Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.04.2007 | Николай Пахомов
Полезный авторитаризм по-эквадорски
В последнее время несколько поутихла дискуссия вокруг стремительного наступления «левых» в Латинской Америке. Публика лишь принимает к сведению очередные шумные заявления Уго Чавеса или сводки о состоянии здоровья Фиделя Кастро. Однако продолжает оставаться исключительно любопытной (с точки зрения позиций «левых» в регионе и их взаимоотношений с Вашингтоном) ситуация в Эквадоре, где популярный президент Рафаэль Корреа добивается всё новых успехов в борьбе с традиционными элитами.
Предыдущий раунд жаркой схватки состоялся чуть больше месяца назад, когда президент повёл наступление на законодателей, заседающих в Национальном конгрессе. Необходимо иметь в виду, что этот властный орган в последние годы стал настоящим кошмаром для президентов – свергал он их регулярно. Велика была опасность того, что такая же судьба ожидает и нового, «левого» президента, так как своих представителей в конгрессе он не имел.
Корреа решил убить одним выстрелом двух зайцев. Собрав специальный орган для разработки новый конституции вместо действующей сейчас (принята лишь в 1998 году), он не только хотел ослабить власть конгресса, но и попытаться навести хоть какой-то порядок в стране, ставшей настоящим символом латиноамериканской нестабильности. Законодатели угрозу распознали и референдум о созыве конституционной ассамблеи попытались блокировать, а заодно и заменить нынешний состав избирательного трибунала на более лояльный различным властным группировкам конгресса.
Члены трибунала в долгу не остались и уволили 57 из 100 народных избранников, что одобрил и конституционный суд. Такое можно представить, пожалуй, только в Эквадоре. Законодатели попытались протестовать, что вызвало возмущение простых эквадорцев – пытавшихся пробраться в здание парламента уволенных депутатов отлавливали и доходчиво с помощью кулаков объясняли, что видеть их своими представителями народ Эквадора больше не хочет. Завершился первый раунд этой дуэли по поводу новой эквадорской конституции в пользу президента. Уволенные конгрессмены стали заседать в одном из фешенебельных отелей, а в парламенте этих депутатов заменили посланцы их партий - таким образом, чтобы депутатов (или исполняющих их обязанности) было хотя бы половина состава для кворума.
Теперь же состоялся и сам референдум, на котором эквадорцы уверенно поддержали точку зрения своего президента, чей рейтинг стабильно держится на уровне 70 процентов. Оппозиционеры присутствия духа не теряют – на запланированных на начало осени выборах они рассчитывают провести в конституционную ассамблею большинство своих кандидатов, чтобы вообще отбить у Корреа охоту писать новую конституцию.
Вообще, вся эта реформа интересна уже скорее с политико-философской точки зрения. Она словно призвана ответить на вопрос «Сколько авторитаризма необходимо для нормального развития и реформ?» С одной стороны, наступать на демократию (в чём обвиняют сегодня эквадорского президента, большого друга Уго Чавеса) весьма нехорошо. С другой, хаос, управляемый главными олигархическими семействами Эквадора, серьёзно разрушил национальную экономику и лишил политиков доверия народа. Даже западные исследователи сегодня отмечают - впрочем, без особого удовольствия, - что большие полномочия у президента могут способствовать стабилизации ситуации в стране и притоку необходимых инвестиций.
В любом случае, очевидно, что Корреа сторонник суверенитета. За небольшой срок нахождения его у власти Эквадор принципиально расплатился с долгами перед Международным валютным фондом. Ещё будучи министром финансов, Корреа неоднократно заявлял, что недопустима ситуация, при которой зарубежные доноры пытаются диктовать политику страны. Позиции эквадорского президента сильны. Единственное, что может их ослабить – отсутствие прорывов в экономике. Добыча нефти в стране падает, а, как любят сострить оппозиционеры, конституционная ассамблея не создаст новые рабочие места.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.