Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
17.04.2007 | Николай Пахомов
Ататюрк был бы недоволен
Вчера в Турции стартовал марафон президентских выборов. Казалось бы, предстоящий приход нового президента вместо нынешнего Недждета Сезера серьёзного влияния на политическую жизнь страны иметь не должно – всё-таки президент фигура в Турции больше церемониальная. Однако большая вероятность того, что высокий пост займёт нынешний глава кабинета Тайип Эрдоган, уже привела к взрыву политических страстей в стране. Ведь Эрдоган лидер, пускай и умеренных, но исламистов, а принципиально светский характер государственности один из краеугольных камней современной Турции, основанной Ататюрком.Страсти действительно кипят. В субботу в Анкаре прошла крупнейшая за последние годы демонстрация, в которой, по разным оценкам, участие приняли до 200 тысяч человек. Главными лозунгами столь масштабной манифестации стали призывы не допустить избрания Эрдогана президентом. К протестам присоединился и нынешний президент Сезер, заявивший, что «политический режим Турции сталкивается с самой серьёзной угрозой за время её существования».
Любопытно, что сказал это глава государства (давний и ярый сторонник светской власти) не где-нибудь, а выступая перед генералитетом. Наблюдатели сразу же сочли его слова намёком. Известно, что турецкие военные - главные охранители народа от власти исламистов. В течение прошлого века они уже свергали правителей, заподозренных в излишнем следовании учению пророка Мухаммеда. А если до свержения дело не доходило, то генералы давали понять, что политическим руководителям нелишне умерить свой религиозный пыл, иначе переворота ждать долго не придётся.
И сегодня турецкие военные вместе с профессурой и судьями главные противники прихода Эрдогана на пост президента. Конечно, премьер далёк до радикализма. Четыре года своего руководства правительством он проводил достаточно взвешенный курс, всячески избегая радикальных заявлений и стараясь проводить политику, милую Европейскому Союзу, куда Турция давно и безуспешно пытается вступить. Кстати говоря, борьба за президентский пост будет иметь и внешнеполитическую проекцию. Прозападный курс Анкары практически полностью дискредитировал себя. Ещё были некоторые надежды, что председательствующая в этом полугодии в ЕС Германия, имеющая с Турцией давние и прочные связи, похлопочет за турецкую кандидатуру на членство в ЕС перед своими партнёрами по интеграционному объединению. Этого не произошло. Более того, достаточно прохладно относящаяся к идее турецкого членства Ангела Меркель не упускает случая слегка пожурить Турцию за недостаточные усилия в деле следования европейским стандартам.
Да и вообще, как известно, на современном Ближнем Востоке исламисты пользуются всё большей поддержкой избирателей. Тем более если эти исламисты способны быть и выглядеть современными, что Эрдоган и его партия умеют вполне. Времена сегодня значительно изменились – генералам будет непросто организовать и осуществить переворот, а потом ещё добиться того, чтобы их действия рассматривались как легитимные внутри и вовне страны.
В любом случае Эрдоган пока не объявил о том, что будет участвовать в выборах. Думается, что, прежде всего, из-за того, что у него много планов и на посту премьера, у которого реальных полномочий значительно больше. Да и на предстоящие осенью парламентские выборы соратников к победе сейчас способен повести, пожалуй, только он. Если же баллотироваться на знаковый пост он решится, то его кандидатура будет утверждаться парламентом. Полномочия Сезера истекают 16 мая. Претенденты о своём желании стать президентом должны заявить до 25 апреля, после чего и состоятся несколько раундов выборов в парламенте, где у Партии справедливости и развития Эрдогана комфортное большинство, которому не хватает лишь дюжины голосов для того, чтобы сделать своего ставленника президентом уже в перовом туре. Но это с формальной точки зрения. Фактически же элита и граждане турецкой республики сегодня расколоты из-за возможности того, что президентом станет исламист, пускай и умеренный.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.