Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.03.2007 | Сергей Михеев
Красноярский край: шума много, но итог выборов предопределён
До последнего времени избирательная кампания по выборам в Законодательное собрание Красноярского края проходила на редкость тихо, а главное – совершенно предсказуемо. Однако на заключительном этапе кампании конкуренты «партии власти» неожиданно активно зашевелились. Впрочем, вряд ли это обстоятельство способно радикально повлиять на исход выборов – «Единая Россия» в разы опережает всех своих конкурентов.
После окончательного отсева желающих, в избирательной кампании участвуют семь партий – «Единая Россия». КПРФ, «Справедливая Россия» (СР), ЛДПР, СПС и Социалистическая единая партия России (СЕПР). Из зарегистрированных партий «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ были зарегистрированы по «парламентской льготе» как партии, имеющие фракции в Государственной думе РФ, «Справедливая Россия» и СПС внесли избирательный залог. И только СЕПР сдала подписные листы (на экспертизу было взято 4180 подписей, из них достоверными признаны 3975 подписей, процент отбракованных составил 4,9%). В самый последний момент (24-го марта, уже после начала агитационной кампании) была зарегистрирована и Демпартия России (ДПР).
Вплоть до 20-х чисел марта казалось, что избирательная кампания будет идти вяло и неприметно. Инерционный сценарий кампании неизбежно гарантировал полную победу «Единой России». Однако в самый последний момент конкуренты «партии власти», видимо, осознали это и решили, что, по крайней мере, надо пошуметь. В итоге в Красноярский край высадился целый десант федеральных политиков и их свиты в виде команд самых разных консультантов и политтехнологов, рьяно взявшихся «креативить креатив». Хотя их активность, скорее, носит слегка хаотический характер, тем не менее, есть и интересные моменты, типа известных манекенов, на которых агитаторы ЛДПР предлагали всем желающим излить своё недовольство жизнью – побить, обозвать, плюнуть в морду.
Однако пока слабо верится, что вся эта вакханалия пиара радикально изменит результаты избирательной кампании. Представляется, что целью избирательной кампании для краевой «партии власти» является обеспечение лояльного и подавляющего большинства в будущем составе Законодательного собрания. То обстоятельство, что по всем рейтингам «Единая Россия» в разы опережает все остальные партии, а среди этих партий, по сути, почти нет реальных оппонентов действующей власти, автоматически решает эту проблему. Получение в целом лояльного состава Законодательного собрания нового созыва для краевой администрации представляется лишенным проблем – большинство участников избирательного процесса лояльны и настроены на конструктивное взаимодействие.
Отказ в регистрации получили списки сторонников самого известного регионального оппозиционера Анатолия Быкова – Партия возрождения России (ПВР) и АПР, а также «Патриоты России», «Народная воля», еще ранее в заверении списков было отказано РЭП «Зеленые». Все данные партии получили отказ по итогам проверки подписных листов, кроме того, к ПВР и АПР были высказаны претензии по порядку выдвижения. Заверило список, но не представило ни подписей, ни подписных листов «Яблоко». Различные социологические исследования показывают, что рейтинг ЕР по разным оценкам сейчас колеблется в пределах от 45% до 60%. При этом ближайшие конкуренты – коммунисты – не выходят за пределы 12-15%. Что касается СР, то она, в отличие от некоторых других регионов, пока не смогла составить «единороссам» существенной конкуренции. Её рейтинги пока колеблются на грани 5-8%, то есть, на грани барьера прохождения в ЗС. Такая же ситуация и у ЛДПР. Обе партии (СР и ЛДПР) в итоге, скорее всего, попадут в ЗС, но серьёзной конкуренции ЕР они уже явно не смогли составить. Что же касается СПС, ДПР и СЕПР, то пока их шансы попасть в ЗС вызывают большое сомнение.
СПС заявляет достаточно высокий уровень амбиций и грозит с помощью своего нового позиционирования, заключающегося фактически в отречении от собственных принципов в пользу популизма, добиться высоких результатов. По крайней мере, лидеры правых заверяют всех, что имеют высокие шансы на прохождение в ЗС. Однако в преддверии начала агитационного периода (то есть, в середине марта) рейтинги правых не выходили за пределы одного процента. Вообще, в Красноярском крае СПС никогда не был в фаворе.
Впрочем, кто-то, видимо, услышал лидеров правых и это, возможно, стало одной из причин столь поздней регистрации ДПР – естественного противника СПС на право-либеральном поле. Допустить к выборам «Яблоко», которое реально имеет в крае более высокий рейтинг, чем СПС, всё же поостереглись.
