Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.05.2007 | Татьяна Становая
ЕС-Россия: ценностный разрыв
18 мая в Самаре прошел саммит ЕС-Россия, который стал одним из самых сложных за всю историю партнерства. Переговоры о подписании нового соглашения о стратегическом партнерстве были заблокированы Польшей, никаких документов к подписанию не планировалось. Саммит стал неудачным еще до того как начался. Участники отказались от попыток согласовывать даже совместную декларацию.
Отношения России и ЕС на протяжении последних месяцев ухудшались. Число проблем нарастало вместе с количеством критиков России. К моменту проведения саммита против России вступали не только Польша, но и Эстония (в связи с «осадой» посольства) и Литва (в связи с блокировкой поставок нефти по трубопроводу «Дружба»). При этом и ЕС, изначально скептически воспринимавший запрет Польши на ведение переговоров с Россией о новом соглашении о стратегическом партнерстве, встал на сторону Польши, назвав эмбарго на поставки польского мяса незаконным. Можно назвать несколько причин ощутимого ухудшения отношений России и ЕС.
Во-первых, в России происходит изменение политического курса, которое состоит в проведении сознательной жесткой линии по отношению к Западу - даже ценой ухудшения отношений с ним. Все это подкрепляется растущим ценностным разрывом между Россией и Европой. Кремль заинтересован в ослаблении влияния Запада как на внутриполитическую жизнь России, так и на внешнюю политику, тем более что геополитическая конкуренция России и Запада значительно выросла. Но в отличие от 90-х годов Россия сейчас не «скована» ориентацией на западные ценности. Политика ухудшения направлена преимущественно для внутреннего «употребления», а внешняя политика фактически приносится в жертву внутриполитическим задачам. В 2007-2008 годах в России пройдут парламентские и президентские выборы, и Кремль нуждается в патриотической антизападной мобилизации населения. Кремль также заинтересован в максимальной управляемости передачи власти преемнику, то есть в снижении внешнего влияния как на оппозицию, так и на сознание элит. Предвыборный характер года означает повышенные риски, для борьбы с которыми предпринимаются превентивные меры, в частности, активная борьба с «маршами несогласных», что также провоцирует рост несогласия с действиями властей России со стороны Европы. Самарские власти первоначально запретили марш 18 мая, однако против этого выступила канцлер Германии Ангела Меркель. В итоге марш был разрешен, хотя участники и организаторы подверглись массовым задержаниям. Таким образом, сам предвыборный характер года опосредовано влиял на развитие российско-европейских отношений.
Наиболее ярким проявлением изменения курса Кремля в отношении Запада стал и российско-эстонский кризис, в рамках которого Россия пошла на весьма спорные шаги, фактически противопоставив сносу памятника Воину-Освободителю в Эстонии осаду эстонского посольства молодежными прокремлевскими организациями (они, в свою очередь, получили поддержку президента Владимира Путина на концерте 9 мая). Европа, которая изначально предпочла занять позицию невмешательства, в итоге активно поддержала эстонские власти, которым пришлось подавлять стихийные выступления и погромы в Таллине. По словам высокопоставленного европейского собеседника «Коммерсанта» в Брюсселе, «Эстонии даже не нужно было просить ЕС что-то сделать с Россией». Осада посольства в Москве, равно как и пропагандистская кампания в российских СМИ, а также хакерские атаки на эстонские порталы произвели на Брюссель сильное впечатление. Более того, они продемонстрировали, что польский кризис прошлого года – это не исключение из правил. Если даже заставить Польшу отказаться от своих претензий, напряженность между Россией и ее европейскими соседями не исчезнет: конфликтовать с Россией будет не Польша, так Эстония или Литва.
Проявлением ужесточения линии России в отношении Запада стала и нерегулированность косовской проблемы: Россия не принимает план будущего Косово, составленный под эгидой посланника ООН и бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари, угрожая наложить вето в СБ ООН.Во-вторых, негативным фактором российско-европейских отношений стало замедление развития энергетических отношений, которые в 2006 году были локомотивом развития диалога со странами Западной Европы. Ситуация усугубляется также тем, что Кремль успешно провел азиатский саммит в Туркмении, где фактически был заключен тройственный энергетический союз, позволяющий России закрепить свое монопольное положение на рынке экспорта газа в Европу. ЕС, который делает принципиальную ставку на диверсификацию, видит в этих действиях угрозу своей энергетической безопасности, а проекты, которые ранее предлагала Россия в виде обмена активами, оказались недостаточными для того, чтобы повлиять на позицию национальных правительств. Все это означает некоторое «проседание» в энергетических отношениях России и ЕС и очередной выдвижение неприемлемых для России требований по формату энергетического сотрудничества с Европой.
Наконец, в-третьих, крайне негативным фактором развития российско-европейских отношения стали планы США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше. В качестве ответного шага Владимир Путин пригрозил выходом из ДОВСЕ, напугав Европу. Во много это лежит в основе и российско-польского кризиса, ставшего формальными поводом для моратория на переговоры по стратегическому соглашению. При этом российско-польский кризис отношений лишь усугубился: накануне саммита представитель польского МИДа Роберт Шанявский сообщил, что Варшава «отказывается поддерживать с Россией двусторонние отношения на высоком уровне до тех пор, пока Москва не отменит запрет на импорт польского мяса».
Однако, несмотря на все это, Россия и ЕС продолжают оставаться взаимозависимыми и дальнейшее нагнетание ситуации не выгодно обеим сторонам. Главной задачей России и ЕС в этом контексте было превращение политически острого и холодного саммита, заранее провального, в рутинное мероприятие без риска ухудшения и без того похолодевших отношений. Именно поэтому сразу перед саммитом последовали «примирительные» заявления и действия и со стороны России, и со стороны ЕС.
