Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
18.05.2007 | Николай Пахомов
Война в Сомали: конфликт идентичностей
Если вспомнить, что говорят о современных международных отношениях политики ведущих государств и эксперты, то вполне можно прийти к выводу, что основная проблема современности - это война с международным терроризмом. При этом встречаются разные оценки того, где проходят фронты этой войны. Существует некоторый консенсус, что два театра военных действий находятся в Афганистане и Ираке. Третьим же фронтом вроде бы следует признать, хотя бы основываясь на риторике официального Вашингтона, провозгласившего своё лидерство в борьбе с мировой террористической гидрой, Сомали. Однако с этой точкой зрения эксперты соглашаться не торопятся, предпочитая рассматривать трагические перипетии местной политики в терминах внутренней борьбы.
Недавно британский Королевский институт международных отношений, также известный, как «Четэм Хаус», в серии своих докладов выпустил исследование об истории Союза исламских судов Сомали. Работа эта в небольшом объёме достаточно подробно описывает события последних лет и роль в этих событиях исламских судов. Это исследование подтверждает и то, что при разрешении любой политической проблемы в наше время важно иметь в виду существование разных уровней идентичности – в случае Сомали это клановая, религиозная и государственно-национальная.
В качестве одной из главных трудностей, мешающих установлению в Сомали прочного мира, авторы исследования – английский африканист Седрик Барнс и Харун Хассан, основатель и директор Сомалийского медиа-центра в Лондоне – называют отсутствие единой и согласованной реакции международного сообщества на события в Сомали: Эфиопия и стоящие за ней США действуют по обстановке, стараясь давлением и военной силой решать лишь свои текущие, тактические задачи. До некоторой степени (свергнув Союз исламских судов и захватив Могадишо) сделать это они сумели. Однако и сами исламисты своими недальновидными действиями помогли успеху противников. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо хотя бы кратко вспомнить историю этих судов.
Начиналось всё ещё в 1994 году, когда уставшие от хаоса и насилия сомалийцы попытались хотя бы на местном уровне создать некое подобие правоохранительной системы. Именно в этом желании следует искать корни исламских судов. Очевидно, что исламский фундаментализм играл уже вторичную роль – подлинных, одержимых исламистов следует искать скорее в пакистанских медресе, тут шариат оказался, скорее, наиболее доступной правовой системой, способной положить конец кровавому хаосу.Известно, что сделать это удалось. Другое дело, что в определённый момент палку перегнули, как это в своё время случилось и в Афганистане – порядка стало слишком много. Теперь же, после вступления в страну эфиопских войск с небольшим добавлением контингента других африканских наций под эгидой ООН вернулся беспорядок.
Авторы этого анализа деятельности исламских судов, как и большинство других специалистов, сомневаются, что суды побеждены. В чём Барнс и Хассан оригинальны, так это в том, что обращают внимание на влияние изменений в понимании своей идентичности сомалийцами по линии «клан-религия-государство». Изначально в стремлении к порядку клановая идентичность уступила место лояльности Союзу исламских судов. Потом, когда требование следовать исламским нормам стало слишком жёстким, всё свелось к привычной войне кланов и угодливости перед сильной Эфиопией.
Но эта трансформация не закончена. Теперь ушедшие в подполье лидеры судов обращаются к более высокому, но такому слабому в Сомали уровню идентичности - они призывают всем объединиться и дать отпор захватчикам, эфиопским войскам. Хотя быть услышанными у них шансов немного, попытка апеллировать к суверенитету для нынешней эпохи показательна. Впрочем, также очевидно, что не только у Сомали, но и у многих состоявшихся куда больше, но не лидирующих государств, по нынешним временам суверенитета не может быть в принципе.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.