Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.04.2007 | Татьяна Становая
Новое руководство ЦИК России
27 марта новым главой ЦИК России избран депутат Госдумы РФ от ЛДПР, бывший подчиненный Владимира Путина в мэрии Санкт-Петербурга Владимир Чуров. Впервые главой ЦИКа становится человек без юридического образования, близкий лично к Владимиру Путину и дистанцированный как от кремлевских политтехнологов, так и от «Единой России».
Владимир Чуров родился в Ленинграде 17 марта 1953 года. В 1977 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А.Жданова (этот же факультет заканчивал соучредитель банка «Россия» Юрий Ковальчук), двухгодичные журналистские курсы ЛГУ. С 1977 года работал в Межведомственном научно-проблемном центре естественно-научных исследований, консультаций и повышения квалификации при ЛГУ (ОКБ «Интеграл»). Преподавал в ЛГУ. В 1990 году избран в Ленсовет, где не примкнул ни к демократам, ни к коммунистам, в итоге соорентировавшись на Смольный. С 1991-го по 2003 год работал в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. С 1992 года – главный специалист комитета, начальник межреспубликанской референтуры комитета, заместитель председателя, начальник управления регионального сотрудничества комитета (с 1991-го по 1996 год комитетом руководил Владимир Путин, а главой аппарата был Игорь Сечин).
После проигрыша Анатолия Собчака на выборах мэра, сумел остаться на своем посту и при Владимире Яковлеве. В 2003 году начал активный поиск нового места работы. В июне 2003 года безуспешно претендовал на пост члена Совета федерации от Ленинградской области, но в итоге вошел в избирательный список ЛДПР, став депутатом Госдумы. В Госдуме стал заместителем председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественникам. По свидетельству депутатов, в Госдуме Чуров ни разу не выступил, не предложил ни одного законопроекта. В ЛДПР попал по протекции Кремля: к партии как таковой не имел никакого отношения.
Проработав четыре года в Госдуме, он стал известен своей активной деятельностью в качестве наблюдателя от СНГ на выборах, которые не признавались международными наблюдателями или вызывали много споров между Западом и Россией. Работал на выборах в Белоруссии, в период «революций» - в Украине и Киргизии, а также Сербии, Палестине, Приднестровье, Таджикистане. В марте 2006 года, в преддверии выборов в Верховную раду Украины, Чуров активно лоббировал легализацию украинских мигрантов и создание большего числа избирательных участков на территории России с тем, чтобы улучшить результат Партии регионов Виктора Януковича. В августе 2006 года Чуров принимал активное участие в развитии деятельности ЛДПР в Приднестровье. С одной стороны, опыт участия в выборах хотя бы формально оправдывает назначение Чурова председателем ЦИК. Но с другой стороны, подобный опыт весьма неоднозначен: по сути, Чуров был представителем стороны, заинтересованной в совершенно определенном результате.
Владимир Чуров – историк-любитель, автор книг «Рассказы Джона Сильвера» (очерки на морские темы для детей), «Рассказы старого дворника», документальной повести «Тайна четырех генералов» (о судьбах офицеров русской и советской армии). Известен своими монархическими симпатиями. Первое заседание и первые заявления нового ЦИКа показали, насколько существенна разница между новым и прежним председателем Центризбиркома, какие новые качества приобретет, а каких лишится ЦИК при Чурове.
Во-первых, новый глава ЦИКа, а вместе с ним и ЦИК в целом будут обладать меньшим авторитетом как внутри страны, так и на Западе. Чуров не является юристом, недостаточно знаком с избирательным правом и на многие вопросы просто не в состоянии дать содержательный ответ. Он предпочитал уходить от ответа, которого у него нет и уже сейчас быть не может: новый председатель, по задумке Кремля, не должен иметь собственной позиции в отношении действующего законодательства. Например, отвечая на вопрос о целесообразности использования практики «паровозов» в лице губернаторов, Чуров отшутился, что не видел ни одного губернатора, похожего на паровоз. На просьбу журналиста прокомментировать практику использования административного ресурса, Чуров призвал банально руководствоваться законом.
Во-вторых, при Чурове ЦИК теряет свою относительную самостоятельность не только в содержательной части работы, но и в организационной. Первое заседание нового состава показало, что Чуров не имеет достаточного опыта управления, личного авторитета, способного влиять на более «весомых» и опытных членов ЦИК. Вот как описывает журналист «Коммерсанта» первые минуты председательства Чурова: «Геннадий Райков … освободил место новому председателю. Тот нерешительно сел. «Я бы хотел просить вас несколько отступить от регламента», - начал Владимир Чуров. «Давайте проголосуем, чтобы сегодня заседание продолжил вести Геннадий Райков», - попросил он. Две-три руки медленно поползли вверх, а лица членов комиссии вытянулись. «Сколько? Не принято?» - растерялся вновь избранный. Старожилы спрятали глаза. Дальнейшее голосование по избранию зампреда и секретаря проходило в полном сумбуре. Что-то выкрикивал Вадим Соловьев. Владимир Чуров несколько раз пытался остановить его, но тот не слышал и даже не прислушивался».
В-третьих, при Чурове ЦИК практически перестанет быть активным участником формирования и правки избирательного законодательства России. Если при Вешнякове ЦИК занимался разработкой практически всего комплекса выборного законодательства, то теперь эти функции перейдут в администрацию президента. Чуров сразу заявил, что ЦИК не является субъектом законодательной инициативы.