Но самое главное то, что среди конкурентов «Единой России» практически нет реальных оппонентов действующей власти. Даже красноярские коммунисты это люди вполне, как говорится, «системные», готовые к компромиссам и совместной с «партией власти» работе. Про остальных и говорить нечего. Отчасти поэтому сама по себе кампания проходит не ярко и достаточно спокойно.
Таким образом, даже в самом худшем случае результаты ЕР и других лояльных, в целом, партий в сумме дадут решающее большинство «партии власти» в ЗС. Более того, для такого большинства будет достаточно даже одной «Единой России», которая, как уже говорилось, по данным различных соцопросов должна набрать никак не меньше половины голосов по партийным спискам. Вместе с одномандатниками это обеспечит не менее двух третей от всех мест в будущем ЗС. Как минимум, это даст возможность блокировать любой неугодный законопроект. Если же прибавить союзников из других партий, которые также обязательно будут, то особого беспокойства по поводу итогов избирательной кампании у краевой власти быть не должно. Проще говоря, естественный ход событий (инерционный сценарий) без всяких особых вмешательств в итоге должен дать вполне удовлетворительный для краевой власти результат. Представляется, что в данной ситуации есть только две действительно существенных проблемы – давний противник краевой власти Анатолий Быков и завышенные требования федерального руководства ЕР по результату выборов.
Что касается «проблемы Быкова», то в целом ситуация не так плоха для властей, как в прошлые годы. Личная известность и популярность А.Быкова всё же медленно, но верно уменьшаются год от года. Данные различных социологических исследований показывают, что налицо тенденция, которую можно охарактеризовать, как постепенный «закат звезды» регионального оппозиционера А.Быкова. Известность и популярность этого человека медленно, но верно уменьшается год от года. И дело здесь, вероятно, даже не столько в конкретной предвыборной ситуации в Красноярском крае, сколько в том, что изменился (и продолжает меняться) общий контекст политического процесса в России. Такие околополитические «герои», как А.Быков остались в 90-х годах прошлого века. Сейчас они становятся просто неактуальными, можно даже сказать – немодными, несовременными. Их время прошло, политический стиль изменился. Это те «авторитетные» фигуры, к которым в 90-х люди шли за помощью, так как нигде больше они этой помощи получить не могли. Вся властная вертикаль – от президента до участкового милиционера – была непопулярна, не пользовалась доверием и вызывала стойкое неприятие у обывателя. Милиция с тех пор не стала намного лучше, но имидж верховной и во многом местной власти серьёзно изменился. «Неправильные» олигархи получили по заслугам, а «правильные» (так или иначе) встали на государственно-патриотические позиции. Возникло ощущение «наведения порядка» (реального или мнимого), изменилась общая общественно-политическая атмосфера.
В этой ситуации поле для публичной активности политиков, подобных А.Быкову, повсеместно заметно сузилось. Они или легализовались и строят лояльную (хотя бы внешне) властям карьеру, или полностью ушли в экономику, или вообще сгинули.
Таким образом, самое страшное для А.Быкова это не атака со стороны властей, а народное забвение. А.Быков, видимо, сам это понимает. Этим можно объяснить смену округа – из родного Назарово он перебрался в Красноярск, так как осознаёт, что в краевом центре гораздо больше перспектив для публичной активности. Любая возможность повысить свою известность, выступить в качестве политика (а не просто человека с репутацией полукриминального бизнесмена, как его представляют СМИ), в качестве народного защитника, продлевает политическую жизнь А.Быкова. Переходя к партийной составляющей «проблемы Быкова» надо отметить, что и здесь ситуация для властей не фатальная. Некоторые, основания для опасений, конечно, есть. Независимо от того, как относится к А.Быкову, нельзя не признать, что это неординарный человек, пользующийся популярностью и действительно оказывающий помощь многим простым людям. Всё это, а также неумные нападки со стороны властей в период губернаторства А.Лебедя, сформировало имидж А.Быкова, как «своего парня», «борца за народную правду» против властей, бюрократов и коррумпированных «ментов». Блоки, возглавляемые А.Быковым на местных выборах, традиционно становились проблемой для властей. Один из последних примеров - осенью 2006 на выборах в горсовет жители Назарово (малая родина А.Быкова) поддержали список Быкова (столь же неизвестный «Евразийский Союз») «только за его фамилию», в противовес списку «Единой России». Все это позволило сформировать горсовет преимущественно из «людей Быкова». Не последнюю роль в этом сыграла «грязная» и агрессивная кампания местной «Единой России» против «списка Быкова», в итоге только консолидировавшая жителей.
