Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.07.2007 | Татьяна Становая

Кремль строит молодежь

На прошедшей неделе молодежное движение «Наши» традиционно приняло участие в форуме «Селигер-2007», а президент России Владимир Путин впервые провел встречу с активистами сразу нескольких прокремлевских молодежных организаций. Одновременно в СМИ появилась информация о грядущем присоединении всех существующих крупных молодежных проектов к «Нашим». Эта информация не получила официального подтверждения, однако есть ряд косвенных подтверждений тому, что Кремль намерен мобилизовать моложенный ресурс в преддверии выборов и значительно повысить его управляемость.

Бум молодежных движений в России произошел два года назад. Тогда на фоне «оранжевой революции» в Украине и власть, и политики, задумались над тем, что молодежь является значимой силой, которая может привлекаться для решения политических задач. Кремль тогда в первую очередь, стремился решить двойную задачу: с одной стороны, привлечь молодежь на свою сторону, не позволив внесистемной оппозиции претендовать на использование ее «на улице»; с другой стороны, получить собственный ресурс для того, чтобы можно было противопоставить оппозиционной активности лояльную молодежь. Именно в 2005 году произошла модернизация движения «Идущие вместе», на основе которого был создан мега-проект «Наши». Значительное внимание своей молодежной политике уделили и политические партии: «Единая Россия», например, значительно обновила свое молодежное крыло, создав «Молодую гвардию». Одновременно появилось либо существенно активизировалось множество других молодежных объединений.

В 2005 году все молодежные организации можно было условно разделить на четыре категории. Первые две - работающие в интересах власти, среди которых явно прокремлевские движения – «Молодая гвардия», «Наши», «Россия молодая»; и несколько публично дистанцированные от Кремля, работающие в интересах власти «патриоты», чья идеология носит, скорее, националистический характер (например, Евразийский союз молодежи). Третья категория – оппозиционные идеологически-ориентированные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые «Оборона», «Да!» и множество других. Четвертая категория - организации, которые создавались как бизнес-проекты («Пора», московское отделение «Идущих без Путина», «Мы»), претендовавшие на востребованность на «оранжевом» поле. Вскоре появились и региональные варианты движения «Наши», которые создавались под патронажем губернаторов.

За два года ситуация на рынке молодежных проектов заметно изменилась. Политические бизнес-проекты практически не выдержали испытания временем: как правило, они создавались в контексте политической моды и рассчитывали быть востребованными в связи с «оранжевой угрозой». Как только стало понятно, что спрос на такие проекты низок, «оранжевая революция» в России практически невероятна, а молодежь либо аполитична, либо прагматична, большинство проектов четвертой категории оказались «однодневками».

Не получила развития и политическая деятельность оппозиционных молодежных движений. На левом фланге ситуация была стабильна и не претерпела кардинальных изменений ни в 2005 году, ни после него, хотя часть организаций и начала тяготеть к «взрослым» организациям типа «Другой России» (например, АКМ). В тоже время на правом фланге, напротив, можно наблюдать кризис: «системные» партии – СПС и «Яблоко» практически не занимались серьезным развитием своих молодежных отделений. Зато внесистемная оппозиция предпочитала привлекать молодежь не в отдельные структуры при себе, а непосредственно к собственной политической деятельности. Все это свидетельствует о невостребованности оранжевых технологий в России – именно поэтому пока внесистемная оппозиция даже не ставит перед собой такой задачи, как мобилизация молодежи в спецпроекты по аналогии с украинской «Порой» или грузинской «Кмара».

Из всех молодежных проектов, которые появились в 2005 году в связи «оранжевой революцией» в Украине (антиоранжевые или оппозиционные), наиболее жизнеспособными оказались прокремлевские и близкие к ним проекты – от «Наших» до ЕСМ. Все они на протяжении последнего времени активно использовались как альтернативная уличная сила против представителей «Другой России», а также в акциях протеста на международные темы (например, осада эстонского посольства, преследование посла Великобритании, акции против Бориса Березовского и т.д.). Нередко прокремлевские организации проводили совместные мероприятия.

