Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.05.2007 | Татьяна Становая

"ПУТИНСКИй КУРС" ДЛЯ ПРЕЕМНИКА

26 апреля президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным обращением. Послание стало предвыборной презентацией социально-экономической программы для будущего президента России и попыткой выстроить набор приоритетов, вокруг которых стоит консолидировать все ветви власти и общество.

Главной задачей нынешнего послания президента была подготовка элит и общества к передаче власти преемнику путем ее консолидации вокруг «путинского курса». Именно поэтому послание не могло быть обращено в прошлое и ориентировалось не просто в ближайшее будущее, а на долгосрочные ориентиры (вплоть до 2030 года). Для консолидации элит и общества требовалось предложить некий набор приоритетов, которые должны были стать консенсусными, выведенными за пределы политической, предвыборной борьбы.

Консолидация общества и власти - старая излюбленная тема Владимира Путина, которая в предвыборный год приобретает особую актуальность. Президент выделил несколько приоритетов, которые должны стать основанием для такой консолидации.

Первое – морально-нравственный и культурный компонент. Впервые Владимир Путин поднял этот фактор на самый высокий уровень, придав своему «путинскому курсу» миссионерскую составляющую. Впервые в послании уделено беспрецедентно большое внимание самобытному культурному развитию российского общества. Тем самым сделана попытка «укоренить» этот курс в российской традиции, основанной на «базовых морально-нравственных ценностях, выработанных народом России за более чем тысячелетнюю историю». Речь идет об альтернативе как коммунистической, так и либеральной идеологии, на которые ориентирована разнообразная оппозиция.

Второй приоритет – суверенитет и независимость. Этот приоритет имеет и свое непосредственное прикладное значение: он позволяет отделять системные силы от внесистемных. «Не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое: одни – для того чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие – чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности», - говорится в послании. В данном случае президент достаточно прозрачно намекает на внесистемную оппозицию, обвиняя ее в попытках произвести то ли аппаратный «олигархический реванш», то ли «цветную революцию» в интересах Запада. Причем второй риск Кремлю кажется более опасным: «Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела», - сказал Путин, сравнив западные страны с колонизаторами, использующими демократическую риторику в завоевательных целях.

Сюда же важно добавить и слова президента об использовании межнациональной и межконфессиональной розни, которая в словах президента выглядит специфической «грязной технологией» в руках той же внесистемной оппозиции. Владимир Путин призвал парламентариев как можно скорее принять законы об экстремизме, подтвердив в целом линию Кремля на маргинализацию внесистемной оппозиции путем идентификации ее с экстремизмом.

Меры против внесистемной оппозиции и ужесточение режима как повод для критики России со стороны Запада нуждаются в предвыборный год в дополнительной легитимации. И Путин прекрасно понимает это: именно с проблематики выборов Путин начал свое послание. В этом контексте главной задачей президента стало повышение легитимности как созданного политического режима, так и институциональных условий проведения выборов. Отсюда стремление Путина убедить аудиторию в демократичности политического процесса в России. Президент рассказал об успехах демократизации избирательной системы, повышении «возможностей оппозиции» «расширить свое представительство в законодательных органах власти» (хотя реально «входы» во власть существенно сузились), росте влиятельности местного самоуправления и повышении ответственности региональных властей («децентрализация управления достигла самого высокого в истории уровня»), стремительном расширении информационного пространства, развитии диалога власти и НПО при содействии Общественной палаты. Все это было необходимо сказать для того, чтобы повысить легитимность спорных реформ и заранее убедить общественность в демократическом характере готовящихся выборов в России.

Президентское послание было предвыборным и поэтому во многом его содержание определялись политическими интересами Путина: обеспечить максимальную социальную поддержку своего курса и будущего преемника, который этот курс будет проводить. Поэтому Владимир Путин был вынужден много внимания уделить популярным темам: социальным и вопросам, связанным с развитием конкурентной промышленности.