Однако в этот раз А.Быков не идёт во главе какого-то конкретного партийного списка, что само по себе очень важно. Это ослабляет и личные позиции А.Быкова (избиратель не ассоциирует его с партией, с командой), и позиции партийного списка (во главе списка нет однозначно популярного и харизматичного «паровоза», а всех остальных избиратель просто не знает). Рейтинг «Партии возрождения России» (ПВР), которую решил на сей раз поддержать А.Быков, близок к нулю. Идеологическое позиционирование этой партии абсолютно не известно, не внятно и не разработано. Ни название партии, ни её имидж, ни её программные установки, не имеют прямой ассоциации с оппозиционностью А.Быкова и «быковцев». ПВР не имеет привязки к краю, нет истории её участия в местной политической жизни. А в довершение всего партию так и не зарегистрировали в качестве участника выборов.
В итоге пока дела у краевых властей и местной «Единой России» в целом обстоят неплохо. Что касается кампании собственно «Единой России», то её позиции и позиции её лидеров представляются достаточно сформировавшимися и устойчивыми. При той «большой коалиции», которую она сейчас представляет (губернатор А.Хлопонин, спикер ЗС А.Усс, мэр Красноярска П.Пимашков), круг её сторонников определен и вряд ли может быть радикально увеличен. По сути, под шапкой ЕР объединены все наиболее значимые группы местной элиты, которые смогли преодолеть прежние разногласия, по крайней мере, на период избирательной кампании. То, как кампания организована и какими пиар-событиями сопровождается, не предполагает пока никакого иного сценария, кроме инерционного. «Единая Россия» настолько сама себя поставила в жёсткие рамки формата «партии реальных дел» (спускающегося сверху донизу), что ей довольно трудно предпринять что-то яркое, из ряда вон выходящее для значительного подъёма своего рейтинга, кроме этих самых «реальных дел». ЕР обречена на разработку трёх основных тем, стандартных для всех регионов:
- «Единая Россия» и сверхпопулярный В.Путин – неразлучные друзья, две части одного целого;
- «Единая Россия» - партия реальных дел. Соответственно и фактологическую часть её позиционирования должна занимать всесторонняя реклама имеющихся достижений;
- «Единая Россия» за единую, сильную, стабильную и процветающую Россию. Но это в качестве риторической нагрузки к первым двум (базовым) пунктам.
В целом, все три элемента красноярские «единороссы» эксплуатируют достаточно успешно. Дополнить это можно только какими-нибудь новыми «реальными делами» или хотя бы проектами таких дел. Этим также успешно занимаются красноярские власти и «единороссы».Самое главное, чтобы сами «единороссы» «не наломали дров». А это может произойти, например, под влиянием завышенных требований федерального центра к местной организации ЕР. В крае ходят слухи, что Кремль требует от местных «единороссов» каких-то совершенно фантастических результатов.
Конечно, желаемый, сверхвысокий результат возможен, но он не гарантирован. На это есть вполне объективные и труднопреодолимые причины. Красноярский край это в целом очень специфичный регион России. Ещё специфичнее он стал после объединения трёх субъектов федерации в один. Всё пока довольно «сыро» и неустойчиво. Нет единой региональной самоидентификации. Много других «болезней роста». Усугубляет ситуацию тот факт, две из трёх составных частей края являлись ранее национальными субъектами федерации. Край имеет огромную и очень неоднородно развитую территорию. В крае традиционно сильна оппозиция и противостояние между «пришлыми», московскими управленцами и «местными». Не нужно дополнительно стимулировать этот тлеющий конфликт. И вообще не стоит «перегибать палку», иначе возможны разные сюрпризы в духе недавних выборов в другом вновь образованном субъекте – Пермском крае, также появившемся в результате недавнего слияния двух субъектов федерации, или «ставропольский» прецедент.
Вообще, если доводить ситуацию до абсурда, то, учитывая новейшие изменения в законодательстве (отмена порога явки и графы «против всех»), результат «Единой России» можно было бы поднять до небес, всеми способами максимально снижая добровольную явку избирателей. Тогда оппозиционный и неопределившийся избиратель не пришёл бы на выборы, а за ЕР в принудительном порядке проголосовал бы актив партии, бюджетники и рабочие подконтрольных предприятий.
Однако, если ЕР будет чрезмерно давить – не исключён какой-нибудь громкий инцидент с местной оппозицией. Тот же А.Быков наберёт на этом очки. Негативные последствия этого перегиба (в виде поствыборного усиления оппозиционных настроений, как в элите, так и в обществе) придётся расхлёбывать не Кремлю, а местным властям. А главное (если разобраться трезво) – не будет ничего страшного в том, если ЕР не доберёт лишних пять-десять процентов. Если контроль над краевым ЗС итак будет обеспечен, то зачем ломать людей «через колено». Ведь впереди ещё более важные выборы – парламентские и президентские.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.