Ранее создание множества прокремлевских проектов объяснялось многопрофильностью задач, которые стояли перед Кремлем. Проекты были более целевыми, например, ориентированными либо на определенную аудиторию (студентов – как самую опасную группу с точки зрения привлечения в «оранжевые организации»), либо на отдельный регион (как «Новые люди» в Поволжье или «Местные» в Подмосковье). Сейчас цели унифицируются, потребность работы с более узкими группами отпадает из-за значительно снижения «оранжевой угрозы» и слабости оппозиции. Это создает предпосылки для того, чтобы как минимум – более четко координировать деятельность прокремлевских движений, как максимум – объединить их.

На прошедшей неделе появилась информация о том, что на форуме «Селигер-2007», где ежегодно проводят свои мероприятия движение «Наши», будет объявлено о слиянии «Наших» с «Молодой гвардией», «Россией молодой», «Новыми людьми» и ЕСМ. СМИ не сумели найти официальное подтверждение этой информации. Однако есть ряд свидетельств того, что все прокремлевские организации ближе к выборам будут встроены в единую систему управления.

Во-первых, информация о слиянии исходит сразу от нескольких источников. С разницей в несколько дней или недель о вероятности слияния в том или ином составе сообщал ЕСМ (конечно с упором, что именно ЕСМ станет центром объединительного процесса), «Новые люди» (о присоединении к «Молодой гвардии»), «Молодая гвардия». Причем, судя по всему, в Кремле стоит задача объединения, однако вопрос о формате и месте актива и лидеров отдельных вливаемых организаций, пока еще является подвешенным. Это рождает проблему: каждая организация начинает собственный торг за условия объединения. При этом, судя по всему, в Кремле есть несколько проектов, которые в определенном виде могут совместимы.

Первый проект – объединение всех молодежных организаций, не имеющих отношения к партиям, в единую организацию. В этом случае объединение произошло бы на базе «Наших», а «Молодая гвардия» сохранила бы автономию. Как заявил источник в администрации президента «Газете.ру» на базе «Наших» будет слияние с «Россией молодой», «Новыми людьми», ЕСМ, а также движениями «Наша страна» и «Георгиевцы».Второй сценарий – пожалуй, наименее вероятный. Это присоединение к «Молодой гвардии» всех прокремлевских движений. Это означало бы фактически мобилизацию всего прокремлевского молодежного ресурса для обеспечения наилучшего результата «Единой России». Однако вряд ли Кремль пойдет на это: «Наши» являются уникальной силой, и их уничтожение значительно снижало бы антиоранжевый потенциал пропутинской молодежи. Кроме того, крайне трудным представляется и сама возможность поглощения «Наших» «Молодой гвардией».

Очевидно, что в первом случае молодежное объединение будет более многопрофильным и сможет дистанцироваться от отдельных политических сил, имея возможность позиционировать себя исключительно как пропутинская сила. Во втором случае молодежное объединение будет более целевым и ориентированным преимущественно на победу «ЕР» на выборах. Тем не менее, в действительности, оба сценария совместимы. Для Кремля задача заполнения улицы в поствыборный период продолжает оставаться одной из самых актуальных и «Нашим» здесь фактически нет адекватной замены: движение позиционирует себя как пропутинская молодежь, в то время как «Молодая гвардия» близка к «Единой России». В этом смысле поддержка легитимности выборов со стороны последней будет выглядеть явно ангажированной. Более того, привлечение «Наших» к выборам «Единой России» вряд ли даст какой-либо электоральный эффект, а «переварить» «Наших» «Единой России» будет крайне сложно, учитывая конкурентный характер отношений между двумя организациями.

