Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.03.2007 | Алексей Рощин

Лекарство от ГИБДД

В разворачивающемся на наших глазах скандале вокруг поправок в Административный Кодекс (с ужесточением в разы штрафов за нарушения ПДД) самое удручающее – это реакция «общественности». Потому что на Государственную Думу и депутатов злиться глупо. Мы все давно уже знаем, чего эта Дума может и чего она вообще стоит, никаких особых ожиданий тут не может быть по определению. Да, депутаты сваяли очередной закон в меру своего разумения; конечно, он вышел кривоватый, бестолковый, провоцирующий коррупцию в еще больших масштабах, чем она имеет место сейчас. Ну так что удивляться? Такая у нас нынче законодательная власть, пора бы привыкнуть.Куда хуже – реакция на очередное тупое новшество в прессе, со стороны «представителей оппозиции» и «независимых журналистов».

Вот здесь – караул! Какой-то сплошной вой, жалобы и невнятные ругательства, главная мысль одна – «теперь доходы гаишников возрастут в 5-10 раз».

Ну и что? Дума наша, хоть и не ума палата, а все ж хоть какую-то логику соблюдает. Аварий много, людей в автокатастрофах гибнет просто неприлично много, за рулем, как всем известно, и пьют, и чуть ли не сексом на ходу занимаются, при этом правил никто не знает и знать не хочет… Что, неправда? Да все правда! Ну как тут не повысить штрафы, спрашивается?

А публицисты и прочие народные витии стонут. Беда в том, что весь этот стон – сугубо инфантильного свойства. Так класс начинает ныть и стонать, когда строгая учительница объявляет, что на пятом уроке вместо рисования будет внеплановая контрольная по алгебре. Тут и «мы устали», и «мы не хотим», а самые отморозки и хулиганы вообще начинают резать ножичком на парте что-то типа «Владимир Владимиро…» то есть, извините, «Мария Пална – сука!»

От всех этих стонов и прокламаций Марье Палне ни жарко, ни холодно. Все равно «измученные» школьники будут писать контрольную, а самые отморозки пойдут к директору, потом сбегут с урока, получат «пару» за прогул, а через неделю будут опять в муках получать ее же – оставшись опять же после уроков на «пересдачу».

Взрослая реакция должна, по идее, быть совсем другой. Взрослый, если уж он вынужден вступить в диалог с дураками, должен предложить ясную и разумную альтернативу дурацким предложениям, а не стараться разжалобить или оскорбить.

С этим как раз напряг. Самое умное, что мне удалось вычитать в «критике» законопроекта – это то, что не был подсчитан его «коэффициент взяткоемкости». Мол, зачем в законе дается зазор – «штраф от… и до… некого количества МРОТ»? Вот где взяточник развернется! Писали бы просто – «3 МРОТ», и ни копейкой меньше. Вот тогда…

А что тогда? Если копнуть все рассуждения «критиков» законопроекта, то обнаружится, что их всех не устраивает, собственно, одно: то, что сотруднику ГИБДД вообще дано право штрафовать – принуждать честных граждан расставаться с их кровными дензнаками! Вот где, дескать, «почва для коррупции»!

Что называется, «приплыли». Весьма странное обвинение в адрес карающего, по определению, органа, не так ли? Если продвинуться еще на шаг вперед, то выяснится и причина таких странных, по сути, анархистских инвектив: очевидно, что корень всех этих жалоб – в глубочайшем недоверии всех критиков к сотрудникам ГИБДД как таковым. И даже, скорее всего, к самой ГИБДД как таковой.

Так вот об этом-то и надо было бы говорить! На этом и сосредоточить реальную критику! Дело-то, оказывается, вообще не в штрафах, а в ГИБДД. И, следовательно, обсуждать законопроект вообще ни к чему, это «обманка», способ выпустить пар на ерунде. Следовательно, даже «умные» оппозиционные депутаты, рассуждающие о «коэффициенте взяткоемкости» закона, вольно или невольно наводят тень на плетень, отвлекают внимание от действительно давно назревшей и даже перезревшей проблемы: существования ГИБДД в его нынешнем виде.