Итак, один из приоритетов в этом контексте – социальная справедливость. Президент не использовал именно это понятие, однако, содержательное наполнение «социальной справедливости» можно было найти практически в каждом «социальном» высказывании Путина. Отсюда и значительное внимание к национальным проектам, уровень реализации которых президент оценил весьма высоко. Впервые президент предложил перераспределять «нефтяные» доходы государства в пользу решения непосредственных социальных проблем. Причем речь идет как о доходах от экспорта нефти, так и об использовании доходов, полученных от продажи активов ЮКОСа (кстати, после этого любой критик «дела ЮКОСа» рискует получить ощутимый негативный рейтинг). Так, решение одной из самых острых социальных проблем – огромные объемы аварийного и ветхого жилого фонда в России – президент предложил за счет улучшения администрирования налоговых сборов, приватизации государственного имущества, «а также, может быть, и от продажи активов компании «ЮКОС» для погашения ее долгов перед государством».

Еще одним элементом понятия «социальная справедливость» стало предложение президента использовать нефтегазовые доходы для финансирования пенсионного дефицита, повышения пенсий, поддержки добровольных пенсионных накоплений и иных «масштабных социальных программ». В связи с этим Путин предложил переименовать Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния. Президент заверил, что в России не будет повышения пенсионного возраста, о чем не раз говорил глава ПФ России. «Для справедливого распределения средств между разными группами населения прошу правительство определить максимальную сумму такого финансирования», - обратился Путин к кабинету министров. Таким образом, впервые четко поставлен вопрос об использовании значительных финансовых средств, полученных от экспорта энергоресурсов, внутри страны на социальные программы.

Четвертый приоритет – конкурентоспособная промышленность. Для достижения этой цели президент фактически предлагает воспользоваться инструментами госинвестиций и создания крупных государственных корпораций. Данный приоритет может означать смену публичных акцентов – отход от риторики свободной рыночной экономики и усиление «дирижизма»: президент уже не говорит о снижении налогов, «налоговом терроризме», уходе государства из экономики, структурных административных и судебных реформах. Напротив, государство начинает активно возвращаться в экономику не только как источник государственных инвестиций, но и как крупнейший собственник.

Итак, часть средств Фонда национального благосостояния президент предложил использовать для финансирования банка развития, Инвестиционного фонда и Венчурной компании. Владимир Путин очень подробно рассказал о том, на какие проекты должны идти государственные финансовые ресурсы. В первую очередь это касается так называемых «инфраструктурных ограничителей роста»: электроэнергетика («к 2020 году увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России», будет проинвестировано порядка 12 триллионов рублей), транспорт, дороги (строительство и реконструкция федеральных трасс Север-Юг, Центр-Урал, на дальнем Востоке и Сибири), морские порты, модернизация Волго-Донской и Волго-Балтийский каналов, приватизация аэропортов, реконструкция мостов и т.д. «Предлагаю Правительству также проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала», - отметил Путин.

Далее президент обратил внимание на необходимость развития переработки природных ресурсов. В первую очередь речь идет о нефти: по словам Путина, необходимо увеличить экологические штрафы и ужесточить лицензионные требования к недропользователям за сжигание попутного газа. Отметим, что это одна из самых серьезных проблем в ТЭКе: дело в том, что нефтяные компании вынуждены сжигать газ, так как почти невозможно этот газ экспортировать. «Газпром», контролирующий «единый экспортный канал» предлагает НК либо продавать свой газ по низким ценам, либо не пускать его в «трубу» вовсе. В этом контексте слова Путина являются значительной поддержкой «Газпрома», заинтересованного в наращивании объемов экспорта газа, но не желающего вкладывать значительные средства в его добычу. Говоря о переработке, президент также упомянул проблему переработки внутри страны круглого леса и призвал прекратить выдачу квот иностранцам на вылов рыбы.

И третье – это уже любимая тема президента – развитие инновационной экономики и нанотехнологий. Путин выразил надежду, что созданная Объединенная авиационная корпорация станет «мотором модернизации всей отрасли», а Объединенная судостроительная корпорация займет собственную нишу на глобальном рынке. Президент призвал правительство увеличивать финансирование фундаментальных научных исследований, разработать систему госзаказов на научные исследования, развивать НИИ. Наконец, было объявлено о создании Российской корпорации нанотехнологий, для финансирования которой будет выделено 130 млрд. рублей.