Тем не менее, в Кремле активно обсуждается возможность привлечения «Наших» к участию в избирательной кампании «Единой России». Как заявила газете «Газета» председатель политсовета молодежного крыла партии «Единая Россия» Надежда Орлова, движения сливаются в коалицию по рабочим названием «Молодежные избирательные штабы». А площадкой для объединения станет «Молодая гвардия». «Партия «Единая Россия» в рамках будущей предвыборной программы решила, что все идейно близкие ей молодежные движения будут работать вместе», — заявила она. Известно, что ряд представителей «Наших» могут получить места в избирательных списках, активисты приглашаются на работу в избирательные штабы. В самом движении «Наши» создано подразделение «Наши выборы», которое как раз и будет специально заниматься кампаниями. Косвенно в пользу возможного объединения (не юридического) молодежных движений говорит и запланированный уход Василия Якеменко с поста лидера «Наших». На смену ему на прошедшей неделе был избран комиссар из Владимира Никита Боровиков: после декабрьских выборов в Госдуму руководить движением будет он. Это стало одной из самых интересных интриг: предполагалось, что новым лидером станет глава отделения «Наших» в Воронеже Марина Задемитькова: ее поддерживал Якеменко. Ее проигрыш может расцениваться как политическое поражение самого Якеменко, который, тем не менее, собирается продолжить карьеру (пока считается, что именно он будет руководить «Нашими» до выборов в Госдуму). Причем существует множество версий: например, что Якеменко войдет в избирательный список партии «Единая Россия», возглавит агентство по делам молодежи или переедет на работу в администрацию президента. Тем не менее, смена лидера может указывать, прежде всего, на возможное изменение политического положения «Наших».

Во-вторых, впервые изменен формат встречи «Наших» с Владимиром Путиным. Традиционно только «Наши» получали аудиенцию из года в год у главы государства. Сейчас традиция изменена: в Завидово к Путину приехали помимо «Наших», представители «Местных», «России молодой» и «Молодой гвардии «Единой России», «Новых людей» и молодежного движения «Наша страна» (Приморский край). Тем самым, Кремль впервые допускает к власти иные молодежные организации, делая их также интересными для молодежи. Иными словами, если ранее «Наши» занимали привилегированное положение, предлагая на рынке молодежных проектов уникальные возможности, тем самым, значительно повышая собственную конкурентоспособность, то сейчас все молодежные движения формально уравнены в правах. Лагерь на Селигере также стал местом, куда были приглашены не только «Наши».

Все это свидетельствует о том, что власть намерена повысить эффективность управления молодежными организациями в преддверие выборов и одновременно усилить молодежных ресурс. Неслучайно форум на «Селигере» был беспрецедентным по представительности гостей. Туда приехали «преемники»: Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, министр образования Андрей Фурсенко, который провел форум ректоров основных ВУЗов, четыре губернатора. Власть оказывает максимально возможные знаки внимания к лояльной молодежи, значительно стимулируя ее мотивацию. Неслучайно также Владимир Путин призвал активнее включать молодежь в избирательные списки.

Несмотря на то, что Кремль рассчитывать мобилизовать молодежные организации в предвыборный и поствыборный период, только избирательными целями использование молодежного ресурса не ограничится. Кремль рассчитывает даже после выборов сохранить за прокремлевской, организованной в том или ином виде молодежью роль постоянно действующей массовой, антиоранжевый силы, представляющей собой составную часть кремлевского агитпропа. Однако развить это в некое подобие комсомола не удастся: во-первых, значительно ограничены возможности для карьерного роста, даже несмотря на значительные усилия в этом направлении. Во-вторых, молодежные организации практически никак не интегрированы в системы социализации российской молодежи и роль патриотического воспитания в этом контексте будет практически недоступна. Тем не мене, в целом можно отметить, что антиоранжевая роль молодежных организаций, хотя и остается центральной, но постепенно ослабевает, заставляя Кремль привлекать молодежь к иным, более мирным задачам, в том числе к предвыборной пропаганде и агитации. Как следствие, молодежные организации будут сближаться и встраиваться в единую систему политического управления, которая будет направлена на решение более широких задач.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net