Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.04.2007 | Сергей Михеев

Киргизский пат

События 19 апреля в Бишкеке ещё раз подтвердили, что хаос, посеянный «тюльпановой революцией», утихнет в Киргизии ещё не скоро. Новая, демократическая власть, «свергнувшая тиранию Акаева», впервые в таком масштабе применила насилие против своих противников. Нестабильность, скорее всего, будет только нарастать, если власть не проявит ещё большую жёсткость. Но если она её и проявит, это не станет гарантией стабилизации, так как сил для удержания контроля над всей страной у президента Бакиева может не хватить. Таким образом, ситуация близка к патовой.

Приходится с сожалением признать, что с каждым годом Киргизия всё более и более демодернизируется. Распад СССР вызвал во многих республиках Средней Азии возрождение архаичных форм и методов политического процесса. Эта архаика присутствовала и при советской власти, но тогда её удавалось удерживать в рамках хотя бы относительного приличия. Обретение Киргизией независимости, к сожалению, стало и моментом возрождения клановой системы, обострения давнего конфликта между северными и южными элитами страны, что вкупе с тяжёлыми экономическими проблемами дало эффект возникновения этакого неофеодализма.

Однако при Акаеве власть всё же пыталась каким-то образом тормозить эти процессы, не давать им слишком откровенно выплёскиваться на поверхность. Всё-таки для Акаева сам по себе имидж страны (и его личный имидж), как некоего примера демократии в среднеазиатских условиях значил очень много. Впрочем, в итоге этот демократический имидж в том числе стал одной из причин краха Акаева. Тогда, когда надо было решительно применить силу, киргизский экс-президент не смог пойти на это.

«Тюльпановая революция» окончательно сняла все тормоза с процесса архаизации общества. Не секрет, что в ходе революции оппозиционные лидеры в полной мере использовали клановые механизмы мобилизации масс, а также вовсю спекулировали на вопросе соперничества юга и севера страны. Выведя массы народа на площади, они показали людям, что практически любые вопросы можно решать именно таким способом – толпой пойти на штурм власти. Уже тогда было совершенно очевидно, что революционеры выпустили из бутылки такого джинна, который обязательно рано или поздно обернётся против них же самих. Причём загнать этого джинна обратно в бутылку можно будет только силой.

И, похоже, сейчас Киргизия медленно, но верно приближается к этому моменту истины. Власть применила ограниченную силу в Бишкеке для разгона демонстрантов, завела уголовные дела, проводит допросы и аресты. Но готова ли она идти дальше, если оппозиция не успокоится? «Тюльпановая революция» будоражит народ уже несколько лет и значительно повысила готовность масс к любым беспорядкам. Если лидеры оппозиции проявят решительность, они смогут взбунтовать несколько районов страны и вывести их из подчинения Бишкека. Да и сам Бишкек может не устоять. Этому, к примеру, способствует и обострившееся в результате революции противостояние север-юг. Ведь Бакиев и почти вся его команда это южане. А бишкекцы – элита северян.

Если же власть решится на более жёсткое насилие, то её шансы на успех также будут в лучшем случае 50 на 50. С одной стороны, народ Киргизии действительно давно уже ждёт жёстких и эффективных шагов от власти и может пойти ей навстречу. Но, с другой стороны, нынешняя «цветная» власть уже довольно сильно дискредитировала себя в глазах народа. Люди, скорее, готовы принять каких-то новых, пусть и жёстких людей. А главное – киргизская армия, МВД, спецслужбы слабы и внутренне также разобщены. Они могут оказаться просто не готовыми к выполнению слишком решительных и жёстких приказов нынешней власти. И тогда нестабильность начнёт распространяться по стране как цепная реакция.

К тому же есть, несомненно, у «тюльпановой» власти и проблемы с имиджем. Ведь именно на борьбе с «авторитарным насилием» революционеры пришли к власти. И вот оказывается, что «дракон жив», что новая власть ничем не лучше, а даже хуже старой. Она не смогла наладить стабильной жизни в стране, не смогла решить экономические проблемы, не смогла найти политический консенсус между различными силами в обществе, а теперь ещё она пошла и на насилие, на которое не решился даже диктатор Акаев. Как минимум, всё это серьёзно ослабит позиции Бакиева на следующих президентских выборах. Как максимум, приведёт к новой волне массовых беспорядков, а в итоге, возможно, и к полному хаосу в стране.Ситуация осложняется тем, что стороны практически не пытаются всерьёз прийти к какому-то компромиссному решению. Каждая группа просто тупо настаивает на своём. Это, кстати, говорит о профнепригодности киргизской элиты в целом. Нет общенациональной повестки дня, нет понимания необходимости сохранения стабильности и целостности страны, в общем-то, нет и никаких идей. Есть стремление достичь конкретных, узкогрупповых, клановых, а иногда и просто личных интересов. Даже если это будет в ущерб интересам всего государства и общества. Кстати, и это тоже одно из последствий «тюльпановой революции».

Таким образом, Киргизия всё ближе к понятию «несостоявшееся государство». А нынешняя ситуация близка к пату. И большая жёсткость власти, и её мягкость могут с одинаковой вероятностью привести к одному и тому же результату – росту хаоса в стране.

Если вернуться к конкретной ситуации, то представляется, что для Бакиева сейчас существует следующий выбор – или проявить ещё большую жёсткость, но сильно при этом рисковать, или предложить оппозиции на фоне её нынешнего, промежуточного поражения некий разумный компромисс. К примеру, он может заключаться в отходе на один шаг назад – оппозиция отказывается от своих требований отставки Бакиева, а президент проявляет готовность к обсуждению других требований своих противников и в частности требований нового пересмотра конституции страны.

Впрочем, это будет лишь тактическое снижение напряжённости. В более долгосрочной перспективе нестабильная ситуация, скорее всего, сохранится ещё довольно долго. Причём есть основание считать, что нынешние лидеры с обеих сторон уже близки к исчерпанию кредита доверия населения, да и своих способностей эффективно решать проблемы. Чем больше они куролесят, тем меньше их шансы надолго остаться у власти (или прийти к этой власти). Не исключено, что ситуацию сможет изменить появление некого нового человека с новой командой, способного выгодно отличаться от всех своих предшественников. По крайней мере, после всего, что уже произошло, можно с большой долей уверенности предсказать, что если на следующих президентских выборах будут фигурировать всё те же лица, можно ожидать нового витка нестабильности.

России также стоит обратить внимание на данную ситуацию. Сейчас Киргизия находится где-то на периферии российской внешней политики. Все заняты другими делами. К примеру, подготовкой к выборам парламента и президента. Однако надо отдавать себе отчёт в том, что другие внешние игроки не забывают о Киргизии. Хаосом в этой стране не замедлят воспользоваться многие соседи Киргизии, а также различные экстремистские группировки и мафия. Не дремлют американцы, фактически приведшие Бакиева к власти. Значительно увеличилось влияние в стране китайцев. Говорят даже, что новый премьер-министр страны - это отчасти и китайская креатура. Он уйгур по национальности и, по слухам, поддерживает тесные связи с китайскими уйгурами, через которых на него якобы пытаются влиять китайцы. Несомненно, с большим вниманием за ситуацией наблюдают Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Все они потенциально имеют виды на некоторые киргизские территории. Особый интерес к Киргизии проявляют наркомафия и исламские экстремисты. Для них было бы идеально превращение страны в «чёрную дыру», неконтролируемую территорию, где можно творить что угодно. Прямым следствием ухудшения положения в Киргизии станет и резкое увеличение миграционного потока из этой страны в Россию. Так что пускать ситуацию на самотёк не стоит.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net