Одновременно он отказался от права комментировать действующее законодательство: заметим, что ЦИК в России всегда была органом, разъясняющим, трактующим законы и разрабатывающим их. Как заявил Чуров, «главное мое отличие от позиции Александра Вешнякова заключается в том, что я в меньшей степени склонен комментировать избирательное законодательство и в большей степени склонен добиваться его исполнения от всех участников избирательного процесса», фактически подтвердив бытующее мнение о причинах ухода Вешнякова. Однако вскоре Чуров выступил с идеей принять закон о ЦИКе (это означает вероятность институционального ограничения и снижения веса Комиссии как органа власти) и закона, определяющего права миссии международных наблюдателей – это должно снизить их возможности по контролю над выборами.
В-четвертых, Владимир Чуров гораздо в большей степени, чем Вешняков политически «ангажирован» действующей властью. «Вешняков был чиновником, а при Чурове Центризбирком приобретет патриотическое лицо», - заявил депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов. Монархист, патриот, подчеркнуто православный, Чуров более ориентирован на приоритеты политической целесообразности, чем его предшественник. «Первый закон Чурова: Путин всегда прав», - говорил в июне 2003 года Чуров, убеждая депутатов ленинградского областного парламента поддержать его кандидатуру в СФ России.Достаточно своеобразны политические оценки Чурова, звучавшие в разное время. Так, в 2005 году он отмечал, что современное демократическое устройство подразумевает развитое местное самоуправление, «и для этого не обязательно наличие федерального парламента». Будучи в Приднестровье и отвечая на критику ОБСЕ, он заявил: «приднестровское законодательство абсолютно демократично, и, соответственно, все выборы на этой гостеприимной и доброй земле должны признаваться всеми миссиями абсолютно демократическими». «Определений, что именно можно считать демократическими выборами, столько же, сколько есть международных организаций», - заявил Чуров в интервью «Газете.ру».
В то же время назначение Чурова свидетельствует о том, что Центризбирком по-возможности выведен из-под борьбы основных политических сил и замкнут, по сути, непосредственно на президента и его главу администрации. Стоит напомнить, что формирование нового состава ЦИКа спровоцировали начало активной политической борьбы за председателя и членов Комиссии. Эта борьба носила много плановый характер.
В первую очередь в борьбу вступили политические партии - «СР» и «ЕР». «Единая Россия» пыталась принять поправки к законодательству, вводящие принцип пропорциональности при формировании состава ЦИК от Госдумы. «СР» претендовала на продвижение «партийных» претендентов в ЦИК как от СФ России, так и от фракции «Справедливая Россия» в Госдуме. Однако ни той, ни другой партии Кремль не дал возможности провести своих людей: весь состав ЦИКа от парламента был определен не партийными критериями, а критериями преемственности и профессионализма (за исключением Чурова, который прошел от ЛДПР, но при этом тоже не может считаться партийной креатурой).
После того, как от участия в формировании нового состава ЦИКа были отстранены партии, в борьбу вступили кремлевские группировки - своих людей пытались провести наиболее влиятельные кремлевские фигуры. Так, по президентской квоте прошли руководитель аппарата Общественной палаты Игорь Федоров и эксперт Общественной палаты Игорь Борисов – оба считаются фигурами, близкими к заместителю главы президентской администрации Владиславу Суркову. Оба фигурировали как возможные претенденты на пост главы ЦИКа. В числе претендентов назывался и «единоросс» Станислав Вавилов, которого «Коммерсант» назвал креатурой главы президентской администрации Сергея Собянина.
Однако ни «сурковские», ни «собянинские» фигуры не стали во главе Комиссии. Глава ЦИК оказывается внеклановой фигурой и будет напрямую замкнут на президента и его администрацию. При этом для Чурова будет важным сохранять адекватные отношения со всеми основными игроками, что означает и дистанцию от них (сближение с одним кланом автоматически может повлечь ухудшение отношений с другим).
Зато вторые роли внутри ЦИКа были «поделены» и сбалансированы между основными группами интересов. Так, заместителем главы ЦИК стал «единоросс» и человек Собянина - Вавилов. Секретарем Комиссии стал 42-летний Николай Конкин - адвокат, член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, близкий, как считается, к «Справедливой России».
Важнейшим итогом формирования нового состава ЦИК является баланс между «СР» и «ЕР»: главная партия власти не получила заведомого преимущества. А это означает, что для обеих партий будет созданы максимально конкурентные условия.
Парадоксально, но, назначив Чурова, Кремль пытался вывести Комиссию из-под борьбы основных политических сил и кланов, сделав этот орган власти в преддверии выборов исключительно президентским. Однако для этого Путину пришлось искать человека извне, абсолютно управляемого и несамостоятельного. Отсутствие «самости» нового главы ЦИК, напротив, будет провоцировать основные кланы и политические партии вступать в борьбу за влияние на ЦИК с новой силой. Новому главе ЦИК будет гораздо сложнее противостоять попыткам извне снизить институциональную влиятельность Комиссии и ее роль в избирательном процессе. В первую очередь это касается «Единой России» - как партии, активно претендующей на правку избирательного законодательства. «Единая Россия» фактически сумела избавиться от критика ее законотворческой деятельности в лице Вешнякова и одновременно не получила сопоставимой замены. В то же время Чуров в большей степени устраивает и «Справедливую Россию» как человек, не ангажированный «единороссами».
Новый состав ЦИК сформирован под выборы 2007-2008 года: Кремль максимально обезопасил себя от возможных рисков, делая процесс управления выборами возможно более эффективным и предсказуемым. Главное, чего добился президент - это выведение ЦИК из-под влияния кланов и снижение авторитета ведомства. Это может сказаться на снижении легитимности выборов, ухудшении оценок качества избирательного процесса со стороны западных наблюдателей и росте протеста со стороны оппозиции.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.