Недавно на Украине – в стране, очень схожей с нами как по менталитету, так и по «наследию совка», президент Ющенко в каком-то неясном порыве, как известно, вообще взял и упразднил тамошнее ГАИ. Просто – взял да и всех уволил. У нас это любят приводить как пример глупости и неадекватности новой украинской власти, с удовлетворением указывая, что аварийность на украинских дорогах сразу возросла.

Однако важнее тут другое – то, что, тем не менее, коллапса на украинских дорогах так и не случилось. Это, если вдуматься, феноменально: всех якобы «регуляторов» с дорог весьма немаленькой страны убрали – а дороги продолжили функционировать! Что это означает, в том числе и для нас?

Прежде всего, то, что нынешнее ГАИ и его клоны живут сами по себе и, по сути, регуляторами не являются. Это – приговор. Автомашины с водителями сами по себе, гаишники – сами по себе. «Человек с палочкой» оторван от тех, кого он призван регулировать, и зажил своей собственной жизнью. По сути, это своего рода корсар – то есть пират, имеющий от государства официальный патент на то, чтобы грабить все проходящие мимо него суда… То есть, извините, автомобили. Естественно, от упразднения корсаров большого ущерба движению не происходит.

Нынешнее ГАИ-ГИБДД никому не подотчетно, кроме собственного милицейского начальства – которое, в свою очередь, тоже никому не подотчетно, кроме министра МВД и, в конечном счете, президента. Ни мэр, ни губернатор, ни районные депутаты даже всем скопом – все они «гаишнику» не указ. Местные власти у нас, как известно, тотально «отделены» от силовых структур. Соответственно, точно так же «отделены» от них и рядовые граждане.

Здесь – корень всех «жалобных стонов». Просто дело в том, что обычный автомобилист – это реально «букашка» перед могучей фигурой сержанта ГИБДД. Это – воплощение пресловутой Вертикали Власти. Тот, кто «знаком» с руководством УВД, может хоть плевать сержанту в лицо; зато все прочие, незнакомые, чувствуют свою изначальную вину и ущербность перед Сержантом. Чем он, естественно, и пользуется вовсю. А как иначе? А кто бы не воспользовался?

Менять надо не ставки штрафов, а Систему. Но вот таких предложений как раз и не слышно. Хотя решения давно известны.

У нас создана уникальная система «контроля» за становым хребтом государства – силовыми органами. Точнее сказать, этого контроля почти что и нет. В стране все быстрее формируется новая опричнина. Этому процессу необходимо эффективно помешать – и было бы неплохо начать как раз с ГИБДД.

Для начала – просто вывести дорожную полицию из «силовой вертикали». Зачем она там? Почему у гаишника в Томске должен быть непременно начальник в Москве? Он что – из Москвы покажет ему, куда махнуть палочкой?

Задачи дорожной полиции сугубо локальны: сделать так, чтобы вот в этом районе, на этом участке дороге не было аварий и было по возможности беспрепятственное движение. Никакой федеральной задачи дорожные полицейские в принципе не решают. И значит – федеральное Управление ГИБДД надо упразднить, а областные и районные передать в подчинение соответствующим областным, городским и районным руководителям. Выборным, подчеркну, руководителям. Так, чтобы, скажем, мэр отвечал перед избирателями за пробки и высокую аварийность на своих, городских дорогах и улицах. Еще вариант – сделать должность руководителя ГИБДД районного и городского уровня выборной. Чтобы автомобилисты, которых «достали» поборы на дорогах, имели возможность «прокатить» начальника, допускающего беспредел.

В этом случае – в случае выборности – перед ГИБДД можно было бы ставить и позитивные задачи: скажем, премировать инспекторов из городского фонда за уменьшение количества «пробок» или смертности на дорогах. Сейчас, конечно, никакая мэрия не станет давать деньги «чужой», неподотчетной ей организации…

Так что не стонать надо, не жаловаться; надо просто брать управление – той же ГИБДД – в свои руки. В руки граждан. А когда удастся взнуздать ГИБДД и заставить ее работать на благо, а не на себя, любимую – тогда можно будет и штрафы повысить…

Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net