Представленная президентом стратегия промышленной политики России говорит о том, что сделан выбор в пользу усиления регулятивных функций государства. При этом отметим некую внутреннюю противоречивость послания в экономической части. Начиная говорить об экономике, Владимир Путин сразу заявил, что «вкладывая средства в экономику, государство должно лишь «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки». «Бюджетные средства должны стать не главным источником, а прежде всего – катализатором для частных инвестиций», - подчеркнул Путин. Здесь же он сразу обратил внимание на необходимость развития малого бизнеса, но не предложил конкретных мер. Сохраняя приверженность декларируемым рыночным приоритетам, Путин, тем временем, наполнил экономическую политику совершенно иным смыслом, по сути, предложив вкладывать огромные инвестиции в госкорпорации. Получается, вместо того, чтобы «подставить плечо» государство становится едва ли единственным инвестором в отраслях, в которых формируются крупнейшие госкорпорации. А в условиях отсутствия структурных реформ создаваемая экономическая модель особенно подвержена рискам при падении цен на энергоносители. Значительно расширяется госсектор, который рискует стать недостаточно эффективным. Вместе с тем это негативно скажется на конкурентоспособности частных компаний.

В связи с этим очень важно отметить и факт отсутствия в послании приоритетов, которые были всегда присущи «путинскому курсу»: это борьба с неэффективной бюрократией, снижение налогового пресса на бизнес, повышение прозрачности работы госаппарата. В нынешнем послании так и не получила развития антикоррупционная тема. Отсутствует и тематика построения энергетической сверхдержавы, что свидетельствует о смене публичных приоритетов в пользу более социально понятных и востребованных (энергетическая сверхдержава воспринималась как «сырьевой придаток», а на Западе встретила мощное сопротивление). В то же время в действительности, нельзя говорить о реальной смене приоритетов. Владимир Путин гордо заявил в послании, что Россия вышла на первое место по добыче нефти. Заметим, что несколько месяцев назад Путин выразил сомнение, нужно ли это стране: президент удачно играет словами, стараясь не «зацикливаться» на энергетических возможностях России и публично не ставя их во главу экономической стратегии. В целом же «предвыборное» изменение акцентов вполне вписывается в политические интересы Путина: обеспечить консолидацию элит, прекратив запугивать ее борьбой с коррупцией, и электоральную поддержку «путинского» экономического курса, уйдя от противоречивой сырьевой экономики к задачам развития высокотехнологичного производства.

Наконец, пятый приоритет – это высокая обороноспособность страны. Президент рассказал о переоснащении частей и соединений новыми модернизированными образцами вооружения и военной техники, но главное – показал жесткость России в проведении своей оборонительной политики. Владимир Путин объявил мораторий на исполнение ДОВСЕ и пригрозил вовсе выйти из договора, если страны НАТО не ратифицируют и не начнут его исполнять. Тем самым, президент показал, что Россия готова проявлять былую жесткость в диалоге с Западом.

Все эти приоритеты, по сути, ложатся в основу предвыборной программы преемника, который при этом будет четко связан с «путинским курсом». Наблюдатели пытались определить, на кого из двух вероятных кандидатов в преемники, указывает содержание программы приоритетов. Однако президент изначально пытался уйти от подобных «намеков», уделив едва ли не равное внимание как куратору национальных проектов Дмитрию Медведеву, так и куратору промышленной политики – Сергею Иванову (впрочем, Медведев получил ряд дополнительных «плюсов» за счет высокой оценки эффективности нацпроектов). В любом случае цель Путина состоит в том, чтобы снять зависимость курса будущего президента от личных приоритетов и обязать преемника выполнять заранее сформулированную программу действий сразу не несколько десятилетий вперед. И в этих условиях, вопрос о том, кто станет преемником, оказывается менее важным, чем преемственность курса: именно этого добивается Путин.

Послание президента Владимира Путина, с одной стороны, дает некие приоритеты долгосрочного развития страны, оставляя все программы политических оппонентов вне конкуренции и четко связывая успех с «путинским курсом», с другой стороны, дает инструментарий для разделения системных и внесистемных сил. По сути, обозначенные приоритеты приравнены к общегосударственным и выведены за пределы политической борьбы. Тем самым, Путин пытается избежать дискуссии о главных ценностях и консолидировать элиту вне зависимости от ее политических предпочтений. Президент предложил всем политическим силам в стране либо разделить поставленные им приоритеты и вместе подключиться к их реализации, либо не признать и тогда рисковать превращением в маргиналов или «экстремистов». Обществу же четко показано отсутствие альтернативы развития страны на последующие годы.

Татьяна Становая - руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net