Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
29.06.2007 | Валерий Выжутович
Показательное выступление
Имя путинского преемника еще не названо, зато список кандидатов от оппозиции день ото дня прирастает. Экс-премьер Михаил Касьянов, бывший советский диссидент Владимир Буковский, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, председатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский… На днях в этот ряд встал неведомый стране Сергей Гуляев, выдвинутый учредительной конференцией новорожденного движения «Народ». Кто там еще на подходе?
Вообще-то заранее - почти за год до выборов - оповещать о намерении баллотироваться на президентский пост в России не то чтобы не принято, просто очень рискованно. Такой кандидат даже до регистрации может не дотянуть - сгорит в плотных слоях политической атмосферы. Поэтому власть пока не хочет (да и не может, поскольку сама пребывает в метаниях) обнародовать имя преемника. Боится фальстарта. Иное дело - оппозиция. Ей терять нечего. Ни один из ее кандидатов о победе и не мечтает, а результат внутривидовой борьбы (кто больше соберет голосов - Касьянов или Явлинский) по своей важности не поднимется выше социологического опроса. Засветиться месяцем раньше, месяцем позже - в принципе разницы никакой. Российское общество не считает оппозицию влиятельной силой. Да и не нуждается в ней. По данным социологов, почти половина опрошенных полагает, что оппозиция не нужна. Лишь менее трети населения признает за ней право вырабатывать альтернативный курс и занимать командные высоты. Впрочем, сама оппозиция до сих пор не дала повода относиться к себе иначе. За пятнадцать с лишним лет постсоветской истории она ни разу не приходила к власти. Но если в прежние годы ее лидеры справа и слева всерьез предъявляли права на управление страной, то теперь нет и этого. И уж никто не рассматривает СПС или КПРФ как демократический или коммунистический авангард. Судьба обеих этих партий, отмеченных печатью неуспеха, у сторонников той и другой может вызывать сочувствие, но никак не желание еще раз довериться им.
К примеру, Геннадий Зюганов говорил, что «в партии наблюдаются две тенденции - «те, кто готов строиться под Путина, и те, кто готов противостоять проводимой в стране политике либеральной диктатуры». Но сам же Зюганов образцово олицетворял обе тенденции. Это он только то и делал, что одновременно и «строился», и «противостоял». То же самое и «Союз правых сил». Его лидеры, одолеваемые внутренним борением, душили в себе поочередно то «радикалов», то «соглашателей» и все никак не могли определить своего отношения к власти (не в силах сделать это и теперь: разгон Московского городского отделения партии федеральным политсоветом - продолжение застарелых дискуссий в СПС). Точно так же и «Яблоко» с его неоднократными попытками заручиться поддержкой Кремля в обмен на сдержанность в критике власти. Кто-то еще надеялся, что «Союз правых сил» и «Яблоко» примут хотя бы символическое участие в «Марше несогласных». Но нет. Лидеры обеих партий заявили, что остаются приверженцами парламентских и конституционных методов борьбы.
Между тем участие представителей оппозиции в президентской гонке стране необходимо. Только не во множественном числе. Нужен единый кандидат. Да, этот кандидат не сможет соперничать с президентским преемником в «конкурсной программе». Но общество вправе рассчитывать хотя бы на «показательное выступление». Требуется показать альтернативу. Показать, что страну населяют не только сторонники бюрократической серости и не только те, кого вдохновляют националистические бредни. Что есть и другие люди, чей общественный запрос способен выразить Явлинский, Белых, Рыжков, Геращенко - любая символическая фигура, неважно, с каким рейтингом.
Разговоры о том, что единый кандидат от оппозиции будет сразу отсеян и едва ли пройдет регистрацию, хоть и не лишены основания, все же пока преждевременны. Потому что в таком «показательном выступлении» по-своему заинтересована и власть. Бояться соперничества с кем бы то ни было ей совершенно нечего. А вот чтобы в выборах принял участие протестный электорат - это для нее важно. Приход на участки сторонников объединенной оппозиции повысит легитимность выборов в глазах страны и мира. Только в отличие от несогласных, не рассчитывающих на призы, для власти тут небезразличен именно результат. Он тоже станет показательным - и скорее всего в печальном смысле (по данным «Левада-центра», пока только 6 процентов россиян готовы проголосовать на президентских выборах за так называемого демократического кандидата). Тогда стране и миру будет наглядно продемонстрировано, чего стоят, согласно итогам голосования, российские «смутьяны» и какова на деле их народная поддержка. Так что обеспечить избирателей полным набором альтернатив, включая и протестную - в этом желания власти и общества полностью совпадают.
Дело за «малым» - выработать предвыборную платформу оппозиционных сил и выдвинуть единого кандидата. Никогда прежде этого не было. Впрочем, до последних пор и российская реальность в такой степени не способствовала протестному объединения левых и правых. Теперь же для тех и других она по разным причинам, но одинаково неприемлема.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.