспечением лекарств является социально очень болезненной проблемой и может иметь негативные последствия, прежде всего, для самого президента. Владимир Путин, с одной стороны, поддерживает проведенную Зурабовым реформу. Министр здравоохранения обладает репутацией трудоголика и очень эффективного менеджера (в этом смысле он имиджево чем-то похож на Чубайса). При этом обвинения в «провале монетизации льгот» с него во многом снимаются. Дело в том, что проект монетизации разрабатывался не им, а Дмитрием Козаком, МЭРТом и Минфином. Зурабову пришлось лишь исполнять этот весьма непопулярный закон. Зурабов в этом смысле находился на заведомо «расстрельной» должности, и поэтому недовольство им воспринималось Кремлем как должное.С другой стороны, президент не может не реагировать на социальную напряженность и делать явные жесты, обозначающие его озабоченность провалами зурабовского ведомства.
Первая жертва общественному мнению была принесена в ноябре прошлого года. Тогда был арестован директор Фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов, что стало прямым ударом по Зурабову. Таранов вместе с ним являлся соучредителем крупнейшей страховой компании МАКС. В данном случае элитное и социальное недовольство Зурабовым накладывалось на сильную конкуренцию на фармацевтическом рынке (показательно, что после ареста Таранова многие эксперты стали прогнозировать передел сфер влияния в этой области).
Сейчас можно наблюдать второй виток напряженности вокруг Зурабова. Сначала прошли обыски в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования и произошло увольнение главы Росздрава Вячеслава Прохорова. Теперь в отставку отправлен Рамиль Хабриев, которому напрямую ставится в вину провал программы ДЛО. Как заявил источник в Росздравнадзоре «Коммерсанту», «его одного фактически обвинили в сложившемся кризисе ДЛО, хотя Росздравнадзор сейчас отвечает лишь за составление и корректировку списка лекарств для льготников. За финансирование ДЛО и координацию его снабжения в ответе ФФОМС». При этом сам Зурабов пытается возглавить кампанию против неэффективных чиновников, анонсировав «чистки» в региональных управлениях Росздравнадзора. Однако это уже похоже на попытку спасения собственной репутации.
Исправление ситуации с лекарствами было поручено первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, что окончательно закрепляет разделение ролей: Медведев отвечает за выправление ситуации и улучшение реализации программы, а Зурабов докладывает о ее сбоях.
Но если президент имеет возможность «отчитывать» Зурабова публично и инициировать отставки чиновников и уголовные дела против них, то партии ограничены в выборе инструментария борьбы с «антинародным» министром. А на фоне обострения политической конкуренции и в условиях проведения региональных выборов партии вынуждены, как минимум, обозначить свою позицию в отношении Зурабова.«Единая Россия» выдвинула министру здравоохранения ультиматум. Его собираются «не пускать» в Госдуму, пока он не решит проблем, возникших по вине его ведомства в сфере обеспечения лекарствами льготников. «Решено Зурабова в Думу не пускать, и это фактическое объявление его персоной нон грата», – заявил секретарь президиума генсовета единороссов, вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он подчеркнул, что на исправление ситуации министру отводится две недели. Очевидно, что для самого Зурабова объявление персоной нон грата в данном случае дает возможность избежать публичной «порки» в Госдуме.
Отказ «Единой России» вызвать Зурабова на отчет в Госдуму стал прекрасным поводом для «Справедливой России» вступить в борьбу за дивиденды от критики Зурабова. Фракция призвала не отказываться от вызова министра в парламент и обвинила «Единую Россию» в том, что так прикрывает непопулярного чиновника. Такая конкуренция двух партий приобрела особое значение в преддверии выборов 11 марта.
Тем не менее, несмотря на жесткую критику Зурабова со всех сторон, он демонстрирует свою устойчивость на посту министра. Кремль ограждает его от тех действий со стороны депутатов, которые реально могут привести к его отставке. Виновником кризиса программы ДЛО признан чиновник, не контролирующий распределение финансовых средств. Зурабов сейчас нужен Кремлю, на него «завязаны» важнейшие социальные реформы и программы, и приход любой другой фигуры лишь усугубит положение.Кроме того, он призван реализовывать необходимые (по мнению президента), но непопулярные проекты и нести за вероятные социальные издержки публичную ответственность, ограждая от общественного недовольства Дмитрия Медведева и самого Путина. Тот факт, что даже «Единая Россия» не смогла добиться прихода Зурабова в Госдуму, свидетельствует о том, что министр останется на своем посту и уйдет, скорее всего, лишь в связи с очередной реорганизацией правительства. Еще одна причина, почему президент не торопится с увольнением Зурабова, заключается в том, что Путин не хочет создавать прецедент, когда он был бы вынужден принимать решение под давлением «общественности».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.