15 мая Ангела Меркель заявила, что временные разногласия по торговым и другим вопросам не помешают развитию стратегического партнерства между Европейским союзом (ЕС) и Россией. Верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, который проигнорировал саммит из-за получения престижной международной премия имени Карла Великого, напомнил, что Россия – «самый большой и самый важный сосед» Евросоюза. Тем временем в Москву вернулась посол Эстонии, а по нарвскому мосту снова началось движение транспорта из России в Эстонию. При этом Эстония заявила, что не намерена блокировать переговоры России с ЕС о подписании нового соглашения. Таким образом, фактор российско-эстонских отношений перед самым саммитом был несколько сглажен, а наметившийся было тройственный союз Польши, Литвы и Эстонии против России не сложился. Стремление хотя бы внешне «разморозить» отношения России и ЕС продемонстрировал и российский президент, который заявил, что «конфликта интересов между Россией и ЕС, слава Богу, нет. Есть разные взгляды на то, как решать те или иные проблемы. Но с обеих сторон есть желание их решать». А кремлевский источник уточнил, что время обсуждения на саммите «позитива» и «негатива» распределится в пропорции 9:1.
Впрочем, итоговая пресс-конференция показала, что проблемы сохраняют свою остроту, и сторонам не удалось их «замолчать». Так, Владимир Путин упомянул о проблеме нарушения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. «Наша позиция здесь известна: мы ее повторили на сегодняшней встрече. Мы считаем это недопустимым и недостойным Европы», – подчеркнул он. Он также обвинил ряд стран ЕС в эгоизме, явно намекая на Польшу, Эстонию и Литву. «Мы не драматизируем ситуацию. Мы понимаем, что, прежде чем приступить к переговорам, Евросоюз должен решить свои внутренние проблемы», – заявил Путин, при этом отметив, что Россия готова к дальнейшим переговорам по проблемам польского мяса. «С нами польские наши коллеги и друзья не разговаривают уже более года. Слава богу, есть немецкий канцлер, который представляет их интересы. Будем работать дальше», – заявил российский президент. В.Путин подчеркнул, что на саммите удалось договориться почти по всем вопросам, за исключением «острых, требующих дополнительной доработки». В основном это вопросы, лежащие в сфере, по словам В.Путина, «экономического эгоизма одной-двух-трех стран Евросоюза».Довольно острым ответом на эти высказывания стали слова главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, который заявил, что проблемы Польши, Литвы и Эстонии с Россией – это «проблема всей Европы». Тем самым Баррозу поддержал позицию Польши, стремившуюся распространить свои российско-польские проблемы на российско-европейские отношения. Он также подчеркнул, что не видит причин для запрета импорта польского мяса в Россию. Пришлось России услышать и критику в адрес своей демократии. Баррозу призвал Россию соблюдать демократические принципы свободы слова и самовыражения, отметив, что Евросоюзу «постоянно приходится высказывать озабоченность в тех случаях, когда мы видим ограничение этих свобод». Однако с этим снова не согласился Путин, указав, что в политике не существует понятия «чистая демократия». Он также указал на то, что «марши несогласных» допустимы, только если они проходят в соответствии с законом и не ущемляют права граждан, фактически, тем самым, обвинив внесистемную оппозицию в нарушениях.
В то же время прозвучали и обнадеживающие слова. Баррозу высказался в поддержку вступления России в ВТО, вопреки утечкам за несколько дней до саммита о готовности ЕС заблокировать вступление на фоне российско-эстонского кризиса. Более того, как уточнил потом министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, Россия и ЕС договорились в течение ближайших недель решить все вопросы, связанные с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Впрочем, Грузия, со своей стороны, напомнила, что Россия пока не регулировала свои отношения с Россией в вопросе условий вступления РФ в ВТО. Со стороны ЕС последовал и еще один «дежурный» жест в адрес России: Баррозу осудил все фашистские манифестации на территории Европы. Путин, в свою очередь, пообещал «искать развязок» с соседями.
Саммит в действительности подтвердил, что отношения России и ЕС значительно осложнились. Как заявил Financial Times анонимный чиновник ЕС, по итогам саммита не будет принято даже совместной декларации: «Дела по-настоящему плохи. Мы не должны скрывать этот факт, делая вид, что договариваемся, лучше просто не иметь результатов». Ухудшению отношений России и ЕС будет способствовать и сохраняющаяся геополитическая конкуренция с Западом в целом на постсоветском пространстве, а также планы США разместить элементы ПРО в Европе – и, скорее всего, сопротивления американцы здесь уже не встретят.
Но главное, что не позволяет России и ЕС значительно продвинуться в двусторонних отношениях – это замедление развития отношений в энергетической сфере. До последнего времени ценностный разрыв между Россией и Европой сглаживался благодаря очень стремительному развитию экономических двусторонних отношений между Россией и странами Европы, а также появлению мощнейших энергетических проектов. Сейчас энергетика как цементирующее начало значительно ослабевает на фоне «газовых войн», попыток России укрепить монополию на экспорт газа в Европу (азиатский союз) и роста страха Европы перед энергетической зависимостью от России. В Европе также сменяются руководители, с которыми были выстроены хорошие межличностные отношения, а им на смену приходят политики, прохладно относящиеся к России. В частности, саммит показал, что фактор Германии, на который рассчитывал Путин, себя не оправдывает, и Ангела Меркель предпочла выдержать ощутимую дистанцию от России. Снижение числа «друзей» Путина в Европе, рост числа критиков и противников внешней политики России, коррекция курса Кремля и ослабление энергетической «мотивации» в ЕС приведут к инерционному сценарию, при котором в отношениях России и ЕС ни дальнейшего ухудшения, ни улучшения не предвидится.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.